Логотип
   
Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки

  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(846) 335-59-56
(846) 959-69-14

Экспонаты выставкиВ помещении Самарской семинарии в феврале месяце открылась выставка "Пушкин и Филарет, митрополит Московский и Коломенский", составленная по экспозициям выставки Государственного музея А.С. Пушкина, приуроченной к великой дате - двухтысячелетию со дня Рождества Христова, организованной по благословению Его Святейшества Патриарха всея Руси Алексия II и по экспонатам Церковно­архивного кабинета Троица­ Сергиевой Лавры.

Выставка посвящена Александру Сергеевичу Пушкину и Московскому митрополиту Филарету, в 1994 г. причисленному Православной Церковью к Лику Святых.

Она знакомит с отражением слова проповедника в слове поэта, с диалогом великого поэта России и Святителя Филарета в широком контексте истории, литературы и культуры их эпохи.

Пушкин впервые увидел Святителя Филарета 4 января 1815 г. в Царскосельском Лицее на переводном экзамене по Закону Божьему.

Святитель Филарет - Дроздов Василий Михайлович с 1812 года был ректором Петербургской духовной академии, с 1826 - митрополитом московским и коломенским.

А.С. Пушкин Портрет исполнен профессором гравильного класса Академии художеств  В.В.Матэ (1856-1917) к 100 летия со дня рождения ПушкинаСвою жизнь он провел в трудах и молитвах, в общественном служении, оставив последующим поколениям плоды своих трудов - многочисленные богословские сочинения, "Краткий" и "Пространный" катехизисы, до сих пор служащие учебной книгой Церкви, слова и речи, поныне остающиеся замечательным памятником церковного красноречия.

Главное дело всей жизни Святителя - русский перевод Библии, которому он придавал огромное значение, полагая, что "самое желание читать священные книги есть залог нравственного улучшения".

Эпоха Пушкина и митрополита Филарета - бурное время войны 1812 года, восстания декабристов... Поэт и духовный пастырь, откликаясь на события своего времени, размышляли о судьбе человека и судьбе народной, об исторических путях развития России.

Иван Иванович Пущин - лицейский товарищ Пушкина, один из самых близких его друзей, член Северного общества, активный участник декабрьского восстания, сосланный в Сибирь, вспоминая об экзамене по словесности 8 января 1815 г. писал "В этих великолепных стихах затронуто все живое для русского сердца…".

Вострепещи, тиран! Уж близок час паденья!
Ты в каждом ратнике узришь богатыря,
Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья
За Русь, за святость алтаря.

Пушкин читал свое стихотворение "Воспоминания в Царском Селе" в присутствии Г.Р. Державина - это был первый триумф юного поэта.

Поэт запомнил отозвавшуюся на его юношеские стихи речь Святителя "Рассуждение о нравственных причинах успехов русских в войне 1812 года". Спустя много лет, в 1828 г. он сослался на нее в черновой рукописи седьмого примечания к поэме "Полтава": "Смотри прекрасную речь преосвященного Филарета etc".

Декабрьские события при вступлении на престол Николая I потрясли всю Россию. Среди декабристов было много друзей Пушкина, которым поэт отправляет свое послание с уезжавшей к мужу Александрой Григорьевной Муравьевой:

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремление.

Святитель Филарет в своих проповедях осудил участников декабрьского восстания, считая их государственными преступниками, посягнувшими на вековые традиции русского народа.

Выставка знакомит со стихотворным откликом Святителя на стихотворение Пушкина "Дар напрасный, дар случайный". Духовный пастырь, переиначив его текст, напоминал поэту о Боге, с которым "созиждется... Сердце чисто, светел ум".

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?;
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучной жизни шум.

Пушкин 26 мая 1828

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена:
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, забвенный мною,
Просияй сквозь сумрак дум -
И созиждится Тобою
Сердце чисто, светел ум.

