Логотип
   
Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки

  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(846) 335-59-56
(846) 959-69-14

Куйбышевский период Дмитрия Шостаковича

(Годы 1941 - 1943)

С наступлением 2006 г., "Года Шостаковича" (в связи со 100летием композитора), ко мне посыпались звонки с вопросами: где жил Шостакович в Самаре, когда приехал и уехал, где состоялся его первый авторский концерт, где находился основанный им Союз композиторов, кто туда входил и т.д., и т.п.

Постараюсь ответить на эти вопросы, хотя о пребывании на Самарской земле нашего великого маэстро уже писала. Снова "встретиться" с любимым композитором и "окунуться" в его один из самых значительных жизненных периодов для меня большая радость.

***

К началу 1941 года 34летний Дмитрий Шостакович профессор Ленинградской консерватории, пианист и уже известный композитор. Это был период бурного развития его композиторского таланта. Одно за другим рождались музыкальные произведения: симфонии, кантаты, балет, опера, музыка к театральным постановкам и кинофильмам.

В канун 1941 г. Шостакович закончил работу над музыкой к кинофильму Ф. М. Эрмлера "Приключение Корзинкиной" и принял предложение режиссера написать музыку к следующему его фильму "Вторая симфония". Одновременно заключается договор с театром им. Кирова (Мариинский оперный) на сочинение оперы "Катюша Маслова" (по роману Л. Н. Толстого "Воскресение"), к сожалению так и осталась неоконченной. С начала января Шостакович пишет музыку к спектаклю "Король Лир". В планах сочинение симфонии, посвященной памяти В. И. Ленина для оркестра, хора и солиста на стихи В. Маяковского. Симфонию включают в план абонементных концертов филармонического сезона 1941 42 г.г.

В марте Шостаковича награждают Государственной премией первой степени.(1) В апреле - гастрольные поездки в Ростов­наДону и Таганрог. В мае, вернувшись в Ленинград, композитор вновь окунулся в творчество и преподавательскую работу в консерватории. А в письме к другу, композитору В. Шебалину, пишет в начале июня: "Я с утра до ночи на экзаменах и гос. экзаменах" (он возглавлял Государственную комиссию на фортепианном факультете и работал на композиторском).

День 22 июня 1941 г. запомнился всем, кто его пережил, на всю жизнь.

Шостакович о начале войны узнал в Ленинградской консерватории, где, несмотря на воскресный день, с 9ти утра шли выпускные экзамены. Планировалось в этот день посещение футбольного матча, который должен был состояться между московским "Динамо" и ленинградской "Красной зарей". Композитор любил футбол, был ярым болельщиком и даже прошел курсы футбольных судей. Война с первого дня меняла и рушила мирную жизнь. Уже к вечеру над городом поднялись аэростаты, и колонны мобилизованных отправились на фронт.

Первое заявление об отправке на фронт добровольцем Дмитрий Дмитриевич подал в военкомат в день объявления войны 22 июня 1941 г., и получил отказ. Второе заявление датировано 2 июля. После вторичного отказа, он вступает в народное ополчение. Известно, что вместе с педагогами и студентами консерватории Шостакович работал на оборонительных рубежах, на сооружении дотов. В нескольких изданиях публикуется фотография Шостаковича - участника пожарной команды на крыше консерватории. Необходимой оказалась и другая работа: для отправки на фронт концертных бригад понадобились аранжировки произведений, включенных в программы. Шостаковича назначают руководителем музыкальной части театра народного ополчения (тогдашнее название "Агитвзвод"). В него входили артист Николай Черкасов, певец Ефрем Флакс, композитор Юрий Левитин и др. Сочиняли сценки, песни, куплеты и частушки про Гитлера. Черкасов читал монологи под музыку Шостаковича. С этим "багажом" выезжали в прифронтовые части. Появились песни о войне. Шостакович пишет "Идут гвардейские бесстрашные полки" (слова Л. Рахмилевича) и "Клятва наркому" (слова В. Саянова).

До середины июля он кроме песен и переложений ничего не сочинял. Начались авианалеты, гудели сирены "воздушных тревог". 14 июля Шостакович выступает по радио с призывом объединить усилия людей всего мира в борьбе с фашизмом. Его композиторский гений ищет выхода. В начале июля, несколько дней он упорно работает с текстами из псалмов Давида. Но все было не то, и он обратился к излюбленному жанру симфонии.

