Логотип
Подписной индекс:
83218
 
Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки

  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(8462) 35-59-56
(8462) 59-69-14

Самарский интеллигент

Константин Павлович ГоловкинВы слышали о самарском купце, имевшем дом и собственный магазин на одной из центральных улиц Самары? На Панской располагался его писчебумажный и художественный магазин, предлагавший покупателям, как гласит реклама "письменные принадлежности для присутственных мест, школ, контор и канцелярий. Предметы для рисования, черчения и живописи. Вещи из бронзы, накладного серебра, мрамора и кожи. Багеты для рам и прием заказов. Клеенка всевозможная. Обои".

Вы слышали о состоятельном человеке, капитал которого к концу 1915 года составлял 2 миллиона рублей, совершившем путешествие за границу, владельце первого в Самаре автомобиля? Он предложил Городской думе 600000 рублей на постройку художественного музея, с условием пожизненно и бесплатно занимать должность хранителя в этом музее.

Знаете о мальчике, с детства мечтавшем посвятить себя рисованию? Но отец, имевший собственное дело, считал тягу ребенка к искусству "баловством" и родительская воля определила судьбу: 6 классов Самарского реального училища, где его педагогом по рисованию был живописец Н.А.Храмцов, а затем работа "мальчиком" в магазине отца. Мальчик вырос, стал крупным торговцем и... известным самарским художником - любителем. Свою детскую мечту он воплотил в жизнь. Его картины и сегодня украшают экспозицию Самарского художественного музея. Современники отмечали, что работы эти "заключали много настроения и любви к волжской природе", называли его "певцом Волги".

Слышали об одном участнике первой выставки самарских художников, организовавшем вместе с художником Ф. Буровым кружок любителей искусства, активнейшем участнике ежегодных выставок самарских художников и жертвователе своих произведений в фонд музея, страстном коллекционере, чьи коллекции частично были переданы в дар Археологическому музею, авторе "Проекта постройки и устройства оборудования и организации провинциального музея"?

Вам, конечно, показалось, что рассказ идет о нескольких людях. Нет, это все об одном нашем земляке - Константине Павловиче Головкине, который несмотря на скромное происхождение ( в анкете он указывает - "из мещан"), на отсутствие высшего образования, был настоящим русским интеллигентом.

Октябрьская революция вырвала его из привычной среды. Константин Павлович в 1918 году уезжает с семьей из Самары в Иркутск, затем совершает поездку в Манчжурию и Японию, где собирает коллекцию произведений искусства, которую, возвратившись в 1922 году в Самару, передает художественному музею. А собранную коллекцию восточного искусства, археологических и этнографических находок передает самарскому музею Общества археологии, истории и этнографии. Вернувшись на родину, устраивается на работу в самарское Губернское архивное бюро. На его иждивении жена и трое детей. Тяжело. Но и в этот трудный период своей жизни, по собственной инициативе собирает материалы по истории родного города. Он проработал архивистом около года, и за это время пересмотрел огромное количество дел, на основе которых им была составлена уникальная краеведческая картотека. Сейчас она занесена в разряд уникальных дел самарского Госархива. В ней Головкиным собраны и обработаны материалы по истории промышленных предприятий города Самары, самарских улиц и площадей, казенных учреждений, учебных заведений, церквей и монастырей, богоугодных заведений, окрестностей Самары, рек Волги и Самары, быта самарцев, культурных предприятий, торговли. Константин Павлович обнаружил и описал 19 планов города. Чтобы составить картотеку, пришлось проработать массу документов губернского архива, окружного суда, гражданского суда, нотариального архива, изучить памятные книжки Самарской губернии, подшивки местных газет и журналов за 60 лет. Кроме этого, он записывал рассказы старожилов, а иногда и сам проводил необходимые изыскания. Так, для описания башенных часов, находящихся на колокольне Троицкой церкви, он сам осматривал часовой механизм и делал обмеры. Константин Павлович умер в 1925 году, не дожив до 54 лет.

О Константине Павловиче Головкине, к его юбилею краеведческим музеем была выпущена брошюра, были публикации в газетах, но этого мало, чтобы увековечить его имя и его труды.

Краеведческий музей по праву носит имя П.В.Алабина, а как оценить имя Головкина? Мы в долгу перед ним.

Издать бы отдельной книгой его уникальную краеведческую картотеку, которую с интересом прочтут все, кто интересуется историей родного края. Она может стать настольной книгой для историков и краеведов. А самое главное, эта книга даст возможность "говорить" самому Константину Павловичу с потомками.

Если немного помечтать, то, можно представить себе в доме, построенном по его проекту, так называемой даче "со слонами", музей, открытый благодарными потомками самарскому меценату, художнику, коллекционеру Константину Павловичу Головкину.


Галина Галыгина
Гл. специалист самарского ГосАрхива

Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000, Самарская Лука.