Логотип
Подписной индекс:
83218
 
Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки

  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(8462) 35-59-56
(8462) 59-69-14

Приди, поиграй со мной

"Игра порождает радость, свободу, довольство,
покой в себе и около себя, мир с миром".
Фридрих Фребель


Игра - это присущий только детям способ познания мира и совершенствования своих усилий. Игра удовлетворяет многие потребности ребенка, например, потребность развлечься, выплеснуть накопившуюся энергию, насытить свое любопытство, исследовать окружающий мир.

Фото1Игры меняются по мере того, как растут дети. Все виды игр имеют свои особенности и назначение. Однако между ними нет четко обозначенных границ - в каждой игровой ситуации они могут накладываться друг на друга. Благодаря сенсорным играм дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, о свойствах окружающих их вещей. В моторных играх дети получают огромный эмоциональный заряд, упражняются в координации движений своего тела. В языковых играх дети экспериментируют с ритмическим строением и мелодикой речи, придают словам новое и оригинальное значение. По меткому замечанию американского психолога Грейса Крайга, дети играют со словами, чтобы посмеяться над миром и проверить, насколько хорошо они его понимают. Ролевая игра - это своего рода эксперимент с различными моделями поведения: ребенок как бы надевает на себя различные маски, расширяет спектр своих чувств и мыслей. Игры с правилами и игры-состязания требуют от детей, становящихся старше, владения определенными когнитивными навыками - необходимо знать правила, учитывать последствия тех или иных действий. Конструктивная игра обогащает ребенка информацией, которую он может использовать для достижения еще более высокого уровня понимания и умения.

Соглашаясь с необходимостью пропорционального сочетания разных видов игр, мы придаем особое значение дидактическим играм, поскольку они наиболее активно развивают самостоятельность мышления. Дети, умеющие как думать, а не что думать, увереннее шагнут в ХХI век - в мир, который они "призваны изменить". Еще в первой половине прошлого столетия крупный педагог и общественный деятель в области дошкольного воспитания Е.И.Тихеева указывала на роль коллективных дидактических игр и считала, что в дошкольном возрасте, начиная с четырех - пяти лет, они должны преобладать.

В дидактической игре нас прежде всего привлекает то, что в ней, как в универсальной мини-лаборатории, дети не только получают определенный объем знаний, но и учатся владеть этими знаниями, "вооружаются навыками умственной работы". Согласитесь, что значение такой тренировки ума трудно переоценить.

В дидактических играх, предлагаемых нами, учебные познавательные задачи гармонично взаимосвязаны с игровыми. Содержанием игр стала "окружающая жизнь со всем богатством мира природы, социальных связей, рукотворных предметов".

Нами замечено, что благодаря стройной системе дидактических игр (игровой технологии) у детей активно формируются представления о предметном мире как основе для его творческого преобразования. Игровую технологию мы выстроили с учетом информационной, регуляторной и эмоциональной насыщенности содержания, особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, правил, действий.

Фото2Традиционным началом дидактических игр является постановка задачи через мотивацию. Именно мотивация определяет программу игровых действий. Каждой игре, а дидактической в особенности, как воздух всему живому, необходимы элементы поиска, таинственности, сюрпризности, счастливых находок, отгадывания, поощрительности. Вот почему в наших дидактических играх весело живут-поживают любимые ребячьи сказочные персонажи Петрушка, Незнайка, Карлсон, Красная Шапочка и др.

Дидактические игры представлены в определенной последовательности. При этом мы стремились стимулировать выбор более сложных заданий, вводили общественно-значимые мотивы. В процессе ознакомления с предметным миром нами условно выделены три группы дидактических игр, а именно:

- игры для решения задач информационного блока;
- игры для решения задач действенно-мыслительного блока;
- игры для решения задач блока преобразования предмета.

Для нашего исследования значима серия "игр-загадок, отгадок": "Найди заданный предмет", "Угадай - какой предмет загадан", "Что из какого предмета", "Знатоки" и т.д. Нами ставилась цель - научить детей умению выделять главные признаки предметов, которые характеризуют его как результат труда человека: форма, строение, материал, функция, назначение, его создание. При проведении "игр-загадок, отгадок", "игр-описаний" активность детей возрастала до 86%.

Раскрытию детям ретроспективного взгляда на предметное окружение успешно содействовала разработанная нами серия "игр-турне", "игр-путешествий": "Кто быстрее", "Мой веселый звонкий мяч", "Путешествие с Айболитом" и др. Ценнейшим результатом этих игр явилось возникновение у детей искреннего желания преобразовать предмет: они рисовали часы будущего, придумывали современный транспорт для Айболита.