Святитель Филарет. 1829-1830

Святитель Филарет. Неизвестный художник XIX векаСтихи Святителя вызвали поэтический отклик у Пушкина. Он написал стихотворение "В часы забав иль праздной скуки", напечатанное в Литературной газете 25 февраля 1830 года.

В этом стихотворении он оставил нам литературный портрет Святителя Филарета - духовного наставника, врачующего уязвленную совесть, своим словом пробуждающего душу поэта. И этот портрет исторически достоверен.

В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима
В священном ужасе поэт.

Современники называли митрополита Филарета "Российским Златоустом". Его речи, проповеди, пастырские наставления и надгробные слова исторгали слезы и вызывали восторг. Их стремились услышать, их читали и переписывали, выучивали наизусть. "А сколько в этих словах и речах, при движении пламенного чувства любви к Богу, при глубине вероисповедальных мыслей, сколько высокой, достойной бессмертного псалмопевца поэзии, какая в них стройность, ясность, сила, сжатость, благозвучность, величавость!" - вспоминал один из слушателей Святителя.

6 сентября 1830 г. газета "Московские ведомости" впервые официально известила о холере, которая свирепствовала в России уже около двух месяцев.

Правительство принимало меры, направленные на борьбу с эпидемией. Была создана Центральная комиссия и при ней Медицинский совет во главе с известным врачом, профессором Матвеем Яковлевичем Мудровым, домашним врачом родителей Пушкина. Издавались "Наставления для народа", разъясняющие, как уберечься от холеры. Но страшная болезнь продолжала распространяться. В течение 1830 г. в России эпидемия поразила 31 губернию, холерой заболели более 68 тысяч человек, и более половины из них унесла смерть. В Москве и Московской губернии с сентября 1830 г. по март 1831 г. переболело 8798 и умерло 4846 человек. 8 июля 1831 года от холеры умер М.Я. Мудров.

Москву охватил страх. Москвичи спешили покинуть холерный город. На границе Московской губернии появились карантинные заставы. Правительство опасалось народных волнений.

Во время эпидемии митрополит Филарет обращался к Богу с молитвами об избавлении от заразной болезни, к московской пастве со словами утешения и надежды.

"Отложим гордость, тщеславие и самонадеянна... Исторгнем из сердец наших корень зол - сребролюбие. Возрастим милостыню, правду, человеколюбие. Прекратим роскошь... облачимся если не во вретище, то в простоту... Презрим забавы суетные, убивающие время, данное для делания добра". Слово Святителя Филарета, звучащее во время всеобщего бедствия, отзывалось в сердцах его слушателей, спасало их от страха и отчаяния.

29 сентября 1830 г. в холерную Москву приехал Николай I. В обращенной к нему речи митрополит Филарет говорил о подвиге Государя, явившегося разделить опасность со своим народом.

"Ты являешься ныне среди нас, как Царь подвигов, чтобы опасности с народом твоим разделять, чтобы трудности препобеждать. Такое Царское дело выше славы человеческой, поелику основано на добродетели Христианской. Царь Небесный провидит сию жертву сердца Твоего". Святитель Филарет. Из "Речи Благочестивейшему Государю Императору Николаю Павловичу перед Высочайшим восшествием в Большой Успенский собор в 29 день сентября 1830 года".

Речь митрополита Филарета, как и приезд царя, произвели большое впечатление на современников. На них стихами откликнулись Н.М. Шатров и И.И. Козлов. Святитель ответил И.И. Козлову стихотворением, в котором призывал молиться за царя, молиться друг за друга.

Москвичи любили своего пастыря. Один из современников вспоминал: "Видел торжественное шествие его из Казанского собора в Успенский в Москве при звоне колоколов и при стечении народа, бросающегося целовать полы его мантии". Помимо обширных познаний, москвичей привлекали нравственные достоинства Святителя. Сохранились свидетельства о том, что уже при жизни его чтили как Святого.

