Логотип
Подписной индекс:
83218
 
Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки

  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(8462) 35-59-56
(8462) 59-69-14

По следам философа - кармелитки


Перст Всевышнего пишет жизнь святых,
чтобы мы ее прочли и восславили
Его чудеса.
Эдит Штайн

Святая

11 октября 1998 года на площади св. Петра в Риме, где собралась многотысячная толпа, Папа Иоанн Павел II причислил к лику святых сестру Терезу Бенедикту Креста (в миру Эдит Штайн) - доктора философии, ученицу основателя феноменологии Эдмунда Гуссерля, еврейку, принявшую католичество, ставшую впоследствии монахиней - кармелиткой и погибшую в газовой камере Освенцима.

фотоК сожалению, в России это имя мало известно, несмотря на то, что в последние годы у нас многие заняты духовными поисками, и они могли бы понять ее лучше, чем большинство на Западе.

Сестра Тереза Бенедикта Креста (Эдит Штайн) считается одной из величайших женщин XX столетия. Люди во всем мире читают ее книги; посвящают долгие годы изучению ее жизненного пути; в некоторых странах, как-то: Германии, Польше, США существуют общества имени Эдит Штайн, а нынешний Папа объявил ее святой покровительницей Европы.

Что же превратило далеко не идеальную, пусть и неординарную, женщину в святую? Что сделало ее привлекательной для множества людей?

На первый вопрос ответил Папа Римский в проповеди, произнесенной в день канонизации: "Весть Креста запечатлелась в сердце многих мужчин и женщин и изменила их жизнь. Живой пример такого исключительного внутреннего обновления - духовное развитие Эдит Штайн. Из молодой женщины, искавшей истины, через тайное действие божественной благодати она стала святой и мученицей - сестрой Терезой Бенедиктой Креста. Сегодня она с небес повторяет нам слова, оказавшие влияние на ее жизнь: "Я желаю хвалиться только крестом Иисуса Христа" (ср. Гал. 6,14)

В родном городе

Эдит Штайн родилась 12 октября 1891 года (на которое в том году приходился иудейский День Искупления - Йом Кипур) в силезском городе Бреслау (ныне г. Вроцлав на территории Польши), в семье лесоторговца Зигфрида Штайна и его жены Августы. Она была самой младшей из семи оставшихся в живых детей. В 1893 году, когда Эдит еще не было двух лет, скоропостижно умер отец. Мать, гордая и независимая женщина и ревностная иудейка, принялась вести дела предприятия значительно успешней, чем ее покойный супруг. Дав детям хорошее образование и обеспечив им достойную жизнь, в 1910 году она приобрела собственный дом. Августа Штайн отличалась не только непреклонностью духа, но и крепостью тела, прожив 87 лет. Но, к ее большому огорчению, ей не удалось передать детям "иудейского наследия" - все они проявили равнодушие к религии предков.

Маленькая Эдит, то живая и дерзкая, то замкнутая и мечтательная, отнюдь не была ангелом. Ближайшей ее подругой стала сестра Эрна, на полтора года старше ее (с остальными братьями и сестрами у них была значительная разница в возрасте).

Одаренная не по годам девочка рано пошла в школу, но в четырнадцать лет внезапно бросила учебу и провела год в Гамбурге, в семье старшей сестры Эльзы и ее мужа Макса Гордона. Позже она объяснит это переходным возрастом и вопросами мировоззрения, которые как раз тогда начали волновать ее.

Вернулась домой она другим человеком, развившимся физически и духовно. Вопрос веры Эдит решила, отказавшись от нее "совершенно сознательно и добровольно", хотя, возможно, не обошлось без влияния семьи сестры, где "вообще не было религии".

Вернувшись в Бреслау, Эдит возобновляет учебу. В 1911 году она блестяще оканчивает гимназию и зачисляется в местный университет, где четыре семестра занимается психологией. Появляются новые друзья, с которыми она принимает участие в общественной деятельности, борьбе за права женщин - тогда это было актуально. Она считает себя "привилегированным существом" и вполне довольна собой.

Студентка Эдит Штайн всё чаще слышит о философе Эдмунде Гуссерле (1859-1938гг.) и его феноменологии. Она загорается идеей поехать в Гёттинген учиться у него. Свой шаг от психологии к феноменологии она объясняет тем, что первой "не хватало необходимого фундамента ясных основных понятий", в то время как последняя "именно в таком разъяснении и заключалась, и там сами создавали себе мыслительное орудие".

