Логотип
Подписной индекс:
83218
 
Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки

  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(8462) 35-59-56
(8462) 59-69-14

Снова мы идем куда-то…

гора

Многое изменилось в нашей стране, все СМИ заполнены конфликтами, насилием, развратом, развалом. Забыли, что есть настоящие герои - примеры для подражания.

Альпинисты доказывают, что не все и не всегда измеряется в жизни практической пользой, что преодоление самого себя возможно и даже необходимо. У каждого есть своя "вершина" в жизни и их победы для нас символ возможного достижения собственной цели.

Трудно представить, сколько восхождений совершили альпинисты Самарской области, прежде чем стали "Снежными барсами". Это они, первыми из россиян стояли на Эвересте - высочайшей вершине Земли, ее третьем полюсе. Это они первыми в мире совершили восхождение на Чангабенг по Северной стене. Это они......

В 2002 году трое наших земляков отправились в экспедицию к далеким Гималаям.

Предлагаем Вашему вниманию.

Дневник Ивана Душарина в экспедиции на Чо-Ойю, 8201 м

(Гималаи из Тибета-апрель-май 2002 год)

7.04.2002 Все, мы с Андреем едем в Сызрань. Вся подготовка закончена, билеты на руках. Мы в экспедиции на Чо-Ойю. Всего 3 человека. Деньги личные, спонсоров официальных нет. Ни завод, ни мэрия не поняли и не приняли наш проект восхождения на восьмитысячник. К сожалению, у них нет понимания имиджевого значения подобных проектов. И вообще, ощущение такое, что по факту имиджевая политика в городе и на заводе отсутствует, во всяком случае никак не проявляется. Ну, это их проблемы. А мы едем в Гималаи - это главное.

Юра Тайдаков, наш третий участник и спонсор (по вкладу в бюджет экспедиции), встретил нас радушно, он уже полностью готов. И вот мы в поезде Самара-Москва. Все, экспедиция началась.

8.04.2002 У Юры все организовано. В Москве нас встречают. К вечеру мы в Шереметьево. Как мы ни минимизировали груз, его много. В 20 кг на человека нам уложиться не удалось. Наш "Аэрофлот" до сих пор остается убогой компанией. Везде в мире нормы на самолет не менее 30 кг на 1 человека, а на дальние международные - 41 кг. А мы как всегда - "впереди планеты всей", моторы хилые на самолетах - еле тянут. В общем, называют нам оплату за перегруз в сумме около 20000 руб. (11 долларов за 1 кг). Для нас это огромные деньги. Первый заметный перерасход сметы экспедиции, а она только начинается.

гора2.04.2002 Мы в Дели. Нам сообщают грустную новость - самолет из Катманду не прилетел, поэтому полетим поздно вечером. Прилетаем в Катманду уже ночью. Но нас все равно встречают - это приятно. Визы оформили прямо в аэропорту Катманду, быстро и удобно за 30$. Разместились в гостинице, где мы с Андреем жили ровно год назад, будучи в треккинге. Обслуга встречает, как старых друзей.

10.04.2002 Знакомимся с поваром (Hasta). Маленький непалец, знает тибетский язык, это хорошо, по-английски говорит очень слабо - это плохо. Но главное, как он будет готовить, увидим в деле. Вместе с ним закупаем продукты, вроде он понимает, что нужно, то есть имеет опыт, это радует.

Представитель, принимающей нас фирмы - Катя сделала невероятное - за 1 день оформила на нас визы в китайском посольстве. Все готово - можно ехать в горы.

11.04.2002 Мы в пути к китайской границе. Паспортный контроль на мосту через реку, пройден быстро. По крутым серпантинам, набирая высоту, подъезжаем к селению Zangmu (Джангму) - на крутом склоне глубокого ущелья прилепился целый город с гостиницами, магазинами, ресторанами, смотрится все это удивительно. Склон достаточно крутой. Китайская таможня (меня она поражает) на общем фоне грязи, нищеты сверкает никелем, идеальной отделкой, особым (стандартным) стилем. Везде военные. Мы в Китае - это ощущается сразу и во всем. Нас встречают и размещают в гостинице сразу за таможней. Знакомимся с Джангму. По сути город - это одна улица, крутыми серпантинами идущая по склону и вдоль нее здания гостиниц, ресторанов, магазинов. Часть этажей нависает над улицей. Выглядит все очень необычно, но по-азиатски: грязно, много мусора.

Наша гостиница, три звезды, по китайским понятиям, туалет один на весь этаж и европейцу лучше туда не заходить. Но термос с кипятком и зеленым чаем в номере - это обязательный атрибут китайских гостиниц. Ужинаем в ресторане, едим палочками. Готовят вкусно, правда не всегда понимаешь, что ты ешь.

Менялы, как назойливые мухи, пристают с обменом валюты. Но когда предлагаешь российские рубли, ничего не понимают, им такая валюта неизвестна.

