Логотип
Подписной индекс:
83218
 
Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки

  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(8462) 35-59-56
(8462) 59-69-14

ИЗ ИСТОРИИ О ТИМУРЕ

"Это именно реконструкция, где многое раскрывается благодаря воображению ученого. Такой опыт реконструкции, даже не будучи во всем достоверен, имеет все права на существование. Если идти вслед за бедными источниками, устанавливать только то, что может быть установлено с полной достоверностью, то все равно мы не гарантированы от непонимания истории, ибо историческая жизнь, несомненно богаче, чем это можно представить только по источникам. И все-таки любое, самое строгое, следование за источниками невозможно без элементов реконструкции".

Академик Д.С. Лихачев

Поход на Кондурчу

От автора

Мои первые сведения о Тимуре были почерпнуты в далеком детстве из замечательной повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда" и открытки-репродукции картины В.В.Верещагина с непонятным названием "Апофеоз войны", где были изображены пирамиды из многих тысяч человеческих черепов. От Гайдара я узнал, что Тимур - "злой царь" и Верещагин подтвердил это. Курс школьной истории не намного расширил мои познания о великом завоевателе. И лишь читая труды историков об "архитекторе" зловещих сооружений, я, вдруг осознал: как до обидного мало мы знаем и как примитивно судим о человеке, которому Россия столь обязана, имя которому Амир Тимур бин Тарагай Бахадур.

И вот, что любопытно. Гайдар не мог не понимать, что, наделяя Тимура Гараева высокими нравственными качествами, он незаметно переносил эти качества и на его средневекового тезку, вызывая у юных читателей невольную симпатию к неведомому "злому царю". Почему?

I. Достоверность и беспристрастность

"... необходимо возложить ответственность на ученых мира, которые записывают известия и достопамятности государей и властителей разных стран и излагают биографические черты их..." Гияс ад-дин Али

К числу наиболее значительных письменных памятников о Тимуре дошедших до нас, ученые относят:

- "Дневник похода Тимура в Индию" Гияс ад-дин Али

- "Зафар Намэ" / Книга побед/ Низам ад-дин Шами

- "Зафар Намэ" Шереф ад-дин Али Иезди

- "Аноним Искандера" Муин ад-дин Натанзи

Этими произведениями, вышедшими из под пера придворных историков и носящими явно апологетический характер, сочинения по истории Тимура не ограничиваются. Наряду с ними сохранились труды, по своей беспристрастности наиболее достоверные, авторы которых не были связаны с придворной жизнью и могли высказываться свободно. Преждее всего это "Аджиб ал-макдур фи наваиб ал Тимур" /Чудеса предопределения в событиях Тимура/, написанные на арабском языке историком и путешественником Ибн Арабшахом. Бесценен для истории "Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура" испанца Клавихо Руи Гонсалеса. Как и Арабшах, являясь современником Тимура, он пишет на основании собственных наблюдений и рассказов очевидцев событий.

Оба сочинения имеют разделы, посвященные годам юности и возмужания Тимура, которые у большинства других авторов отсутствуют. Клавихо встречался с Тимуром несколько раз осенью 1404 года, незадолго до смерти Великого Эмира.

Ибн Арабшах, будучи в возрасте 14 лет, видел Тимура лишь однажды и хорошо его запомнил, нарисовав впоследствии словесный портрет завоевателя.(1. с.с. 46,71)

Существует и русская летописная версия биографии Тимура - "Повесть о Тимир Аксаке", несущая оттенок явного предубеждения к своему герою, с бесчисленным количеством самых нелестных эпитетов в его адрес. Трудно сейчас судить была ли это обычная манера написания сведений о врагах в те времена. Представляется, что автор, увидев Тимура, уходящего на Юг от разоренного в августе 1395 года Ельца, с облегчением вздохнул и разразился потоком безнаказанной ругани ему в спину.

Еще более эмоциональным является сочинение армянского историка Фомы Мецопского "История Тиму Ланка и его преемников", в котором красочность выражений, поносящих Тимура, перехлестывает через край. Да и трудно ожидать иного от представителя народа, испытавшего неимоверные страдания при нашествии беспощадного завоевателя. Однако, как русский, так и армянский источники в какой-то мере "уравновешивают" беспредел восхваления Тимура в сочинениях, подобных "Книге побед" Шереф ад-дина. Вполне беспристрастным можно считать лишь "Дневник" Клавихо, а произведения Ибн Арабшаха, всю жизнь питавшего ненависть к Тимуру, являются образцом добросовестного изложения фактов, плодом благородного ума и выдержки его автора.(2.с.40)

Известны и другие сочинения, повествующие о Тимуре, написанные при его жизни или вскоре после смерти. Некоторые до нас не дошли и мы знаем о них лишь как об источниках сведений для более поздних авторов.

1 2 3

 


Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000, Самарская Лука.