Логотип
Подписной индекс:
83218
 
Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки

  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(8462) 35-59-56
(8462) 59-69-14


Христианская жизнь

Первого января 1922 года Эдит принимает Таинство Крещения в приходской церкви св. Мартина в Бергцаберне (восприемница - Хедвиг Конрад - Марциус, хотя она была протестанткой). При крещении она взяла имена Тереза и Хедвиг. Второго февраля того же года над ней совершено Таинство Миропомазания (Конфирмация).

Следует заметить, что вся многочисленная семья Эдит Штайн отнеслась к ее обращению без понимания (для матери же это был сильный удар). Лишь незамужняя сестра Роза поддержала ее (она тоже впоследствии - в 1936 г., уже после смерти матери - станет католичкой).

гербНовообращенная решает начать совершенно новую жизнь. Генеральный викарий епископа Шпайера нашел ей в своем городе место учительницы в школе доминиканок монастыря св. Магдалины, где она восемь лет преподает немецкий язык и историю и возрастает в христианской духовности. Через несколько лет католическая общественность обращает на нее внимание. Эдит Штайн пишет статьи и рецензии, читает доклады, выступает на радио. Тогда же она переводит письма и дневники кардинала Ньюмана и труд св. Фомы Аквинского Quaestiones disputatae de veritate ("Исследования истины"). Именно св. Фома помог понять новой христианке, что "наукой можно служить Богу", и она возобновляет свою научную деятельность. Раньше же ей казалось, что "вести религиозную жизнь значит отречься от всего земного".

В 1932 г. Эдит получает место доцента Немецкого института педагогики в Мюнстере.

Все эти годы она ведет благочестивую жизнь: ежедневно, начиная со дня крещения и до своего ареста, причащается, молится вместе с сестрами-доминиканками св.Магдалины, еще до поступления в монастырь очень строго постится. Начиная с 1928 г. Страстную и Пасхальную недели проводит в бенедиктинском аббатстве Бойрон (Beuron; на Дунае между Тутлингеном и Зигмарингеном), которое называет "преддверием Неба" и где на Пасху всю ночь не покидает часовни. Аббат Бойрона Рафаэль Вальцер становится ее духовным руководителем. Так он вспоминал о своей духовной дочери: "Редко я встречал человека, который соединял бы в себе столько высоких качеств. Мистически одаренная, она была простой с простыми людьми, образованной с образованными, с ищущими - ищущей, я бы даже мог сказать, с грешниками - грешницей."

Став христианкой, Эдит глубже осознает свои еврейские корни. Во время проводимых дома каникул она часто сопровождает мать в синагогу, где, правда, псалмы читает по-латыни, по своему бревиарию.

Антисемитские происки Третьего Рейха уже в 1933 г. положили конец общественной деятельности Эдит Штайн, и она решает, что пришло время исполнить давнюю мечту - стать кармелиткой (о чем она думала с самого момента обращения). Она сказала: "Не может быть призвания выше, чем sponsa Christi (невеста Христа), и кто видит этот путь для себя открытым, не будет стремиться ни к чему иному". Она считала монашескую жизнь, полную отдачу себя Богу "единственным возможным утолением женской жажды любви". Но не будет ли это просто бегством от гонений? Эдит верит: сам Господь страдает в еврейских братьях и сестрах. Ради них она хочет быть ближе к Господу, чтобы вместе с ними разделить Его страдания, несущие Спасение. Ее выбор падает на монастырь кармелиток в Кельне.

Болезненным оказалось прощание с семьей. Когда она (по ее воспоминаниям), уже уходя на вокзал, оглянулась на дом, "в окнах никого не было".

Под знаком Креста

Четырнадцатого октября 1933 г. Эдит Штайн переступает порог затвора кельнского монастыря кармелиток. При облачении в монашескую одежду - 15 апреля 1934 г. - она выбирает имя Тереза Бенедикта Креста (Teresia Benediсta a Cruсe - досл. "Тереза, благословленная Крестом").

Между тем гонения на евреев ожесточаются, несмотря на все усилия, "прогрессивной общественности", в которых Эдит Штайн принимает не последнее участие.

Сестра Бенедикта чувствует, что ее судьба тесно связана с судьбой ее народа. Она переживает свое призвание как возможность "за всех предстоять перед Богом". В 1938 г., вскоре после своих Вечных обетов, она пишет: "Я должна постоянно думать о царице Есфири, которая как раз затем была выбрана из своего народа, чтобы ходатайствовать за народ. Я - очень бедная и слабая Есфирь, но Царь, избравший меня, бесконечно велик и милосерден".

