Логотип
Подписной индекс:
83218
 
Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки

  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(8462) 35-59-56
(8462) 59-69-14

ИВАН МОРОЗОВ - РУССКИЙ АРТИСТ

ИВАН МОРОЗОВПомните, фильм такой был "Иван Никулин-русский матрос"? Первый цветной фильм на советском экране, где популярный в то время актер кино Иван Переверзев создает образ человека несгибаемой воли, способного на самопожертвование и в то же время ранимого, открытой и незащищенной душой.

Актера самарского Академического театра драмы Ивана Ивановича Морозова не приглашают, как и Ивана Переверзева в свое время не приглашали, на роли графов, королей и виконтов. Слишком уж выраженная типажность. Истинно русский характер.

Стоит актеру Морозову улыбнуться своей открытой и светлой улыбкой и сразу скажешь: "Нет, это не Ричард III, не Клавдий и не виконт де Бражелон". Его герои: Васильков ("Бешеные деньги" А.Островского), Касьян ("Усвятские шлемоносцы" Е.Носова), Сила Ерофеевич ("Правда-хорошо, а счачстье лучше" А.Островского), Вася Кузякин ("Любовь и голуби" В.Гуркина), Афанасий Иванович ("Старосветская любовь" по Н.В.Гоголю). Их ни с кем не спутаешь, его героев. Этот актер покоряет зрителя прежде всего обаянием, откровением доброй и светлой души. Каков он в жизни, таков и на сцене. Даже в ролях "неположительных", что случалось правда редко, он всегда искренен.

Наверное, не будет ошибкой, если скажем, что родной драматург актера А.Островский. В этом сходится мнение многих зрителей и коллег по искусству, ну, а, критикам просто нельзя не присоединиться к этому мнению, ибо оно верно.

С пьес классика русской драматургии и начались удачи Морозова. А до этого была "биография", наше неуютное, но родное сельское житье (он из деревни Малой Петровки, которой уже нет на карте), служба в армии, а дальше захворал солдат ни с того ни с сего театром. И вот результат - пришел к Монастырскому в студию поступать.

Сцена из спектакля  Приняли Ивана Морозова в театральную студию сразу и окончил он ее успешно, и в театр взяли, но, как водится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Трудно шел он к своей первой роли. Роль Весовщикова в спектакле "Мать" зритель заметил, но не оценил по достоинству. А потом обычная актерская жизнь - эпизоды, вводы, случайные роли. И вдруг - Васильков в спектакле "Бешеные деньги". С тех пор ни один спектакль по А.Островскому не обходится без Ивана Морозова.

В стройный ряд пьес великого классика русской драматургии вклинивается спектакль, который в сущности открыл актеру дорогу на большую сцену. Это "Усвятские шлемоносцы" по повести Е.Носова. Вот уж поистине здесь режиссер мог стопроцентно умереть в актере. Ощущение такое, что Носов писал своего героя специально для Ивана Морозова или списывая с него. В его Касьяне та же стать, та же крепость земная, крестьянская, та же неторопливость в делах, которые он творит не спеша, все крепко обдумав. На войну завтра уходить, она уже опустилась своим черным крылом на его дом. Однако думает он вовсе не о ней, проклятой. Он думает о доме, в котором оставит свою престарелую мать, двоих детей и любимую свою жену Натаху (Н.Радолицкая).

Сцена из спектакля  Выживет ли он на этой проклятой войне, он как-то не задумывается. А вот выживут ли они без него? Вот что его беспокоит. Глядя на Касьяна-Морозова, сразу поймешь: "За таким - как за каменной стеной, за ним не пропадешь". Уходит из семьи кормилец и, кто знает, может, и до его стен докатит эта война, а защитить беззащитных будет уже некому.

Сколько нежности и потаенной любви у него к своей Натахе, которую и обнять-то порой приходилось украдкой. Эта неброская земная любовь, скрытая от глаз людских, не на виду, как сегодня ее демонстрируют, выставляя напоказ, устраивая из нее театральное шоу с публичными поцелуями.

В этом спектакле Иван Морозов играл свое, родное, выстраданное. И герой его Касьян, в сущности, его современник, разве только старше годков на 10-15. Не случайно родная сестра актера, посмотрев спектакль, сказала: "Это ведь ты отца нашего сыграл". Вот, пожалуй, самая правдивая оценка сделанному и самая лучшая рецензия. Он сыграл русский характер.

