Логотип
Подписной индекс:
83218
 
Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки

  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(8462) 35-59-56
(8462) 59-69-14

"Мазепа" П.И. Чайковского на самарской оперной сцене

Я всегда стремился как можно
правдивее, искреннее выразить
музыкой то, что имелось в тексте.
П.И. Чайковский
  Он стар. Он удручен годами,
Войной, заботами, трудами;
Но чувства в нем кипят, и вновь
Мазепа ведает любовь.
А.С. Пушкин

Вот уже почти два столетия муза А.С.Пушкина вдохновляет композиторов на создание опер, балетов, романсов. Нередко творения поэта в союзе с музыкой обретают двойное бессмертие. Так произошло, например, с тремя пушкинскими операми П.И.Чайковского: "Евгением Онегиным", "Пиковой дамой", "Мазепой".

Интерес музыкантов к творчеству великого поэта не случаен. Привлекательны и сами по себе сюжеты: исторические и сказочные, бытовые и эпические; и богатство содержания, где светлая лирика соседствует с драматическими контрастами, глубокие философские обобщения с острой шуткой; и, конечно же, яркие, колоритные характеры, будь-то венценосные исторические персонажи, выходцы из гущи народной или сказочные герои. И над всем этим витает "русский дух". Но, пожалуй, самое главное, что привлекало и привлекает композиторов, - пленительная музыкальность пушкинского стиха. К тому же, и проза Пушкина музыкальна.

П.И.Чайковский, боготворивший поэта, как никто другой смог оценить эту музыкальность и гениально, вдохновенно воплотить пушкинские образы в трех своих операх. Были еще и юношеские незавершенные опыты: музыка к сцене у фонтана из "Бориса Годунова", песня Земфиры. Каждое новое обращение к Пушкину сопровождалось сомнениями, терзаниями, неуверенностью: а вдруг он не сможет соответствовать уровню гения?

Особенно трудно шла работа над "Мазепой". Первоначально либретто на сюжет "Полтавы" было написано В.П.Бурениным для известного петербургского виолончелиста и композитора К.Ю.Давыдова. Но намерение написать оперу не осуществилось, и Давыдов с радостью передал либретто Чайковскому. Композитор был тронут некоторыми сценами и стихами Пушкина. Легко и быстро была написана сцена Марии и Мазепы, но все остальное давалось с трудом. Возможно, сказывалось влияние таких печальных событий, как смерть Н.Г.Рубинштейна, неудачная женитьба композитора, враждебный прием критикой "Орлеанской девы". Много сил отнимала забота об осиротевшей после смерти Рубинштейна консерватории. О трудностях этого периода композитор писал в письме к Н.Ф. фон Мекк от 14 сентября 1882 года: "Теперь я подобен человеку, несущему на себе хоть и дорогую, но тяжелую ношу, которую во что бы то ни стало надо донести до конца. Я и донесу ее, но часто боюсь, что силы мои уже надломлены и поневоле придется останавливаться" (1, 102).

Итак, работа над оперой шла с перерывами и растянулась на два года. Как всегда плодотворными были несколько месяцев пребывания у сестры в Каменке. Партитура была завершена весной 1883 года и передана для постановки сразу в два театра: Большой и Мариинский. Содержание поэмы не укладывалось в оперные рамки. Пришлось исключить образы Петра и Карла, а изображение Полтавского боя передать оркестру. Кстати, картина боя написана столь красочно и живописно, что слышимое становится видимым.

В центре оперы личная драма Марии, Кочубея, Любови. Исторические события становятся фоном главного конфликта Кочубея и Мазепы. С потрясающей глубиной и силой воплотились в опере страдания Марии, ее трагическая любовь. Чайковский создал пленительный, но и противоречивый образ "красы черкасских дочерей". В нем все: нежность и страстность, кротость и непокорность, скромность и властность, преданность и предательство (по отношению к родителям). Любовь к Мазепе так велика и безрассудна, что Мария приносит ей в жертву свою дочернюю любовь, а в итоге - и свою жизнь. Сколько тепла, искренности в музыкальной характеристике Марии!

Сложны и противоречивы и другие персонажи оперы. Вот Мазепа - властолюбивый, вероломный, жестокий злодей, хищник, чудовище, осуждающее на казнь отца своей возлюбленной и своего друга. Но он же и страстный любовник, его чувства глубоки и искренни. В своей арии-исповеди, а также в сцене-дуэте с Марией он благороден, обаятелен. Любовь к Марии принесла ему "блаженство и обновленье, и рай", вернула ему молодость. Однако, любовь не отвлекла Мазепу от осуществления честолюбивых планов, более того, он и Марию делает своей сообщницей. И она, наивная, любящая его безумно, в восторге восклицает:

"О, милый мой,
Ты будешь царь земли родной,
Твоим сединам так пристанет
Корона царская..."

А в это время готовится казнь ее отца.

Образ Кочубея тоже интересен и многогранен: благородство, верность Отчизне и царю соседствуют с властностью, деспотичностью, гордыней. В его монологе о трех кладах раскрывается возвышенность его устремлений.