Работал яростно, выливал на нотные строчки боль и гнев, страдания и надежды, невзирая на сирены и налеты. Не мог оторваться даже во время дежурства в пожарной команде: брал с собой партитуру. "Свою Седьмую, Ленинградскую симфонию я написал быстро… словно на "едином дыхании". Я не мог ее не писать", - скажет впоследствии композитор(2). На сохранившемся первом черновом листке - дата: 15 июля 1941 г. - начало работы над симфонией.

А наступление фашистов продолжалось, бои шли уже под Ленинградом. В августе Шостаковичу с семьей предлагают эвакуироваться из Ленинграда, он отказывается. В перерывах между работой над Седьмой симфонией Шостакович участвует в концертах в фонд обороны, хлопочет по делам Союза композиторов, помогает родственникам и друзьям, коллегамкомпозиторам. Бомбежки, обстрелы, уже начавшееся недоедание - ничто не останавливало работу композитора.

29 сентября были готовы три части симфонии.

А кольцо блокады вокруг Ленинграда сжималось, и 30 сентября звонком из Смольного Дмитрия Дмитриевича заставили срочно эвакуироваться. В самом начале октября военнотранспортным самолетом Шостакович с семьей вылетел в Москву. Поселились в переполненной гостинице "Москва". Враг подходил и к столице. Под Москвой шли жестокие бои. В Москве полным ходом проводилась эвакуация.

По распоряжению правительства в город Куйбышев эвакуировался Большой театр. 500 человек артистов и работников главного оперного театра страны тремя эшелонами направились в наш город. 15 октября Дмитрий Дмитриевич с женой и двумя детьми (Гале было 5 лет, Максиму - 3 года) сел в переполненный поезд, направлявшийся на Урал. В одном вагоне с Шостаковичем ехали композиторы Р. М. Глиэр, А. И. Хачатурян, В. Я. Шебалин, Д. Б. Кабалевский, пианист Э. Г. Гилельс, дирижер Б. Э. Хайкин, скрипач Д. Ф. Ойстрах, художник Н. А. Соколов.

А. И. Хачатурян вспоминал, как в вагоне вместо 42х человек разместилось более 100… Какого­то парня, забравшегося на третью полку, долго убеждали уступить место Нине Васильевне Шостакович с двумя детьми.(3)

Свои воспоминания о переезде в Куйбышев оставил один из Кукрыниксов, художник Н. А. Соколов: "Спали плохо, да и негде было. Женщины отдыхали ночью, мужчины днем - и то по очереди. Я видел, как Д. Шостакович выходил за кипятком на станциях, около вагона мыл снегом посуду… Он ехал в единственном старом костюме. Промочив ноги, пытался найти кое­что из своих вещей. Не найдя, расстроился. Я дал ему свои носки. - Спасибо! Это очень благородно с вашей стороны, - сказал он. Ктото вручил ему рубашку и что­то еще. Вещи он брал, стесняясь, и всех взволнованно благодарил"(4).

Почти без вещей, без денег (они были украдены еще на московском вокзале), с двумя детьми на руках, удрученный пропажей чемоданчика с партитурой Седьмой симфонии, Дмитрий Дмитриевич поселился в школе № 81, что на Самарской площади. Там, в классах, разгороженных простынями и одеялами, жили артисты Большого театра. В куче утерянных вещей в Рузаевке отыскали чемоданчик с партитурой.

Вскоре Шостаковичу предоставили комнату в доме №140 по улице Фрунзе. " И сразу комната стала прибежищем для многих знакомых и малознакомых людей: кто оставался на ночлег, кто просто заходил "на огонёк", зная, что встретит заботу и участие. Кормили чем могли". (5)

Постепенно преодолевались угнетенность и растерянность первых дней на куйбышевской земле. После очередной неудачной попытки добровольцем уйти на фронт, взялся за работу. Городские власти, разумеется, хорошо знали и понимали, кто такой Шостакович. Поэтому уже вскоре, несмотря на невероятные трудности с жильем в Куйбышеве, переполненном десятками тысяч беженцев и эвакуированных, в ноябре Дмитрия Дмитриевича с семьей переселяют в дом 146 по той же улице Фрунзе в отдельную небольшую двухкомнатную квартиру. Семья переехала в новую квартиру, получила продуктовые карточки, и композитор вплотную включился в творчество, в общественную и концертную деятельность. Незаконченная Седьмая "Ленинградская" симфония мучительно звала, притягивала все существо. В декабре 1941 г. она полностью захватила композитора. Заканчивая заключительную "победную" часть своей симфонии, пишет на ее титульном листе "Посвящается городу Ленинграду" и дата "27. XII. 1941. г. Куйбышев".

