Логотип
   
Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки

  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(846) 335-59-56
(846) 959-69-14

Самарская прописка "Ленинградской" симфонии

Исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося композитора XX cтолетия Дмитрия Шостаковича. По решению ЮНЕСКО 2006 год во всем мире отмечается как год Шостаковича.

С нашим городом связана одна из ярких страниц жизни и творчества композитора. Но и сегодня, как ни странно, она известна далеко не каждому из тех, кто близок миру музыки.

Фото 1С этой страницей биографии Шостаковича мне довелось соприкоснуться еще в начале 1980х годов. На одном из стендов музея Большого театра СССР мое внимание привлекла старая фотография(1). Дело не столько в широкой известности большинства запечатленных на фотографии людей, сколько в том, что сделана она в нашем городе, в зрительном зале Дворца культуры имени В.Куйбышева. Лаконичная подпись гласила: "Куйбышев, 1942 год".

Вглядываясь внимательно в снимок, без труда узнал массивные, обитые темнокоричневой кожей кресла зрительного зала, какими они были до капитального ремонта театра 1970х годов. На переднем плане фотографии в кресле первого "литерного" ряда центрального амфитеатра Дмитрий Шостакович. Слева от него солистка Большого театра арфистка Вера Дулова, рядом с ней пианист Лев Оборин. А непосредственно за ними, во втором и третьем рядах амфитеатра, солисты Большого театра Марк Рейзен и Иван Козловский.

Снимок темный, в зале погашены люстры. Лица освещены лишь слабым, отраженным светом от сцены, куда устремлены взгляды всех сидящих. На лицах выражение глубокого внимания и сосредоточенности, в позах предельная собранность и внутреннее напряжение.

Что же побудило всех их: композитора и пианиста, музыканта­инструменталиста и певцов, собраться вместе, что так властно приковало их внимание в момент, запечатленный неизвестным фотографом?

Мне захотелось узнать об этом как можно больше, попытаться разыскать и другие документы, относящиеся к тому же периоду. Пришлось перелистать подшивки старых, пожелтевших от времени газет, страницы монографий и воспоминаний, материалы архивов Большого театра военных лет. И вот удача. Передо мной еще несколько редких, нигде не публиковавшихся до того времени, по всей видимости любительских фотографий. Вместе с упомянутой они позволяют зрительно воссоздать события прошлых лет.

За этими фотографиями одни из самых ярких и запоминающихся страниц, вписанных в историю музыкальной жизни нашего города в годы Великой Отечественной войны, которые были не только годами тяжелых испытаний, но и временем необычайного духовного подъема людей. Эта страница связана с именем выдающегося советского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, с его знаменитой Седьмой симфонией.

Фото 2С первых дней войны, являясь бойцом народного ополчения Ленинграда, Шостакович участвовал в строительстве оборонительных сооружений, был членом отряда ПВО. Там же, в Ленинграде, Шостакович начал работу над Седьмой симфонией грандиозным сочинением, о котором позже скажет: "Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию". Однако завершить работу над этим произведением композитору пришлось уже в городе Куйбышеве. Здесь состоялось и ее первое публичное исполнение мировая премьера.

Однако перед этим в жизни Шостаковича произошло немало событий...

В октябре 1941 года в переполненном до отказа поезде Шостакович с семьей ехал на восток. Ощущая безграничную усталость, с двумя измученными маленькими детьми на руках, Шостаковичи решили высадиться в Куйбышеве. С вокзала побрели в школу у рынка (фото 2, 1942 год), где, как им указали, разместили первый эшелон артистов Большого театра: в Куйбышеве уже находились эвакуированные по решению правительства коллектив Большого театра и многие видные деятели литературы и искусства. В коридоре школы их увидела жена художника Большого театра Петра Вильямса и привела в свою маленькую комнатку, которую разделили ситцевым пологом на две половины. Вера Дулова принесла еду. Так и стали жить в этой школе, превращенной в театральное общежитие.