Образ Любови Кочубей очень цельный. Сколько же страданий выпало на долю этой сильной, волевой, мужественной женщины! Еще не придя в себя после предательства дочери она получает новый удар судьбы - казнь мужа.

Чайковский - драматург достиг в этой опере новых высот. Главный прием развития действия - контраст. На контрасте основаны и композиция сцен, и трактовка образов. Спокойному, лирическому хору девушек в первой картине противопоставляется бурная сцена ссоры Кочубея и Мазепы, заканчивающаяся уходом Марии из родного дома. Кульминацией трагедии становится сцена казни. Вдруг в атмосферу тревожного ожидания страшного события врывается разудалая песня пьяного казака: "Гой, гой, чумандра, чумандрыха молода". Его прогоняют, но этот эпизод еще больше нагнетает напряжение. Неотвратимость, жестокость предстоящего события с потрясающей силой передается оркестровыми средствами: колючими, жесткими звучаниями, маршеобразным, каким-то тупым темпоритмом, нарастанием звучности в сочетании с восходящим движением к главной кульминации. И вновь резкий контраст - предсмертная молитва Кочубея и Искры:

"Внемли молитве покаянья,
И просветленный вниду я
Туда, где нет печали, воздыханья
И мук земного бытия"

После этого "затишья" еще страшнее надвигающаяся оркестровая гроза, словно сама смерть, шествует навстречу страдальцам. Драматизм сцены усиливается приходом Любови и Марии. Самое страшное свершается на их глазах. В опере есть еще вторая кульминация, в отличие от первой, - "тихая". Это - финал. Отгремела Полтавская битва. Посрамленный предатель Мазепа позорно бежит с поля боя. Неожиданная встреча с безумной Марией останавливает его. Но Мария не узнает его. Вспоминая того, прежнего Мазепу, она восклицает: "...его усы белее снега, а на твоих застыла кровь!" Колыбельная песня безумной Марии над умирающим Андреем - гениальная находка драматурга Чайковского. Казалось бы, - налицо полное несоответствие жанра тому, что происходит в действительности. Но именно такой финал потрясает слушателей, заставляя проливать слезы над трагической судьбой Марии.

Мазепы - Б.Б.Корсов, первый исполнитель роли. Таким образом, опера "Мазепа" соединяет черты лирико-психологической и исторической оперы. Развернутые народные сцены, симфоническая картина "Полтавский бой" создают исторический фон, на котором разворачивается личная драма героев. В отличие от акварельной лирики "Онегина" опера написана как бы широкой, сочной кистью. Ее оркестровая фактура насыщена, красочна. Вокальные партии требуют больших кантиленных голосов, а остроконфликтная драматургия предъявляет высокие требования к актерским качествам певцов. Возможно, поэтому, опера ставится сравнительно редко.

Премьера "Мазепы" состоялась в Большом театре 3 февраля 1884 года, в Мариинском - 6 февраля. Театры как бы соревновались между собой. Чайковский участвовал в подготовке оперы в Москве: аккомпанировал певцам на спевках, давал ценные указания. Очень волновался, тяжелые предчувствия томили его. Более всего боялся не критики (хотя ничего хорошего от нее не ждал), а холодного приема взыскательной столичной публики. Но благодарная московская публика восторженно приняла оперу, горячо приветствовала композитора, бесконечно вызывая его. Петр Ильич остался доволен постановкой и исполнителями. Это были прекрасные профессионалы, певцы высокого класса. Первой исполнительницей партии Марии (по мнению автора и критики - лучшей) была Эмилия Павловская (Бергман) - прекрасное лирико-драматическое сопрано. Мазепу пел Богомир Корсов (это псевдоним Готфрида Геринга) - великолепный драматический баритон. Не уступал им Кочубей в исполнении Павла Борисова. В роли Любови выступила Александра Крутикова, обладательница низкого меццо-сопрано мягкого грудного тембра. Хороши были и другие исполнители. Дирижировал главный дирижер Большого театра Ипполит Карлович Альтани - мудрый, тонкий музыкант.

Тотчас после премьеры Чайковский уехал за границу (Берлин, Париж), не в силах вынести ожидания петербургской премьеры, новых волнений. Как он боялся отзывов критиков! И не напрасно - в Париже он получил исчерпывающую информацию об их приговоре: талант его растрачен, мелодии заимствованы, темпы растаяли, оскудели, "Мазепа" - не опера и т.д. Особенно изощрялся в своих нападках Цезарь Кюи. Можно себе представить, как больно и обидно было композитору. Однако, несмотря на все происки "друзей", публика полюбила оперу. Правда, петербургская премьера не имела такого успеха, как московская. Но позднее сбылось предсказание Э.Направника: "Мазепа" заняла прочное место в репертуаре театров. Популярность ее не столь велика, да и найдется ли еще опера, которая могла бы соперничать в популярности с "Евгением Онегиным"?

1 2 3

 

Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000, Самарская Лука.