О первом впечатлении, полученном от симфонии, написаны десятки статей и воспоминаний.

Известный сценарист А. Я. Каплер вспоминал: "Он играл, сидя на краешке стула, - худенький, с острыми плечами, в подтяжках, с хохолком, торчащим на голове, удивительно похожий на примерного ученика, на гимназиста с первой парты. За окном медленно опускался снег… А рядом … грохотала война - страшная и великая, здесь полыхало пламя ее и пахло горькой гарью пожарищ, здесь слышался гром катастроф…"( 6) .

С января 1942 г. дирижер С. А. Самосуд и оркестр Большого с волнением готовили премьеру симфонии. Шостакович сам составил краткое пояснение и перед началом концерта выступил с вступительным словом. Старожилы Самары помнят об этом событии, тогда музыка воспринималась не только слухом … ощущалась всеми нервами, казалось, даже зрением. С момента исполнения первой части все были в напряжении.

Замечательные воспоминания о первом впечатлении от музыки симфонии, услышанной на репетиции, оставил писатель А. Н. Толстой, также живший в нашем городе во время войны: "В большом фойе между колонн расположился оркестр московского Большого театра, один из самых совершенных музыкальных коллективов в мире. За пультом - Самосуд, порабочему, в жилетке. Позади него на стуле - Шостакович, похожий на злого мальчика. Наверху высоко на хорах, облокотясь о дубовые перила, застыли очарованные слушатели. Сейчас - после корректур - будут проиграны все четыре части. Взмахивает мокрыми волосами Самосуд, пронзает палочкой пространство, скрипки запевают о безудержной жизни счастливого человека. Седьмая симфония посвящена торжеству человеческого в человеке" ( 7)

На другой день после премьеры, состоявшейся 5 марта 1942 года, микрофильм партитуры был отправлен за рубеж. Началось ее торжественное шествие по лучшим оркестрам мира.

В военном Куйбышеве композитор работал над созданием и других произведений: опера "Игроки" (по Н. Гоголю), Вторая фортепианная соната, сюита "Родной Ленинград", романс "Сыну" (на слова У. Ралея в переводе Б. Пастернака), "Сонет 66" (на слова В. Шекспира), романсы "Макферсон перед казнью", "Дженни", "В полях под снегами" (на слова Р. Бернса в переводе С. Маршака), песня "Королевский поход" (на англ. нар. текст в переводе Маршака), музыка к спектаклю ансамбля НКВД "Отчизна". Именно здесь, на Самарской земле, были задуманы Восьмая симфония, восстановлена и завершена опера погибшего на фронте любимого ученика В. Флейшмана "Скрипка Ротшильда".

Известны и публицистические работы, написанные в Куйбышеве в 1941 - 1943 гг.:
статья в газете Известия (13 февраля 1942 г.) "Моя Седьмая симфония".
Аннотация к Седьмой симфонии в программе концерта (5 марта 1942 г.),
рецензия на постановку Большого театра оперы М. Глинки "Иван Сусанин"
Правда 7 мая 1942г.
"Замечательный оркестр" Литературная газета от 1 августа 1942 г.,
"Выдающийся музыковед" (об А. С. Оголевце)Волжская коммуна от14 января1943 г.
Интенсивность и многогранность концертной и общественной работы Шостаковича в Куйбышеве поразительны.

 

В начале ноября 1941 года газеты известили о творческом вечере Д.Д.Шостаковича. Авторские концерты, в которых принимал участие сам композитор, состоялись16, 18,20 декабря 1941 года и 20 октября, 3 ноября, 22 ноября 1942 года. Неоднократно выступал он в филармонии, в драмтеатре, на радио, в музыкальной школе, ездил по госпиталям. Играл он и свои произведения, и музыку других композиторов.24 мая 1942 г. состоялся радиоконцерт из произведений Шостаковича с участием автора. С оркестром ГАБТ исполнял свой фортепианный концерт с артистом Большого театра А.Батуриным цикл романсов на стихи Пушкина, аккомпанировал В.Барсовой, М.Рейзену, И.Козловскому. На одной из творческих встреч, организованных местным отделением Всероссийского театрального общества для писателей, композиторов, театральных деятелей, с работниками искусств и журналистами "Д. Шостакович с изумительным мастерством исполнил скерцо из своей Пятой симфонии и сыграл партию рояля в сонате для виолончели. Партия виолончели исполнена Л.Матковским". (8)

А вот заметка от 22 мая 1942 г.: " 24 мая в 19 ч. 20 мин. Областной радиокомитет организует концерт из произведений лауреата Сталинской премии, профессора Д. Шостаковича. В концерте принимают участие профессор Д.Шостакович и артист Большого театра СССР скрипач Юлий Реентович".