В ноябре Шостаковичу предоставили комнату в квартире № 13 в доме № 140 по улице Фрунзе, а в начале декабря поселили в двухкомнатной квартире в соседнем доме № 146. Устроиться здесь помогла жившая неподалеку семья драматурга Александра Афиногенова, погибшего в 1941 году в Москве при бомбежке. К пьесе Афиногенова "Накануне", принятой к постановке в Куйбышевском драматическом театре, Шостакович предполагал писать музыку, но замысел этот не осуществился. Имея квартиру, Шостаковичи могли размещать в ней на ночлег порой пятьшесть человек. К жизни все время на людях привыкли.

Именно в этой квартире утром 27 декабря Шостакович закончил работу над Седьмой симфонией. Несколько часов заняли дополнения и уточнения...

Снимок, с упоминания о котором я начал этот рассказ, сделан в февральские дни 1942 года. Он переносит нас на одну из последних репетиций симфонии. Не случайно на фотографии рядом с автором Дулова и Оборин. Именно они были самыми первыми слушателями и участниками своеобразной премьеры симфонии, которая состоялась в последние дни декабря 1941 года на эвакуационной квартире Дуловой.

Через много лет Вера Георгиевна вспоминала, что Шостакович и Оборин играли в четыре руки на взятом напрокат пианино по только что завершенной партитуре. На звуки музыки пришел живший по соседству главный дирижер Большого театра Самуил Самосуд.

Фото 3Впечатление от музыки было потрясающее. По окончании исполнения бурный восторг, объятия всех присутствующих. Самосуд решает немедленно начать оркестровые репетиции. Однако для их организации пришлось преодолеть немало трудностей. Достаточно сказать, что не было нотной бумаги. Ее прислали специальным рейсом из Москвы. Музыканты оркестра Большого театра сами расписывали свои партии.

На репетиции шли, как на праздник. Поначалу они проходили в фойе амфитеатра Дворца культуры имени В.Куйбышева. Одна из таких репетиций запечатлена на фото 3. Интерьер фойе почти не изменился до наших дней. Те же массивные, декорированные под мрамор колонны, фигурные вентиляционные решетки у торцевых стен, те же ограждения выходящего сюда же балкона. Слева дверь в зрительный зал.

Эту фотографию можно прокомментировать словами писателя Алексея Толстого, неоднократно присутствовавшего на репетициях симфонии: "В большой фойе между колонн расположился оркестр московского Большого театра, один из самых совершенных музыкальных коллективов в мире. За пультом Самосуд, порабочему, в жилетке. Позади него на стуле Шостакович, похожий на злого мальчика. Наверху, высоко на хорах, облокотясь о дубовые перила, застыли очарованные слушатели...".

Оттуда, с верхнего балкона, слушал репетиции и сам Алексей Толстой. Там же можно было видеть писателей Валентина Катаева и Илью Эренбурга, скрипача Давида Ойстраха, прославленных летчиковасов, улетающих бомбить врага.

Первого марта состоялось общественное прослушивание симфонии, на которое были приглашены бойцы, командиры, политработники, представители предприятий и организаций города.

Официальная премьера Седьмой симфонии состоялась 5 марта 1942 года. Концерт транслировался всеми радиостанциями Советского Союза. Перед началом трансляции в 21.15 по московскому времени в радиоэфире прозвучало: "Говорит Москва. Говорит Москва". Эти слова, которые разнеслись по всей стране, слушали и прильнувшие к установленному в артистической комнате репродуктору музыканты оркестра Большого театра.

Перед премьерой Шостакович произнес несколько вступительных фраз, подчеркнув, что нет более благородной и возвышенной цели, чем борьба с темными силами гитлеризма.

Еще несколько архивных снимков 1942 года из фонда музея Большого театра. Их предоставили тогдашний директор музея заслуженный работник культуры России Валерий Зарубин и научный сотрудник Людмила Рыбакова. Момент исполнения Седьмой симфонии: вид зрительного зала изза расположенного на сцене оркестра. На фото (4) сделанном сразу после первого исполнения симфонии, среди музыкантов на первом плане в центре Шостакович, справа от него Самосуд.

Вот строки из воспоминаний солиста Большого театра народного артиста СССР Алексея Иванова: "Не берусь описывать, какое впечатление произвела на нас эта музыка и какие мы испытывали чувства, слушая победный финал симфонии. Это невозможно передать словами. У многих на глазах были слезы, некоторые сидели, сжав кулаки..."

