Логотип
   
Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки

  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(846) 335-59-56
(846) 959-69-14

Его имя в его делах
(30 апреля 1910г. родился Литвинов Виктор Яковлевич)


Человек. Земля. Вселенная.
Да светятся имена
Тех, кто пишет беспримерные
Золотые письмена.
Людмила Шакутина


В конце двадцатых прошлого столетия мечтали 16-летние об авиации. Она была зримым воплощением технического прогресса, своего рода символом неограниченных возможностей человеческого разума. И неудивительно, что таганрогский мальчик Виктор Литвинов, перенявший от отца-слесаря тягу "к железкам", пошел учиться в индустриальный техникум. Ему повезло: по окончании техникума в 1930 году он был направлен в Москву на авиационный завод №1. Двадцатилетний техник-конструктор, начав свой трудовой путь в слесарно-сборочном цехе, поступает на вечернее отделение Московского авиационного института. И, с отличием окончив его в 1937году, получает новое назначение - начальник технического отдела. Блестящие способности студента-вечерника не остались незамеченными - Литвинову Виктору Яковлевичу предлагают аспирантуру. Однако он предпочитает завод. В свои 28 лет он уже заместитель главного инженера - главный технолог завода.

Он был одним из авторов и организаторов первого поточного метода сборки самолетов по суточному графику, который потом успешно осваивали на других авиазаводах. Суть нововведения заключалась в том, что самолеты на специальных тележках по рельсам конвейера передвигались от стенда к стенду. В начале 30-х годов он организовал первую на заводе хозрасчетную бригаду конструкторов, что значительно сократило сроки составления чертежей и улучшило их качество. Главный технолог завода, Виктор Яковлевич в 1938 году организовал проектирование и изготовление сборно-разборных стапелей с унифицированными элементами. Многократное использование основных элементов - литых стандартных узлов, блоков и труб - значительно сокращало циклы изготовления стапелей и давало существенную экономию металла.

По инициативе Литвинова в 1940 году, при освоении выпуска истребителей "МИГ-1", "МИГ-3" конструкции А.Микояна и М.Гуревича, впервые в отечественном самолетостроении был внедрен "принцип параллельности", когда подготовка производства велась одновременно с конструкторскими разработками, выпуском чертежей новой машины и подготовкой производства.

Не остались бесследными: "впервые" и "по инициативе Литвинова". В начале 1941 года Виктору Яковлевичу вручается первая награда - орден Трудового Красного Знамени.

22 июня 1941 года начался отсчет совсем иного времени в жизни страны. Великая Отечественная война по-своему распорядилась судьбой московского авиационного завода №1. На плечи руководства, и в первую очередь директора Анатолия Тихоновича Третьякова и главного инженера Виктора Яковлевича Литвинова, легла ответственность за эвакуацию завода. Сверхсжатые сроки для демонтажа, вывоз и монтаж оборудования на новой заводской площадке в городе Куйбышеве, освоение выпуска штурмовиков вместо прежних истребителей. Это теперь мы говорим, что главный инженер В. Я. Литвинов справился успешно со всеми плановыми заданиями. А тогда необходимо было преодолеть множество трудностей, чтобы выполнить правительственные задания. В холодных цехах к станкам встали рядом с кадровыми, эвакуированными рабочими совсем юные мальчики и девочки. И когда на завод пришла телеграмма:


Директору завода 18 Шенкману

Директору завода 1 Третьякову

Вы подвели нашу страну и нашу Красную Армию тчк Вы не изволите до сих пор выпускать ИЛ-2 тчк Самолеты нужны ИЛ-2 нужны нашей Красной Армии теперь воздух как хлеб тчк Шенкман дает по одному ИЛ-2 в день а Третьяков дает МИГ-3 по одной две штуки тчк Это насмешка над страной над Красной Армией тчк Нам нужны не МИГи а ИЛ-2 тчк Если 18 завод думает отбрехнуться от страны давая по одному ИЛ-2 в день то жестоко ошибается и понесет за это кару тчк Прошу Вас не выводить правительство из терпения и требую чтобы выпускали побольше Илов тчк Предупреждаю последний раз тчк Сталин


С телеграммой, направленной директору Третьякову, знакомили всех работающих.

