Логотип
   
Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки

  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(846) 335-59-56
(846) 959-69-14

"Я тысячами душ живу в сердцах"

Юбилейный год Дмитрия Дмитриевича Шостаковича - год его возвращения в Самару.

100-летие со дня рождения композитора отмечается исполнением его музыки, конференциями, выставками, телепрограммами, многочисленными публикациями в СМИ.

Для Шостаковича оказался победным день, когда на титульном листе партитуры с надписью "Посвящается городу Ленинграду" появилась дата "27. XII.1941г. Куйбышев". Седьмая симфония завершена.

Из воспоминаний арфистки ГБТ Веры Дуловой, записанных публицистом В.И. Молько:

"Своеобразная премьера Седьмой симфонии состоялась в нашей комнате, где стояло взятое нами напрокат пианино. Пришли Шостакович, пианист Оборин, дирижер Мелик-Пашаев. По только что законченной партитуре Дмитрий Дмитриевич и Лев Оборин, сев за инструмент, начали играть в четыре руки симфонию. На звуки музыки пришел живший этажом ниже дирижер Самосуд и тихо встал в дверях. Последние аккорды... Мы, взволнованные и потрясенные силой музыкального гения, долго и молча сидели, боясь разрушить нахлынувшие на нас чувства. А затем - бурный восторг, объятия, поздравления".

Интерес к симфонии был огромен. Шостаковича осаждали корреспонденты иностранных газет... Начались репетиции. Стоявший за дирижерским пультом Самосуд четко и твердо выразил понимание особой исторической ответственности премьеры: "Седьмая симфония Шостаковича важна для нас не только как выдающееся музыкальное произведение полувека. Значение симфонии - в ее глубоком политическом звучании. В тот момент, когда мир повержен в пучину небывалого катаклизма, - в этот момент именно в Советской стране появляется такой Эльбрус музыкального творчества, как Седьмая симфония".

5 марта 1942 года в городе Куйбышеве, нынешней Самаре, в помещении Дворца культуры, где размещается театр оперы и балета, впервые была исполнена Седьмая Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича, транслировавшаяся всеми радиостанциями Советского Союза.

При первых звуках оркестра зал замер. Вдохновенная героическая эпопея борьбы советского народа против фашистской тьмы и варварства, претворенная в проникновенные мелодии, волновала до глубины души. Слушатели стали свидетелями- и духовными наследниками потрясающего музыкально-военного подвига композитора, начатого им в первые дни войны в родном Ленинграде и завершенного грандиозным триумфом в Куйбышеве - Самаре.

Алексей Толстой в газете "Правда" 16 февраля, за много дней до премьеры писал: "Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебаний смертный бой с черными силами…

Нет, человек сильнее стихии. Струнные инструменты начинают бороться. Гармония скрипок и человеческие голоса фаготов могущественнее грохота ослиной кожи, натянутой на барабаны. Отчаянным биением сердца вы помогаете торжеству гармонии. И скрипки гармонизируют хаос войны, заставляют замолкнуть ее пещерный рев.

Проклятого крысолова больше нет, он унесен в черную пропасть времени. Смычки опущены, - у скрипачей, у многих, на глазах слезы. Слышен только раздумчивый и суровый, - после стольких потерь и бедствий, - человеческий голос фагота. Возврата нет к безбурному счастьицу.... Симфония как будто прикасается легкими дуновениями к великому наследию человеческого пути, и оно оживает.

Средняя часть симфонии - это ренессанс, возрождение красоты из праха и пепла. Как будто перед глазами нового Данте силой сурового и лирического раздумья вызваны тени великого искусства, великого добра.

Заключительная часть симфонии летит в будущее. Перед слушателями ...раскрывается величественный мир идей и страстей. Ради этого стоит жить и стоит бороться. Не о счастьице, но о счастье теперь рассказывает могущественная тема человека. Вот - вы подхвачены светом, вы словно в вихре его... И снова покачиваетесь на лазурных волнах океана будущего. Возврата нет к безбурному счастьицу, перед умудренным в страданиях взором человека - пройденный путь, где он ищет оправдания жизни.

За красоту мира льется кровь. Красота - это не забава, не услада и не праздничные одежды.

...Шостакович прильнул ухом к сердцу Родины и сыграл песнь торжества…..".

Исполнение Седьмой симфонии - событие в истории музыкальной культуры, имевшее общественное и политическое значение. Этот день навсегда вписан в культурную жизнь Куйбышева-Самары, первого города, удостоенного чести услышать в стенах своего театра это музыкальное произведение.

После премьеры народный артист СССР профессор Д. Ойстрах дал первый глубокий профессиональный анализ симфонии: "…музыка Шостаковича прозвучала как пророческое утверждение победы над фашизмом, как поэтическое обобщение патриотических чувств народа, его веры в торжество гуманизма и света".

Сейчас об этом событии, получившим мировой резонанс, напоминают жителям и гостям города мемориальные доски: в фойе театра оперы и балета и на доме №146 по улице Фрунзе - памятники Седьмой Ленинградской симфонии, начавшей отсюда свое триумфальное шествие по всему миру.

29 и 30 марта в Москве в Колонном зале Дома союзов Седьмую симфонию под управлением С.Самосуда исполнил объединенный оркестр Всесоюзного радиокомитета и филиала Большого театра.

9 июля 1942 года Седьмая прозвучала в Новосибирске, за дирижерским пультом стоял Евгений Мравинский.

Право первого исполнения симфонии оспаривали величайшие дирижеры ХХ века.