12.04.2002 Рано утром выезжаем до селения Тенгри - это уже Тибет. Дорога сложная, проходит через перевалы выше 5000 м. едем на джипе "Тойота", груз на грузовике. Дизельный джип легко преодолевает подъемы и высокие перевалы. Оцениваю, как бы повела себя здесь наша Нива - ВАЗ 2123 - никто этого по-настоящему не знает. "Лада-Эверест" несколько лет назад предлагала осуществить автопробег на автомобилях "Нива" по Центральной Азии, туда включался и Тибет, но руководство завода не среагировало. "Азия не является зоной интересов завода", - был ответ, а жаль, Азию буквально захватила Япония, российскими автомобилями здесь и не "пахнет".

Тенгри - тибетское селение, низенькие домики из глины с глиняным же полом. Гостиница - серия комнатушек в длинном глиняном сарае, "удобства" на улице, неизменный термос с кипятком. Здесь же "ресторан", очень похож на советскую, захудалую столовку, но готовят вкусно, по-китайски. К вечеру устраиваем себе тренинг - поднимаемся по склону холма, до его вершины. Цель одна - акклиматизация. Голова болит уже сейчас, по опыту знаем, что дальше будет еще хуже - мы на высоте более 4000 м.

Заходим в ресторан (бар) для местных жителей. Юра попросил кока-колу - принесли быстро. Сидим на нарах, идущих по всему периметру большой, низкой комнаты, столы вдоль нар в виде буквы П, в середине железная печка, она топится и сейчас, излучая приятное тепло, на улице не более +5 градусов по Цельсию и сильный ветер. Наши водители и офицер связи тибетской альпинистской ассоциации режутся в карты.

В полумраке комнаты замечаю обглоданную ногу животного, козы или овцы, торчащую из корзины. Что это - остатки шерсти у копыта, голая кость с остатками мяса - может, для собак?.. Заходит очередной посетитель, что-то говорит хозяйке, садится, как и мы, на нары и берет ногу из корзины, взяв нож, висящий у него на поясе, он отрезает ломтик живого (свежего) подсохшего мяса и ест, иногда макая в какой-то соус. Держит ногу, строгает мясо и ест - картина потрясающая. Я хватаю фотоаппарат, видеокамеру и к нему, жестами прошу разрешения снять его, расправляющегося с ногой, он возразил очень категорично, а жаль - подобных кадров я нигде не видел.

Впоследствии я многократно видел у тибетцев торчащую из походной котомки ногу животного. Для него это еда на много дней. Почему именно сырое мясо, думал я и сообразил:

1. Здесь не ниже 4000 м - мясо сварить без скороварки невозможно.

2. Тибет - это высокогорная каменная пустыня, земледелие невозможно, поэтому нет растительной пищи вообще.

3. Сырое мясо содержит все необходимые организму микроэлементы и витамины, поэтому за несколько тысяч лет тибетцы вынуждены приспособиться есть сырое мясо.

4. В высокогорье все стерильно, на высоте более 4000 м, где живут тибетцы, нет мух и большинства неугодных организму насекомых и бактерий. Мясо сохраняется долго.

13.04.2002 Утро, голова трещит, горная болезнь наступает во всю силу. Спасение одно - движение. Выезжаем за селение. Картина фантастическая, Гималаи во всей красе, вчера все было закрыто облачностью. Слева Эверест - 8848; прямо Чо-Ойю - 8201 м; справа Шишепангма - 8012 м. гигантская цепь гималайских гор - фотографирую эту фантастическую панораму.

Достаточно быстро приезжаем в так называемый "китайский" лагерь, дальше только пешком и в сопровождении каравана яков, они понесут груз до базового лагеря под вершиной.

Опять, для снятия головной боли и акклиматизации, ползем с Андреем по близлежащим склонам. Юра топчется в зоне лагеря. К вечеру мне стало явно лучше, таблетками я пока не пользовался вообще.

Хаста впервые кормит нас ужином из экспедиционных продуктов, пока все неплохо. Хотя он тоже болеет горной болезнью - это заметно, но он на работе…

14.04.2002 С утра идет взвешивание грузов. У нас, по мнению офицера связи, перегруз. Необходимо 16 яков, а заказано 10 - надо доплачивать. Мы потрясены. Оказывается, с сегодняшнего дня як несет только 40 кг, хотя в "Правилах", по которым проводятся экспедиции, записано 70 кг, - это явное изымание денег в собственный карман. Как ни старались караванщики "растянуть" груз, он весь уместился на 12 яков - это как бы подтверждало абсурдность действий китайской стороны. Но 480 $ они, конечно, не вернули. В эту ловушку попали абсолютно все экспедиции.

Переход прошел нормально. Ночевка была тяжела для Юры, его организм привыкает к высоте медленнее. Я болею, но уже легко.

1 2 3

Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000, Самарская Лука.