Очередной фестиваль одного актера в театре (раньше такие устраивались) начался у Морозова с премьеры "Поздняя любовь"

Живет его герой Герасим Порфирьевич Маргаритов среди тех, кто воровство, обман считает нормой жизни. А для него это катастрофа. Будучи сам однажды обманутым и потерявшим все, он еще более не приемлет даже намека на ложь и обман. Он честно выполняет свой долг посредника между обманувшими и обманутыми (такова судьба адвоката). И вот ведь, "закон подлости", - снова втянут в обман. Его единственная дочь Людмила (Е.Лазарева), его сокровище, которой он доверял, безгранично верил, тоже втянута в грязную игру, да еще уходит от отца к авантюристу, игроку. Хотя потом выясняется, что не такой уж он горький пропойца. Но все же, все же...

Сцена из спектакля  Надо видеть глаза Ивана Морозова - Маргаритова, пораженного очередным открытием, что мир тесен от людей зла, что он снова обманут. Актер на трагической ноте играет далеко не героическую роль. Разрушен идеал, погублена честь и на дуэль не вызовешь, ранг не тот.

А вот, по контрасту, роль, выхваченная из сегодняшнего дня. Ученый Кирсанов в спектакле "Жиды города Питера" волей обстоятельств оказывается втянутым в чью-то авантюру, в какую-то дикую провокацию. Его, как и его соседей по дому, приглашают повесткой прибыть куда-то с пайком и минимумом одежды, видимо, для того, чтобы отправиться по этапу. Среди всего этого бедлама, паники, суеты, один Кирсанов - Морозов в здравом уме, остальные все, кому пришли подобные повестки, уже готовы отправиться по этапу. Пусть пойдет его сын, пойдет никогда "непросыхающий" сантехник , пусть пойдет его ближайший сосед и друг, герой Морозова не станет звонить высокопоставленному начальнику - своему бывшему другу. Пусть побесятся, пусть посуетятся, а я погляжу на Вас...

Морозов очень интеллигентно, с "хитринкой" поглядывает на суетящихся людей. Будучи человеком спокойным, уравновешенным, актер и в данных обстоятельствах удачно "уравновешен".

Сцена из спектакля  Вернемся к Островскому. До сих пор, мы говорили о серьезных ролях Морозова. Сила Ерофеевич Грознов из комедии Островского "Правда хорошо, а счастье лучше"- персонаж действительно комедийный. "Верченый, крученый, сеченый, мученый...". На "турку" ходил, Измаил брал, полная "кавалерия" на грудях. И не гляди, что стар, а вдову свою соломенную помнит. Вернулся к своей Мавре Тарасовне и даже в "ундеры" поступить готов, лишь бы любовь продолжать.

Грознов Ивана Морозова - и ножки калачиком, и сапожки тоже, а когда по плечу хлопают, уже приседает, но основную мужскую обязанность помнит, вот он каков, Грознов!

Михаил Борисович Лыняев Морозова из комедии Островского "Волки и овцы" - единственная овца, среди больших и маленьких волков и волчиц во главе с их предводителем Василием Ивановичем Беркутовым (В.Борисов). Не таков герой Морозова, чтобы дать себя так просто облапошить хитрой и опытной волчице. Он не потому не хочет "замуж", что боится этих волчиц, а потому, что знает что с ним произойдет после того, как он выйдет из-под венца.

И совершенно, казалось бы, контрастная этой, роль в современной пьесе Л.Разумовской "Романс"

Помирать старик приехал к двум дочерям. Одна его люто ненавидит, другая, вроде бы, относится терпимо. А трагедия героя в том, что осознает как бестолково жизнь прожил, как рассорил ее зазря, как напрасно трудился за пятак, как не сумел воспитать и сберечь самое дорогое - детей своих. И все это играет Морозов на одном дыхании.

В последнее время актера часто приглашают на характерные роли. Его Кузовкин в спектакле "Чужой хлеб" - фигура опять скорее трагическая. Да, горек чужой хлеб, чужой не сладок мед, но приходится в силу обстоятельств есть его, приходится терпеть унижения, до поры до времени. И Кузовкин скажет свое последнее слово обидчикам.