19 июля 1942 года в Нью-Йорке под руководством гениального итальянского маэстро, изгнанника-антифашиста Артуро Тосканини была исполнена Седьмая симфония. После исполнения симфонии дирижер телеграфировал Шостаковичу: "Я хотел бы лично приветствовать великого представителя великой страны".

Американская пресса отозвалась: "Безграничная храбрость и воля к жизни, обеспечивающая победу русского народа, видна в его музыке. После последнего взмаха Тосканини, завершившего поистине грандиозный финал симфонии, я думаю, что каждый из присутствующих в зале повернулся к своему соседу (я это сделал) и сказал: "Какой дьявол может победить народ, способный создать музыку, подобную этой!"…. "Шостакович говорит не только от имени Великой России, но - от всего человечества"…

В Америке Седьмая симфония в течение сезона 1942-1943г.г. прозвучала 62 раза.

Ее транслировали 223 радиостанции США и Латинской Америки.

9 августа 1942 года в филармонии блокадного Ленинграда состоялось легендарное исполнение победной Седьмой Ленинградской симфонии. Партитура симфонии была доставлена специальным самолетом, прорвавшимся в город сквозь огненное кольцо. Она звучала изо всех репродукторов, тысячи людей слушали "симфонию всепобеждающего мужества". За дирижерским пультом стоял дирижер Карл Элиасберг, вспоминавший впоследствии: "Отзвучала симфония. В зале раздались аплодисменты. Они звучали совсем по-иному, чем в наши дни. Не дай бог мне услышать еще раз такие аплодисменты! Руки сидящих в зале еле двигались, аплодисменты напоминали сухой шелест… Но мы понимали, что это овация в честь автора симфонии, в честь героев-музыкатов. Я прошел в артистическую.

Пришли слушатели… Благодарили… Вдруг все расступились. Быстро вошел Говоров, командующий Ленинградским фронтом. Он очень серьезно, сердечно говорил о симфонии, о гениальности образа "нашествия", а уходя, сказал как-то таинственно: "Наших артиллеристов тоже можно считать участниками исполнения". Тогда, честно говоря, я не понял этой фразы. И только много лет спустя узнал, что Говоров отдал приказ на время исполнения симфонии Шостаковича нашим артиллеристам вести самый интенсивный огонь по вражеским батареям и принудить их к молчанию. Я думаю, что в истории музыки такой факт - единственный".

23 ноября и 21 декабря 1942 года Седьмая Ленинградская симфония опять прозвучала в Куйбышеве-Самаре, исполненная оркестром ГБТ под управлением А.Ш. Мелик-Пашаева.

Седьмая продолжала свое шествие по миру, повествуя о мужестве советских людей, об их неисчислимых страданиях и стойкости в борьбе с врагом.

11 мая 1975 года в ознаменование 30-летия Победы Седьмая Ленинградская симфония снова звучала в том же переполненном до отказа зале Дворца культуры, в исполнении куйбышевского оркестра под руководством дирижера Геннадия Проваторова.

В январе 1976 года как реквием по композитору симфонический оркестр куйбышевской филармонии под руководством главного дирижера Геннадия Проваторова исполнял Четвертую симфонию и виолончельный Концерт (солист И. Монигетти) Шостаковича. В следующих концертах слушатели познакомились с Третьей ("Первомайской"), Пятой, Тринадцатой симфониями.

Музыка Шостаковича звучала еще не раз в исполнении симфонического оркестра самарской филармонии под руководством:

Абрама Стасевича - первое исполнение 12-ой симфонии, посвященной Ленину. В тот же вечер, но на час позже Двенадцатая исполнялась в Ленинграде под управлением Евгения Мравинского.

Бруно Бермана - Пятая симфония;

Соломона Фельдмана - Двенадцатая симфония и кантата "Над Родиной нашей солнце сияет"

Сергея Дудкина - Шестая и Четырнадцатая симфонии;

Валентина Нестерова - Четвертая и Пятая симфонии;

Михаила Щербакова - Четвертая и (дважды) Седьмая.

В 1968 году на сцене театра оперы и балета куйбышевцы познакомились с постановкой балета Константина Боярского "Барышня и хулиган" на музыку Шостаковича, перенесенного из Малого оперного театра Ленинграда.

В 1986 году в куйбышевском театре оперы и балета хореограф и режиссер Игорь Чернышев поставил балет-ораторию "Казнь Степана Разина" на музыку вокально-симфонической поэмы Дмитрия Шостаковича, в которой отражены гнев и возмущение, боль и страдание, светлые воспоминания и нескончаемые нравственные мучения.

2 мая 2005 года в честь 60-летия Победы в помещении самарского оперного театра прозвучала Седьмая ("Ленинградская") симфония Шостаковича в исполнении симфонического оркестра Большого театра под управлением Александра Ведерникова.

На гражданской панихиде по Шостаковичу, состоявшейся 14 августа 1975 г. в Большом зале Консерватории Г.В. Свиридов сказал: "В лучших его сочинениях поражает красота и выразительность тематического материала, первое качество большого таланта, без которого немыслимо создание ничего истинно замечательного…Его музыка наполнена любовью к людям и глубоким сочувствием к человеческому страданию….".

В памяти каждого, кому довелось встречаться с Шостаковичем, его портрет наделяется своими особенными чертами, наиболее запомнившимися и дорогими. Возможно, музыка Д.Шостаковича снова кого-то пугает и раздражает, но в его творчестве потомки долго будут искать ответы на вопросы, которые ставит перед ними жизнь.


От редакции

Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000, Самарская Лука.