Логотип
   
Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки

  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(846) 335-59-56
(846) 959-69-14

Дмитрий Дмитриевич Шостакович 1906 - 1975г.г.


Композитор. Профессор Ленинградской и Московской консерваторий. Народный артист СССР. Доктор искусствоведения.
Пятикратный лауреат Сталинских премий. Лауреат Ленинской и Государственной премий России, Международной премии Мира.
Награжден 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, орденом Трудового Красного Знамени и медалями, Герой Социалистического Труда

Член Советского комитета защиты мира,
Славянского комитета СССР,
Всемирного комитета защиты мира.
Президент общества "СССР -
Австрия".
Почётный член шведской Королевской
музыкальной академии,
итальянской академии искусств
"СантаЧечилия",
Сербской академии наук и искусств.
Почётный доктор наук Оксфордского
университета,
Северо­Западного университета
Эванстона (США),
Французской академии изящных
искусств,
членкорреспондент Академии искусств ГДР,
Баварской академии изящных
искусств,
член Английской королевской
музыкальной академии (1958),
Национальной академии наук США.
Почётный профессор Мексиканской
консерватории.

В угоду времени раздаются разные версии трактовки Седьмой Ленинградской симфонии, забывая при этом, что каждая их новая публикация отзывается негативом на памяти о творчестве Шостаковича и о нем самом. Перечитаем высказывание самого Дмитрия Дмитриевича о создании своей симфонии и поверим ему, человеку высокой гражданственности и нравственности.

"Свою седьмую симфонию я написал быстро. Начал над ней работать в конце июля 1941 года и в декабре уже закончил. Это - программное сочинение, навеянное грозными событиями 1941 года. Симфония состоит из 4 частей. Первая честь рассказывает о том, как в нашу прекрасную мирную жизнь ворвалась грозная сила-война. Я не ставил себе задачу натуралистически изобразить военные действия (гул самолетов, грохот танков, залпы пушек); я не сочинял так называемую батальную музыку. Мне хотелось передать содержание страшных событий.

Центральное место в первой части занимает реквием памяти героев, погибших за нас, отдавших делу торжества справедливости и разума свою жизнь. После большого соло фагота, посвященного скорби о погибших близких людях, наступает светлое и лирическое заключение первой части. И лишь в самом конце первой части вновь издалека вступает тема войны, напоминая о себе и о дальнейшей борьбе. Вторая часть - скерцо. Это довольно развитой и лирический эпизод. Тут воспоминания о каких-то приятных событиях, о радостных эпизодах. Все это подернуто легкой дымкой грусти и мечтательности.

Третья часть - большое анданте. Упоение жизнью, преклонение перед природой - вот мысли, заложенные в третьей части. Третья часть без перерыва переходит в четвертую. Наряду с первой, четвертая часть является основной в этом сочинении. Первая часть - это борьба, четвертая- грядущая победа. Начинается эта часть кратким вступлением, после которого идет изложение первой темы - очень бравурной и взволнованной. До некоторой степени она перекликается со средним эпизодом первой части. Затем начинается вторая тема торжественного характера. Эта вторая тема является апофеозом всего сочинения. Спокойно и уверенно развивается апофеоз и разрастается к концу в большое и торжественное звучание.

Вот те мысли, которыми мне хотелось поделиться со слушателями симфонии. Много сил и энергии я вложил в это сочинение. Никогда я не работал с таким подъемом, как сейчас. Есть такое крылатое выражение: "когда грохочут пушки, тогда молчат музы". Это выражение справедливо относится к тем пушкам, которые своим грохотом подавляют жизнь, радость, счастье, культуру. Это грохочут пушки тьмы, насилия и зла. Мы воюем во имя торжества разума над мракобесием, во имя торжества справедливости над варварством. Нет более благородных и возвышенных задач, нежели те, которые вдохновляют нас на борьбу с темными силами гитлеризма. И муза нашего народа своим могучим голосом помогает нам творить победу. Наши писатели, художники, музыканты во время великой отечественной войны работают много, напряженно и плодотворно, потому что их творчество вооружено самыми передовыми идеями нашей эпохи. И когда грохочут наши пушки, поднимают свой могучий голос наши музы. Никогда и никому не удастся выбить пера из наших рук.

С волнением и радостью я вспоминаю весь процесс работы над этим сочинением и счастлив, что мне удалось завершить его. С чувством огромной, ни с чем не сравнимой признательности к замечательным артистам оркестра Большого театра и к его руководителю дирижеру Самосуду, которые с таким вниманием и заботой работали над симфонией и придали ей живое звучание - я заканчиваю эти краткие строки".

Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000, Самарская Лука.