Музыкально­общественная работа Шостаковича в Куйбышеве имела огромное значение для развития творческой жизни и музыкального образования города.

С декабря 1941 года в Куйбышеве началась деятельность отделения Союза композиторов, который возглавил Шостакович.

"... Он старательно занялся новой работой. Ему помогают Л.Н. Оборин, музыковед А.С. Оголовец, композитор В.Н. Денбский. "Как видишь, люди все хорошие и проверенные в своём деле", делился он с Шебалиным".(5) Заседания Союза были еженедельными. "Посвящались они, главным образом, обсуждению новых произведений. Эту форму Шостакович считал основной, самой необходимой, продуктивной, способствовавшей активизации композиторских сил". (5).

В декабре 1941 г. в помещении радиокомитета (Красноармейская, 17) состоялась первая "Музыкальная среда". "Собравшиеся прослушали три части Седьмой симфонии Шостаковича в фортепианном исполнении автора. Затем состоялся обмен мнением, в котором участвовали чешский профессор Зденек Неедлы, венгерский антифашистский композитор Ференц Сабо, куйбышевский композитор Виктор Денбский и другие" (9)

К сожалению, не удалось восстановить содержание последующих "Музыкальных сред". По воспоминаниям А. В. Фере(10) и Л. Ф. Другова(11), это были творческие отчеты композиторов, прослушивание и обсуждение новых произведений, встречи с писателями, артистами, деятелями искусства, общественностью.

В 1942 г. Союз композиторов провел "Открытый конкурс на лучшее музыкальное произведение всех жанров, посвященное 25летию Великой Октябрьской Социалистической революции". 27 авторов представили на конкурс 58 произведений. Председатель жюри - Дмитрий Дмитриевич Шостакович. "27 авторов представили на конкурс 58 произведений. Состав жюри: Д.Шостаковйч (председатель), члены А.МеликПашаев, профессор А.0головец, М.Максакова, главный хормейстер ГАБТ М. Купер, директор филармонии А.Щепалин, доцент ленинградской консерватории Р.Зарицкая, композитор А.Пейсин". (12)

Конкурс вызвал горячий отклик. За его ходом следили сотни музыкантов и любителей музыки. Жюри предстояло проделать колоссальный и ответственный труд: организовать исполнение, прослушать и обсудить более полусотни музыкальных произведений.

На конкурсе отлично выступил куйбышевский композитор Савелий Орлов. Он получил два почётных диплома: за симфоническую поэму, посвящённую Великой отечественной войне (по разделу симфонической литературы) и за "Партизанские частушки на слова М. Танка (по разделу массовой и эстрадной литературы).

Известно, что Дмитрий Дмитриевич охотно помогал куйбышевским композиторам: В. Н. Денбскому, А. Ю. Ожарко, которому помогал в занятиях по композиции (13), А. Я. Пейсину, Л. Ф. Другову.

Леонид Филиппович Другов рассказал, что в течение всего времени пребывания Шостаковича в Куйбышеве "тесно общался с этим великим мастером, консультировался, показывал свои произведения, наброски. Дмитрий Дмитриевич был очень скуп на всякие высказывания. Обычно у него всё выражалось в двух трёх словах". Но когда Леонид Филиппович показал Шостаковичу свою кантату "Казнь Степана Разина" на стихи Суркова, "Дмитрий Дмитриевич её послушал, так немного подумал, а потом сказал: А Вы знаете, много хорошей музыки" (из интервью автора с Л.Ф.Друговым, записанным в 1969 году). Известно, что Шостакович очень помогал куйбышевскому композитору В.Н.Денбскому (14) в работе над оперой "Маскарад", молодым композиторам, готовящимся вступить в Союз композиторов, Я.Каплуну и В.Антюфееву.

Алексей Васильевич ФереКуйбышевские музыканты, вспоминая работу в Союзе композиторов и встречи с Шостаковичем, неизменно подчеркивали его особую деликатность, интеллигентность. Он всегда был внимателен к людям, готов помогать, чем мог. Так Алексей Васильевич Фере рассказал о их совместном хождении по различным инстанциям в хлопотах о помещении для Союза композиторов. С юмором вспоминал, как вместе ходили во Фрунзенский районный военкомат. Шостакович постоянно хлопотал о ком­то: заболел Л. Оборин - доставал лекарства. Его куйбышевский телефон 2 - 22 - 73 знали все музыканты.