Существенно раздвигаются границы творческой активности детей в играх-опытах, играх-экспериментах. Территория игры в условиях опыта, исследования, эксперимента содержит богатейшие залежи детской самостоятельности. Восприятие и усвоение представлений о предметном мире, овладение способами действий успешнее проходит с помощью алгоритмических игр. Результаты проведения алгоритмических игр свидетельствуют о новых возможностях дошкольников в области развития логического мышления, связанной речи, воображения, осознания мотивов деятельности людей.

фото3Игры-преобразования представляют собой кульминационный момент в системе приобщения дошкольников к преобразованию предметов. Фейерверк выдумки, торжество воображения, восторг творчества - все это, как яркие искры из камня, высекает из детей игра-преобразование.

Дошкольный возраст справедливо назван самым благодатным периодом для формирования личности. Вот почему ни родителям, ни воспитателям не следует предаваться иллюзиям, что эти способности разовьются сами по себе, без помощи взрослых в более зрелом возрасте.

Неизвестный поэт писал:
Я пытался достичь сердца ребенка словами;
они часто проходили мимо него неуслышанными.
Я пытался достичь его сердца книгами;
он бросал на меня озадаченные взгляды.
В отчаянии я отвернулся от него.
"Как я могу пройти к сердцу этого ребенка!?" -
закричал я.
Он прошептал мне на ухо:
"Приди, - сказал он, - поиграй со мной".

Джудит Спитлер Мак-Ки, доктор педагогики, специалист в области развивающей психологии и образования детей раннего возраста призывает взрослых: "Играйте вместе - это оздоравливает взаимоотношения". В книге, адресованной родителям, учителям, психологам и врачам, она пишет: "К счастью, наслаждаясь природой, искусством, литературой, а также играя и смеясь вместе, мы можем построить или оздоровить наши отношения. В игре лучше всего создается безопасная обстановка для общения людей независимо от характера и возраста. Шутки и веселье рождают в отношениях между людьми сердечность и открывают возможности для налаживания совместного творчества и взаимопонимания. Совместная веселая игра может совершенно неожиданно перейти в наполненную ощущением праздника жизнь" (Ли Кэрролл, Джен Тоубер. Дети Индиго. Новые дети уже пришли. К.: "София", 2001 г., с. 92-93).

На наш взгляд, ценность даже самых простых игровых ситуаций в том, что они позволяют участникам не бояться проиграть или оказаться не на высоте. При этом дети убеждаются в том, что у них надежные тылы (понимающие и любящие родители). У детей появляется искреннее желание сотрудничать со взрослыми и ровесниками. "Эта уверенность в свою очередь рождает надежду на ближайшее будущее и принципиальную веру в то, что в этом мире существует определенный порядок, некие "правила игры", благодаря которым многое в жизни становится возможным" (Там же, с.92).

Для ребенка играть, по словам Лоренс Пэрну, значит заставлять работать свой мозг и испытывать свои силы. Ребенок играет столь же естественно, как "на яблоне растут яблоки".

Каковы будут плоды, богат ли будет урожай - зависит от взрослых. От нас с вами.

 

Раскрыть перед детьми дошкольного возраста (3-7 лет) многообразный мир продуктов деятельности человека помогают дидактические игры и игры-занятия, предлагаемые нами в таких пособиях, как:
- О.Дыбина. Что было до…Игры-путешествия в прошлое предметов. Москва, ТЦ "Сфера", 1999 г.;
- О.Дыбина. Рукотворный мир: сценарии игр-занятий для дошкольников. Москва. ТЦ "Сфера", 2000г.;
- О.Дыбина, Н.Рахманова, В.Щетинина. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Москва. ТЦ "Сфера", 2001г. ( Книга является практическим пособием по авторской программе "Ребенок в мире поиска", разработанной на основе анализа существующих программ и обобщения опыта работы ДОУ №140 ОАО "АВТОВАЗ" г. Тольятти);
- О.Дыбина, Н.Рахманова, Т.Бартошевич, Г.Замотина. Развивать играя. г.Тольятти, Издательство Фонда развития через образование, 2002г.


Ольга Дыбина.
Кандидат педагогических наук,
доцент кафедры дошкольной педагогики ТГУ г. Тольятти,
докторант МГОПУ им.М.А.Шолохова

Фото Андрея Холмова

Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000, Самарская Лука.