В одной из проповедей Филарет рассуждает: "Когда горит дом, толпы народа бегут сражаться с огнем, за бревна и доски часто неизвестного хозяина. Но когда душа горит огнем злой страсти, похоти, ярости, злобы, отчаяния, так же ли легко находятся люди, которые поспешили бы живою водою слова правды и любви угасить смертоносный огонь, прежде нежели он отнял все силы души, распространился до слияния с огнем геенским?"

Во время эпидемии Пушкина не было в Москве. 1 сентября он выехал вступить во владение частью родового имения Болдино Лукояновского уезда Нижегородской губернии, которое отец выделил ему перед женитьбой. Приехав в Болдино, поэт оказался отрезанным от Москвы карантинами. Вынужденный оставаться в Болдине до глубокой осени, он томился неизвестностью, тревогой за невесту, близких ему людей. В начале октября, получив предписание министра внутренних дел, Пушкин принял должность надзирателя участка, проводил с болдинскими крестьянами беседы о холере.

В Болдине в "Московских ведомостях" Пушкин прочитал речь митрополита Филарета к Николаю I и вполне оценил ее "умилительную простоту", заключенный в ее "истинном красноречии" глубокий смысл. Эта речь нашла отражение в болдинском стихотворении "Герой". Событие московской жизни - приезд Николая I в холерный город - Пушкин спроецировал на предание о Наполеоне, посетившем чумной госпиталь в Яффе в 1799 г. Святитель Филарет назвал подвиг Николая I "жертвой сердца". Пушкин наполнил этот мотив и нравственным, и политическим смыслом:

Да будет проклят правды свет,
Когда посредственности хладной,
Завистливой, к соблазну жадной,
Он угождает праздно! - Нет!
Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман…
Оставь герою сердце… что же
Он будет без него? Тиран...

Стихотворение "Герой" - с евангельским эпиграфом "Что есть истина?" - шедевр философской лирики Пушкина. Сам поэт называл его своей Апокалипсической песнью. Оно было напечатано без имени автора в первом номере "Телескопа" в 1831 г. В этот журнал его передал М.П. Погодин, которому Пушкин отправил рукопись стихотворения из Болдина.

В Болдине была написана и трагедия "Пир во время чумы".

Это перевод одной сцены драматической поэмы Джона Вильсона "Чумной город", в которой речь шла о Лондонской чуме 1665 года. В песне Вальсингама (не переведенной, а сочиненной самим Пушкиным), в этом дерзком вызове небесам - гимн человеку, своим бесстрашием побеждающему смерть:

Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья
-Бессмертья, может быть, залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и ведать мог.

Пробужденная словом проповедника душа поэта отвергает "мрак земных сует" и внемлет Серафиму, воздающему славу Господу.

…. Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

А. С. Пушкин "Отцы пустынники и жены непорочны...". 1836

Пушкин считал, что слова поэта суть его дела, сознавал божественное предназначение поэта, его пророческую миссию:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

Пушкин писал о "благородном подвиге" поэта, мужественно и бескорыстно выполняющего свою миссию, о его внутренней свободе, о его трагическом одиночестве в толпе не понимающей его черни. Примечательно, что к стихотворению "Поэт и толпа" он хотел первоначально взять эпиграфом слова из Книги Иова: "Послушайте глагол моих".

11 марта 1833 года Пушкин и Филарет вместе присутствовали на заседаниях Российской Академии. 18 января 1836 года Пушкин присутствовал на публичном заседании и чтении Филаретом "Отрывка из рукописи 1073 года". Возможно, были и другие встречи, о которых мы пока не знаем, но знаем о духовном общении Пушкина со Святителем Филаретом, выдающимся проповедником, педагогом, ученым-богословом, писателем, государственным деятелем. Высокий нравственный смысл, заключенный во взаимоотношениях первого поэта России с иерархом Русской Православной Церкви, привлекает наше пристальное внимание сегодня, в начале третьего тысячелетия. Размышления об этом помогут нам приблизиться к постижению вечных истин, к обретению и сохранению в полной мере нашего духовного наследия, завещанного пушкинской эпохой последующим поколениям.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал, -
писал Пушкин в 1836 г., как бы подводя итог своего творческого пути.