Общественная работа отнимала много времени и сил. Вместе с московским композитором М. М. Черемухиным он организует в Куйбышеве музыкальные радиопередачи; вместе с певицей В. В. Барсовой и художником В. П. Ефановым работает в оргкомитете создававшегося весной 1942 г. филиала Центрального дома работников искусств (ЦДРИ).

Шостакович был консультантом и добрым другом музыкальной школы № 1. Часто играл там, встречался с педагогами, слушал игру ребят, участвовал в экзаменационной комиссии, помогал способным ученикам в устройстве их дальнейшей учебы.

Когда оргкомитет Союза композиторов решил выпустить книгу "Советская музыка за 25 лет", Шостакович возглавил редакционную коллегию.

Он занимается приглашением в Куйбышев именитых музыкантов, устраивает встречи и дискуссии, вникает во все мелочи композиторской организации, работает консультантом Комитета по делам искусства при Совете Народных Комиссаров СССР, в ноябре 1942 г. выступает с пламенной речью на антифашистском митинге работников литературы и искусства.

В Куйбышеве, в начале марта, за Седьмую симфонию ему была присуждена Государственная (Сталинская) премия I степени. Указом от 11 апреля 1942 года Шостаковичу присуждено звание Заслуженный деятель искусств РСФСР.

В марте 1942 года Шостаковича получает большую 4х комнатную квартиру с отдельным кабинетом, роялем и видом на Волгу (ул. Вилоновская, д. 2 а, кв. 2). Благополучно добрались до Куйбышева мать, сестра и племянник.

Появляется возможность спокойно работать. Смерть в Ташкенте любимого учителя Л.В. Николаева дала толчок к сочинению трагической Второй фортепианнной сонаты. Пришлось отложить начатую оперу "Игроки" (по Н. Гоголю), к которой он больше не вернулся.

Напряжённая работа и постоянная тревога о близких, оставленных в Ленинграде, отрицательно сказывалась на его здоровье. В Куйбышеве он часто болел. Особенно тяжело переболел он и дети брюшным тифом в январе­феврале 1943 года.

3 марта 1943 г. он выезжает в Москву. Предстояло подлечиться в подмосковном санатории "Архангельское". Затем Шостакович обосновывается в Москве, на улице Кирова, 21, кв. 48.

Так закончился куйбышевский период жизни и творчества выдающегося композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.


Примечания

1. Государственные премии, одна из форм поощрения граждан за выдающиеся творческие достижения в области науки и техники, литературы и искусства, учреждены 9 сентября 1966г. Дипломы и знаки лауреата Сталинской премии 19401952г.г. 1ой, 2ой, 3ей степени, были впоследствии заменены на дипломы и почетные знаки Государственных премий тех же степеней. Впервые Ленинские премии учреждены в 1925 году, с 1935 не присуждались и восстановлены в 1957 году.
2. Шостакович Д. Как рождается музыка // Лит. Газ. 1965, 21 декабря
3.Хачатурян А.И. Страницы жизни и творчества - М., 1982, с.138
4. Соколов Н.А. О встречах с Шостаковичем. В кн. Наброски по памяти т.2, Л., 1984, с.55
5. Хентова С.М. Шостакович т.2 - Л., 1986
6. Каплер А.Я. Строка в старой записной книжке // Новый мир - 1978 №1
7. Толстой А.Н. На репетиции Седьмой симфонии Шостаковича // Правда 16 февр. 1942г.
8. Волжская коммуна; 16 сентября 1942г.
9. Волжская коммуна; 16 дек. 1941г.
10. Фере Алексей Васильевич - музыковед, композитор, преподаватель Куйб. музучилища, теоретик, ученый. Член СК.
11. Другов Леонид Филиппович (19131980). Композитор, пианист, педагог, член СК СССР. С 1944 года ответственный секретарь Куйбышевского отделения СК. 19601978 преподаватель Куйбышев. музучилища.
12. Волжская коммуна; 30 октября 1942г.
13. Ожарко Александр Юрьевич. Писал музыку к театральным спектаклям. Во время войны написал песни: "Вам сегодня взгрустнулось в этот вечер ненастный" и "Варежки". Умер в 1944г. от туберкулеза.
14. Денбский Виктор Николаевич. 30 апреля 1941 года в Куйбышевском театре оперы и балета состоялось общественное прослушивание отрывков из его музыкальной драмы "Маскарад"...


В.Н. Бацун., профессор СГПУ

Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000, Самарская Лука.