Пожалуй, одни из самых проникновенных строк о Седьмой симфонии принадлежат Алексею Толстому:"..Седьмая симфония посвящена торжеству человеческого в человеке. Постараемся хотя бы отчасти проникнуть в суть музыкального мышления Шостаковича. В грозные темные ночи Ленинграда, под грохот разрывов, в зареве пожаров оно привело его к написанию этого вдохновенного произведения...

Скрипки рассказывают о безбурном счастьице, в нем таится беда, оно еще слепое и ограниченное, как у той птички, что "ходит весело по тропинке бедствий...". В этом благополучии из темной глубины неразрешенных противоречий возникает тема войны короткая, сухая, четкая, похожая на стальной крючок.

Оговариваемся, человек Седьмой симфонии это некто типичный, обобщенный и некто любимый автором. Национален в симфонии сам Шостакович, национальна его русская рассвирепевшая совесть, обрушившая седьмое небо симфонии на головы разрушителей.

Фото 4Тема войны возникает отдаленно и вначале похожа на какуюто простенькую и жутковатую пляску, на приплясывание ученых крыс под дудку крысолова. Как усиливающийся ветер, эта тема начинает колыхать оркестр, она овладевает им, вырастает, крепнет. Крысолов со своими железными крысами поднимается изза холма... Это движется война. Она торжествует в литаврах и барабанах. Воплем боли и отчаяния отвечают скрипки, и вам кажется: неужели, неужели все уже смято и растерзано? В оркестре смятение, хаос…

…Красота это пересоздание и устроение дикой природы руками и гением человека.... С возрастающим напряжением вы ожидаете финала, завершения огромного музыкального переживания. Вас подхватывают скрипки, вам нечем дышать, как на горных высотах, и вместе с гармонической бурей оркестра, в немыслимом напряжении вы устремляетесь в прорыв, в будущее, к голубым городам высшего устроения......

.. Красная армия создала грозную симфонию мировой победы. Шостакович прильнул ухом к сердцу родины и сыграл песню торжества.

Такие чувства и такие мысли владели нами, когда мы слушали в Куйбышеве, в Большом театре СССР репетицию Седьмой симфонии".

День 5 марта 1942 года явился началом триумфального шествия Седьмой симфонии, этого "Эльбруса музыкального творчества", как назвал ее Самосуд, по концертным подмосткам мира. Уже 29 марта под управлением Самосуда она была исполнена в Москве.

9 августа состоялась историческая премьера Седьмой симфонии на родине Шостаковича в блокадном Ленинграде. Это был тот самый день, в который гитлеровцы похвалялись вступить в город.

Отметим, что в городе Куйбышеве в 1942 году симфония была сыграна еще 2 раза. 23 ноября и 21 декабря ее исполнили оркестр Большого театра под управлением А.МеликПашаева.

Мелик-Пашаев А.Ш.Ровно через 20 лет после премьеры симфонии, в марте 1962 года, Шостакович направил оркестру Большого театра теплое письмо, которое хранится сейчас в фондах музея Большого театра. Вот его содержание: "Первое исполнение оркестром Большого театра моей Седьмой симфонии в городе Куйбышеве явилось для меня очень радостным событием. В суровых условиях первых месяцев Великой Отечественной войны оркестр, солисты оркестра, и ваш замечательный руководитель С.А.Самосуд проявили огромное мастерство, подлинный высокий артистизм".

Седьмая симфония по праву называется Ленинградской, но мы, куйбышевцысамарцы, гордимся, что именно в нашем городе 64 года назад созданы последние страницы ее гениальной партитуры.

22 мая 2004 года на дома № 146 по улице Фрунзе в Самаре была открыта мемориальная доска композитору Дмитрию Шостаковичу. Сегодня есть надежда, что и отрезок улицы Рабочей между Струковским садом и площадью имени Куйбышева будет, наконец, назван именем Шостаковича.

 

Фото:

1. В зрительном зале на репетиции Седьмой симфонии;
2. Здание школы, где размещалось общежитие Большого театра;
3. Репетиция Седьмой симфонии в бельэтаже театра;
4. Групповое фото после исполнения Седьмой симфонии.

 


В.С. ИВАНОВ, лауреат премии Фонда Ирины Архиповой, Губернской премии в области культуры и искусства и областной премии "Театральная муза".

Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000, Самарская Лука.