Логотип
   
Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки

  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(846) 335-59-56
(846) 959-69-14

Вокруг "Золотой маски"

"Золотая маска" - самый престижный театральный фестиваль в стране, который проводится каждую весну в течение уже двенадцати лет, по существу подводя итоги прошедшего театрального сезона. Стать номинантом "Золотой маски", а тем более - обладателем одноименной премии, которая почитается национальной, чрезвычайно престижно. За это явно или тайно борются десятки театральных коллективов страны.


КОНТЕКСТ

Являясь всероссийской по масштабу, идеологически "Золотая маска" формируется все­таки в столицах: практически все члены экспертных советов, отбирающих для нее лучшие спектакли, - москвичи и санкт­петербуржцы. Фамилия эксперта­провинциала - скорее исключение, и это оказывает немалое влияние как на систему отбора, так и на окончательные итоги. Да и само по себе понятие лучшего спектакля достаточно условно и субъективно, так что и публике, и жюри приходится полагаться на вкусы и предпочтения экспертов.

Взгляды на театральные процессы из столицы и из глубинки далеко не всегда совпадают. К сожалению, с точки зрения многих деятелей искусств, обитающих в пределах Садового кольца, провинция - это по-прежнему театральная периферия. Но фактом является и то, что условия существования столичных и провинциальных театров далеко не равнозначны.

Будучи аккредитованным на всех фестивалях "Золотая маска" начиная с 1998 года, я получил возможность не только составить представление о пульсе российской театральной жизни в течение последнего десятилетия, но и более объективно оценить то, что происходит на подмостках Самары - одного из крупных театральных центров России.

Афиша "Золотой маски" обычно содержит около четырех десятков спектаклей самых разных жанров. Это драматические, оперные, балетные, кукольные представления, спектакли современного танца, оперетты и мюзиклы, а также то, что проходит по разряду новаций.

Значительная часть спектаклей имеет московскую и санкт­петербургскую прописку. Остальные - из семи-восьми городов российской провинции, среди которых чаще всего фигурируют Новосибирск, Омск, Пермь, Екатеринбург, Воронеж, Якутск.

Не было, пожалуй, случая, чтобы отбор спектаклей удовлетворил всех, но тем не менее каждый фестиваль интересен, вызывает немалый общественный резонанс.

Листая фестивальные буклеты и знакомясь с помещенными в них аннотациями, не раз ловил себя на мысли, что смотреть нужно буквально все: обещаны новые концепции, необычные сценические интерпретации. Однако в конкретных постановках заявленные манифесты преломляются не всегда адекватно. Во всяком случае иногда они просто не ложатся на душу: восприятие спектакля индивидуально, и сколько бы новшеств ни вкладывалось в него, для зрителя спектакль должен быть прежде всего захватывающим зрелищем, увлекающим общей театральной атмосферой, актерской игрой, музыкальным уровнем.

САМАРА И "ЗОЛОТАЯ МАСКА"

Располагая впечатлениями о доброй половине масочных спектаклей последних восьми лет, могу утверждать: многие самарские постановки вполне конкурентоспособны тем, которые попадают в афишу фестиваля. По причинам, не связанным с качеством спектаклей, сквозь столичное экспертное "сито" в разные годы на "Маску" "не просочились" такие удачные, на мой взгляд, работы самарских театров, как "Король. Дама. Валет" академической драмы, "На дне" "СамАрта", мировая премьера оперы "Видения Иоанна Грозного" и "Вечер балетов на музыку Родиона Щедрина": "Дама с собачкой" и "Кармен­сюита" академического театра оперы и балета. Перспектива участия в фестивале была еще у одного спектакля академической драмы - мюзикла "Вестсайдской истории" Бернстайна, но он слишком быстро ушел из репертуара.

Театральная жизнь в Самаре достаточно интенсивна и разнообразна. При этом в течение сезона наши театралы имеют возможность видеть не одну из самых свежих столичных премьер, а на фестивале "Золотая репка" - лучшие спектакли театров разных городов, среди которых и уже ставшие обладателями "Золотой маски".

С Самарой тесно связано творчество многих номинантов "Маски". Это драматические режиссеры Адольф Шапиро и Роберт Стуруа, оперные режиссеры Юрий Александров, Георгий Исаакян и Дмитрий Черняков, художники Ефим Капелюш и Вячеслав Окунев, художники по свету Глеб Фильштинский и Евгений Ганзбург.

Не покидая родных пределов, самарцы познакомились с масочными спектаклями "Король Убю" московского театра "Et Cetera", "Каштанка" и "Картинки с выставки" юношеского и кукольного театров из Екатеринбурга. Самарцы хорошо представляют достоинства театров­фаворитов "Маски": "Мастерская Петра Фоменко", Омский драматический театр, Московские театры юного зрителя и "Тень", Архангельский театр кукол, творческий почерк Евгения Гришковца-драматурга: его "Записки русского путешественника" идут в "СамАрте".

На фестивалях, проходящих в оперном театре, в течение последних лет выступили практически все ведущие танцовщики Большого и Мариинского театров. В их числе обладатели "Масок" Нина Ананиашвили и Николай Цискаридзе. Самарцы одними из первых оценили мастерство обладателя "Золотой маски" хореографа и танцовщика Алексея Ратманского, являющегося ныне художественным руководителем балетной труппы Большого театра.

В то же время самарцам практически неизвестен бурно развивающийся в последнее время современный танец - contemporary dance, российскими лидерами которого являются коллективы из провинции. И уж совсем глухо обстоит у нас в Самаре с тем, что принято называть театральными новациями - плодами буйной и подчас непредсказуемой фантазии театральных, а то и совсем не театральных энтузиастов.

Председателем музыкального жюри одной из "Золотых масок" был художественный руководитель самарской балетной труппы Никита Долгушин, а драматическое жюри возглавлял любимец самарских театралов санкт­петербургский режиссер Зиновий Корогодский.

1 2 3 4 5

 


Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000, Самарская Лука.