Сцена из спектакля  Кузовкин в трактовке Морозова тих и скромен, но не жалок. Он задавлен судьбой, своим низким положением, но сохранил самое главное - чувство человеческого достоинства.

Спектакль "Старосветская любовь". Иван Морозов редко появляется в роли героя-любовника, да и гоголевский Афанасий Иванович был таковым когда-то, очень давно, когда еще "на турку ходил". Измаил брал. И произведение это, абсолютно недраматургическое, называется "Старосветские помещики". Гоголь, наверное, и не предполагал, что его вообще можно играть на сцене. Тем более, сам он относился к своим героям с известной иронией. Глядите, мол, как два патриархальных человечка проживают свой день от рассвета до заката.

Ан-нет! Они потому и проживают его хорошо и спокойно, и в радости, что продолжают любить друг друга, несмотря на преклонные лета свои. Актер обыгрывает сцены ухаживания за Пульхерией Ивановной (Е.Лазарева) с поразительным блеском. Она спит, а он ей соломкой за ушком щекочет. Она проснулась, а он ей уже орешков наколол.

- А чего бы нам закусить, Пульхерия Ивановна? Может, пирожков с маком, а может, рыжичков соленых?

- Ах, Афанасий Иванович, - ответствует она - Вы, как дите малое....

И наливает ему рюмочку. А он опять продолжает свои ухажерские выдумки и не видно им конца.

Здесь и текста-то нет, и все "пустые места" надо перевести в сценическое действие молча, порой не произнося ни одного слова, и Морозов делает это с большим мастерством и юмором.

Один из последних спектаклей - "Доходное место" по Островскому. Здесь ему и вовсе не дают говорить. Его трактирщик Василий за два часа сценического действия не произнес ни единого слова. А, как известно, молчать на сцене - самое трудное занятие.

Стоит посмотреть, как молча зыркнет на своего заворовавшегося полового его начальник, в сущности такой же лакей, и как половой сразу же полезет в карман за спрятанной заначкой. Вот уж поистине слово - серебро, а молчание - золото. Но, молчать надо уметь и делать это надо талантливо, чего Морозову ни у кого не занимать.

Зрители часто отождествляют актера с его персонажем на сцене. Если актер все время играет в театре отрицательные роли, то зрители иногда считают, что он и в жизни такой же. Конечно, же это неверно. Жизнь актера ничего общего с его персонажами на сцене не имеет. Ведь артист на то и артист, чтобы показать нам жизнь любого приятного или неприятного нам героя.

Сцена из спектакля  С Иваном Морозовым, который, к счастью, и в жизни такой же положительный, как и его герои на сцене, случился инцидент. Однажды летом, где-то в глубинке, на деревенской сцене играли "Арктический роман". Роль у Морозова на этот раз была мало привлекательна для зрительского ока. Он играл Дудника, шахтера по профессии и шантажиста по жизни. Девочкам, чтобы завоевать их расположение, он представлялся тайным агентом из органов. Известно, что симпатии таким образом не завоюешь, но так авторитету больше. При знакомстве он не забывал напомнить девушке: "Если что, органы не простят...". Как видите несимпатичный тип.

Поскольку актер по ходу спектакля не рассчитывал на аплодисменты в свой адрес, то на поклон не вышел. И вдруг за кулисами: "Ваня, выходи на поклон, тебя требуют!" Пришлось выйти. Все актеры еще стояли на сцене, у каждого был в руках букет цветов. Перед рампой стояла женщина без цветов и, как только появился Морозов, решительно заявила: "Отдайте ему цветы! Он невиноватый! У него роля такая".

Вот таков заслуженный артист России Иван Морозов. Что бы он ни играл, пусть это будет просто эпизод, он остается надолго в памяти зрителей.

Спектакль "Старосветская любовь" отметил недавно своеобразный юбилей. Сыграно 60 спектаклей, а зрители продолжают ходить на "Старосветскую любовь" и, думается, что эта замечательная инсценировка гоголевской повести еще долго продержится на сцене. Слава богу, Иван Морозов в полном расцвете сил и пора его уже давно перевести из заслуженных в народные, ибо у народа, в первую очередь, он пользуется заслуженным успехом.


Анатолий Галкин.
Член Союза журналистов России

Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000, Самарская Лука.