10 декабря 1941 года завод выпустил первый истребитель "МИГ-3", а в конце декабря поднялись в небо первые штурмовики "ИЛ-2".

Главный инженер, организовав поточное производство, изменил принцип работы конвейерной линии с тем, чтобы при стендовой сборке передвигались и самолеты, и сами стенды. После доклада Литвинова об этом новшестве на отраслевом совещании, переход на конвейерное и поточное производство стал в авиапромышленности массовым. В 1944 году А.Т. Третьякова переводят в Москву. Виктор Яковлевич Литвинов принимает дела директора..

Завод, участвуя во Всесоюзном соревновании, 26 раз удерживал Красное Знамя Государственного Комитета Обороны. И когда прогремел долгожданный салют Победы, знамя было передано заводу на вечное хранение. Рядом с орденом Ленина была прикреплена вторая заводская награда - орден Красного Знамени, а в сентябре 1945 года Литвинов В.Я. был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Награды заводу и его директору были заслуженными. За годы войны, когда людям не хватало жилья, хлеба, одежды, в цехах тепла, рабочие. преодолевая невероятные трудности, делали все возможное, чтобы обеспечить фронт боевой техникой. Завод за 4 военных года выпустил 11863 - "ИЛ-2", 1225 - "ИЛ-10" и 3122 - истребителя "МИГ-3". Зачастую самолеты прямо с заводского аэродрома отправлялись на передовую. Лозунг: "ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ!" не был пустословием, трудовой героизм был массовым.

Следующее послевоенное десятилетие для директора завода Литвинова и руководимого им коллектива было спокойнее только в моральном плане. В 1946 году за 40 дней и ночей было выпущено первых в стране 10 реактивных истребителей "МИГ-9".

Неизменной оставалась заводская традиция: быть первыми строителями новых, еще не освоенных типов самолетов. Три опытных сверхзвуковых истребителя - ракетоносцы "Ла - 250" с комплектами подвесных ракет сошли с заводских стапелей.

Лебединой песней авиационной техники завода было изготовление стратегических бомбардировщиков "Ту - 16", более 40 лет прослуживших в ВВС страны.

"...Завод наш был серийным, выпускали мы изделия и поточным методом, но всегда стремились к обновлению своей продукции. Как только налаживался устойчивый серийный выпуск той или иной машины, я ехал в Наркомат и просил новое задание",- вспоминал Виктор Яковлевич годы спустя.

И Москва, зная его блестящие организаторские способности и постоянное стремление к техническому совершенству, не боялась поручать ему освоение машин новейших типов, передовых по своей конструкции и техническим характеристикам.

Литвинову было дело до всего, начиная с организации производства и производственного быта и кончая условиями жизни заводчан. Он продолжил начатое А. Т. Третьяковым жилищное строительство, развернув его гигантскими темпами. За два года с 1943 по 1945-й было построено около 30 000 кв. м благоустроенного жилья, пионерлагерь на 500 мест и клуб "Победа". А в послевоенные годы - еще жилья 130 тысяч кв. м. Открывались детсады, школы, больницы, библиотеки. Это благодаря стараниям Виктора Яковлевича площадь им. Кирова венчает великолепный Дворец культуры, где не одно поколение работников завода и просто жителей Кировского и Промышленного районов приобщалось к миру прекрасного. К слову, за "архитектурные излишества", так в свое время Хрущев окрестил колоннады, В.Я.Литвинову был объявлен партийный выговор, но он настоял на своем, и проект не изменили.

Мальчишеская мечта Виктора Яковлевича о небе сбылась - он был руководителем предприятия, выпустившего в небо тысячи самолетов. Впереди была новая высота.