В поисках истины

фотоВесной 1913г. Эдит приезжает в Гёттинген, где продолжает учёбу и знакомится со многими учениками и коллегами Гуссерля. Между тем разразилась Мировая война, во время которой Эдит Штайн добровольно работает в тифозном лазарете в Мериш-Вайскирхе (ныне г. Границе в Чехии), недалеко от Карпатского фронта ("Мы живем на этом свете, чтобы служить человечеству").

В 1916г. уже во Фрайбурге, куда был приглашен на работу Гуссерль, она защищает диссертацию на докторскую степень с высшей оценкой summa cum laude и некоторое время работает частной ассистенткой Гуссерля, которого всю жизнь называла "учителем".

В 1917 г. на Западном фронте гибнет Адольф Райнах, сотрудник Гуссерля, основатель "Философского общества" в Гёттингене. Встреча с его вдовой Анной произвела на Эдит неизгладимое впечатление - впервые она увидела, какую силу может дать скорбящим вера в искупительную крестную смерть Иисуса (Райнах и его супруга незадолго перед тем обратились в евангелическую веру - оба были евреями) и которая помогла Анне пережить гибель любимого мужа. Потом Эдит Штайн скажет, что ее решение стать христианкой было подготовлено знакомством с Анной Райнах и Максом Шелером, тогда ревностным католиком. Но в тот момент вера для молодой последовательницы феноменологии являлась "областью феноменов" и, по ее словам, "стремление к истине было ее единственной молитвой".

Много позже она, уже будучи монахиней, запишет во время духовных упражнений: "Состояние моей души до обращения: грех крайнего неверия. Спасение лишь Божиим милосердием, без собственной заслуги". Еще одно высказывание святой: "Кто ищет истины - ищет Бога, ясно ему это или нет". Ее обращение близко...

Эдит переживает внутренний кризис. Даже физически она чувствует себя плохо, "вероятно, вследствие душевной борьбы", которую она "перенесла совершенно тайно и безо всякой человеческой помощи". На это есть внешние причины: ей не удается получить доцентуру в университете, несмотря на выполненную научную работу и прекрасную рекомендацию "учителя" (просто потому, что в Германии женщин тогда на такую должность не брали); к тому же, человек, которого она любила, Ханс Липпс, тоже ученик Гуссерля, так и не сделал ей предложения.

Как бы то ни было, но вопросы, уже давно, казалось бы, решенные (о Боге и смысле жизни), требуют ответа. Наука на них ответа не дала, жизненные планы потерпели крах. Вот как опишет Эдит то, что, вероятно, пережила она сама: "Когда разум отважится пойти за грани своих крайних возможностей, познает свои собственные пределы. Стремится к достижению высшей истины и открывает, что вся наша наука - лишь фрагментарна. Тогда гордыня сломается, сменится отчаянием или преклонится перед таинственной истиной и с верой смиренно примет то, что естественная работа разума не может постичь".

Долгие поиски истины завершились летом 1921 г., когда Эдит гостила у своих друзей, которые также учились у Гуссерля, супружеской пары Теодора Конрада и Хедвиг Марциус, в Бергцаберне в Пфальце (сейчас - Бад-Баргцаберн недалеко от Шпайера). Там ей в руки попала автобиография св. Терезы Авильской (1515-1582 гг.), мистической писательницы, великого реформатора кармелитского ордена. Прочитав книгу, Эдит поняла: "Это истина". Что произошло на самом деле, мы вряд ли узнаем. Нельзя "научно" объяснить действие благодати в душе человека - "Дух дышит, где хочет" (Ин 3,8) . (Когда Хедвиг Конрад-Марциус спросила ее об этом, она ответила: "Secretum meum mihi" - "Моя тайна принадлежит мне"). Годами она искала истины научно-философскими методами. Это была "истина вещей". Теперь она чувствует в св. Терезе Авильской истину любви, которая - не познание, но отношение, мистический союз с Богом и с Тем, Кого Он послал - Иисусом Христом.

Надо отдать должное Эдит Штайн - открыв для себя эту Истину, она была верна ей всю оставшуюся жизнь.



1 2  

 

Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000, Самарская Лука.