"Усиленное стремление к преобразованиям, неограниченная, но неопытная свобода слова и гласность произвели столько разнообразных воззрений на предметы, что трудно между ними найти и отделить лучшее и привести разногласие к единству. Было бы осторожно как можно менее колебать, что стоит, чтобы перестроение не обратить в разрушение. Бог да просветит тех, кому суждено из разнообразных мнений извлечь твердую истину" - писал Святитель Филарет к архиепископу Гавриилу в 1867году.

Поиск цели жизни, обретение смысла земного бытия, духовных его истоков - такова тема выставки, тема поэтического диалога Пушкина и митрополита Филарета.

Экспонаты выставки"Господи, не знаю, что просить у Тебя! Ты един ведаешь, что мне потребно! Ты любишь меня паче нежели как умею любить себя самого; отдаждь младенцу Твоему, чего он сам и просить не умеет, не дерзаю просить ни Креста, ни утешения, только предстою пред Тобой! Сердце мое Тебе отверзаю; Ты зришь нужды мои, которых я не знаю, зри и сотвори по милости Твоей; порази или исцели меня, низложи или подыми меня. Благоговею пред изволениями Твоими, не зная их, безмолвствую, приношу себя в жертву Тебе, предаюсь Тебе, нет у меня желаний, кроме желания исполнить волю Твою Святую; научи меня молиться, Сам во мне молись, Боже милосердный! Аминь" - (Молитва Святителя Филарета).

Размышляя над коренными вопросами бытия - о жизни и смерти, временном и вечном, высказывая стремление к таким ценностям, как внутренняя свобода и независимость, чистота совести, Пушкин - художник и мыслитель - обращался к Библии, по словам П.А. Вяземского, "читал и любил Евангелие, был проникнут красотою многих молитв, знал их наизусть и часто твердил их". В библиотеке поэта широко представлена духовная литература и произведения, своими истоками восходящие к церковной литературе. Была в библиотеке Пушкина и изданная в 1835 году в Москве книга "Слова и речи, во время управления Московской паствою говоренные, и житие преподобного Сергия Радонежского и всея России чудотворца из достоверных источников почерпнутое Синодальным членом Филаретом, митрополитом Московским". Глубоким осмыслением Священного Писания, церковных текстов наполнены пушкинские лирика, драматургия, проза. В творениях Пушкина звучит "высокая поэзия священных книг", ею пронизаны унаследованные нами "сокровища родного слова".

Святитель Филарет пережил поэта на тридцать лет. Незадолго до его кончины Русская Церковь торжественно отпраздновала 50-летний юбилей его служения в архиерейском сане. Юный Пушкин мечтал увидеть

"…народ не угнетенный
И рабство, падшее по манию царя".

Святитель Филарет по просьбе Александра II, воспитателем которого был друг Пушкина В.А. Жуковский, участвовал в составлении "Манифеста" 1861 года об освобождении крестьян от крепостной зависимости.

Святитель Филарет говорил: "имя человека является и скрывается, помнится и забывается по роду и достоинству дел его".

Веком Пушкина и веком Филарета остался в истории русской культуры и Русской Православной Церкви XIX век

На выставке экспонируются уникальные материалы. Это личные вещи Пушкина и митрополита Филарета, автографы Святителя, венцы, иконы XVII, XVIII и XIX вв. Большой интерес представляют прижизненные издания произведений Пушкина, слов и речей митрополита Филарета, а также портреты, виды Петербурга и Москвы, московских храмов, книги, рукописи, документы, со многими из которых знакомимся впервые.


М.Ю. Мюльбах

Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000, Самарская Лука.