В 1958 году завод начинает освоение новой ракетной техники, которая откроет дорогу в космос. Правительством было принято Постановление об организации серийного выпуска межконтинентальных баллистических ракет на базе завода №1. Сергей Павлович Королев направляет на завод своего заместителя Дмитрия Ильича Козлова, такого же, как и Виктор Яковлевич, одержимого в работе. Начинается внедрение и освоение новой техники и технологии. Менялась технология. Цеха приводились в соответствие самым жестоким требованиям по оснащенности, чистоте и освещенности. В цехе, осваивавшем изготовление баков Р-7, полы и стены были выкрашены светлой краской, чистота, тишина, раздавалось лишь легкое потрескивание сварочной дуги, пахло озоном. Вход в цех был запрещен без белого халата. Иногда Литвинов проверял чистоту стен носовым платком.

С. П. Королев предложил Литвинову взаимные обязательства: " Вы немедленно начинаете реконструкцию цеха главной сборки, а мы на опытном заводе изготовим для Вас узлы и агрегаты, чтобы Вы смогли собрать первые ракеты…"

Двигатель для третьего летного экземпляра ракеты поступил на завод 17 декабря. Оставалось 14 дней до конца года и срока выполнения правительственного задания! В Подлипках на опытном заводе ракету собирали за три месяца. Что делать, как быть?

"Необходимо разработать почасовой график сборки. Ракета должна быть выпущена в срок!" - заявил Литвинов на заводской планерке.

Летный экземпляр ракеты "семерки" 31 декабря 1958 года в 23.00 часа блестяще выдержал испытания. Это было еще одно испытание для всего коллектива и для Литвинова Виктора Яковлевича .

Первая ракета Р-7, изготовленная на куйбышевском заводе №1, 17 февраля 1959 года совершила успешный полет. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1960 года завод получил третью награду - орден Трудового Красного Знамени, а В.Я.Литвинов удостаивается второй звезды Героя Социалистического Труда.

Завод № 1 вливается в "кузницу" первого ракетного щита нашей Родины.

Новые фантастические замыслы, блестящие идеи. За их воплощение взялись люди обычных профессий, растягивая свои рабочие смены на многие часы, превращая замыслы в реальность - в космическую ракету. Гордость? Она пришла потом, когда 12 апреля 1961 года услышали голос Левитана и увидели на экранах телевизоров улыбающееся лицо Юрия Гагарина.

Звездный 1961 год. Он навсегда останется самой главной вехой на длинном пути освоения космоса. Навсегда в исторических анналах будет значиться самарский завод №1, ныне "Прогресс", и его директор Литвинов Виктор Яковлевич, направивший завод на покорение космических высот.

Высокий коэффициент надежности Виктор Яковлевич заложил в основу завода, которому отдал 18 лет жизни. И когда его в 1962 году назначили председателем куйбышевского Совнархоза, а через три года - заместителем министра общего машиностроения, завод представлял собой великолепно налаженную систему, способную к выпуску как серийных, так и новых, "не обкатанных" машин. Традиция быть первыми сохранилась. Сохранилась и память о талантливом человеке Викторе Яковлевиче Литвинове, дважды Герое Социалистического Труда и дважды лауреате Государственной премии, кавалере четырех орденов Ленина и двух орденов Трудового Красного Знамени.

Сейчас, как никогда. стало ясно, что быть умелым руководителем намного труднее, чем быть хорошим исполнителем. Прошло более 20 лет, как Виктор Яковлевич Литвинов ушел из жизни, оставив свой след в небе, космосе и сердцах людей.

Память о Литвинове живет в шумных кварталах Безымянки, в загруженной автомашинами улице Литвинова в Юнгородке, в величественном здании Дворца культуры, носящем его имя, на площади Кирова, в большом государственном деле, имя которому - завод "Прогресс".


Г.В. Маевская

Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000, Самарская Лука.