В самом конце 1938 г., после ужасов "Хрустальной ночи", Эдит Штайн находит прибежище у кармелиток г. Эхта (Нидерланды). С ней едет и сестра Роза, которая поселяется при монастыре. Там Эдит пишет главный труд своей жизни "Науку Креста" - о жизни и духовности св. Иоанна Креста (San Juan de la Cruz), великого испанского мистика, сподвижника св. Терезы Авильской по реформации кармелитского ордена, Учителя Церкви, чьи произведения она изучает уже много лет. Этой книге суждено было остаться незаконченной…

Сестра Бенедикта написала: "Постичь scientiam crucis (науку Креста) можно лишь тогда, когда основательно почувствуешь крест. В этом я была убеждена с самого начала и от всего сердца сказала: Ave crux, spes uniсa! (Здравствуй, крест, единственная надежда!). Она чувствует, что пришло время "взять свой крест и следовать за Христом". (ср. Моф 16,34). Недаром она родилась в День Искупления - она станет искупительной жертвой ! 26 марта 1939 г. (это была Страстная пятница) Эдит обращается к настоятельнице с просьбой "позволить ей предложить себя Сердцу Иисуса как жертву за грех,…чтобы власть Антихриста, если возможно, рухнула без новой мировой войны". Но война все же началась.

фотоВскоре после этого, на праздник Воздвиженья Креста Господня (14 сентября), сестра Бенедикта пишет: "Мир в огне. Пожар может охватить и наш дом. Но высоко над любым огнем возвышается Крест. Пламя не может его поглотить. Он - путь с земли на Небо. Кто его обнимет с верой, надеждой и любовью, того он вознесет в лоно Триединого". Она давно готова к страданиям и даже смерти. И время ее крестной жертвы настало.

Второго августа 1942 г. гестапо арестовало Эдит и Розу Штайн. Вместе с другими евреями-католиками они оказались в лагере Вестерборк. Сестра Бенедикта, по свидетельству очевидцев, была совершенно спокойной, так как предала свою жизнь в Божьи руки. Как могла, она старалась помочь окружавшим ее людям, и в ее глазах "горело пламя святой кармелитки".

Через несколько дней они были отправлены "на восток", в Освенцим, где предположительно 9 августа 1942 г. (точная дата не установлена) погибли в газовой камере. Хедвиг Конрад-Марциус, узнав о смерти своей подруги, скажет: "Утешительно знать, что это был всего лишь разрыв тонкой легкой завесы, которая отделяла ее от вечной жизни".

Эдит Штайн прошла весь путь Христа и, подобно Ему, была верна Богу "даже до смерти и смерти крестной" (ср. Флп 2,8). Сквозь года звучат ее слова: "Через Крест и страдания к славе Воскресения - вот путь воплотившегося Сына Божия. С Сыном Человеческим через страдания и смерть к достижению славы Воскресения - вот путь каждого из нас, всего человечества".


От редакции. Публикации Елены Талызиной - начинающего журналиста и переводчика привлекают особое внимание. В журнале "Самарская Лука" №10 она впервые ознакомила русскоязычных читателей с английским поэтом Рупертом Бруком, по крупицам собрав материал о нем из английской литературы.

Статья об Эдит Штайн - итог поездки в г. Вроцлав и изучения литературы о ней на 5 языках.

 

Используемая литература:

1. Bieniasova M. Stretnutie s Edith Steinovou. Prelozil Dr. Jan Buchta SJ. Trnava, 1994.
2. Edith Stein - Teresia Benedicta vom Kreuz. Dokumentation der Heiligsprechung. Presseamt des Erzbistums Koln. 1998
3. Herbstrith W.(Hrsg) Erinnere dich - vergiss es nicht: Edith Stein - christlich - judische Perspektiven. Annweiler; Essen Plоуger, 1990.
4. Krusenottо W. Die letzten Tage im Leben der seligen Schwester Teresia Benedicta vom Kreuz - Edith Stein. Siegburg: Rheinlandia - Verl, 1991.
5. Mrozowska D. Okolska H. Wrociaw Edyty Stein. Wroclaw, 1997.
6. Neyer M.A. Edith Stein: ihr Leben in Dokumenten u. Bildern. 4 Aufl. Wurzburg:Echter,1998.
7. Steine. In der Kraft des Kreuzes. Einleitung von Waltraud Herbstrith. Freiburg - Basel - Wien, 1987.

1 2  

 


Елена Талызина.
Р.S. Автор выражает благодарность Обществу им. Эдит Штайн г. Вроцлава (Польша), монсиньору Вольфраму Крузенотто (Морсбах-Зиг около Кельна, Германия) и особенно госпоже Марго Нольте (г. Хаген, Германия), без которых не было бы этой статьи.

Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000, Самарская Лука.