Логотип
Подписной индекс:
83218
Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки

  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(8462) 35-59-56
(8462) 59-69-14

Фестиваль 8 мая 1940 года, начинается биография Куйбышевской филармонии. Программа первого симфонического концерта посвящена Чайковскому. А через год - война. Трудно сказать, как сложилась бы судьба Куйбышевской филармонии, если бы её первым директором не был Александр Кузьмич Щепалин.
Выбор на него пал неслучайно. Музыкальная жизнь города в 30-е годы, так или иначе, была связана с кипучей деятельностью этого человека- скрипача, педагога, директора музыкального училища, участника очень хорошего струнного квартета, влюбленного в музыку и людей, одаренного блестящим организаторским талантом.

В первые же дни после его назначения в местной газете появилась программная статья Щепалина о планах филармонии на ближайший сезон. И стало ясно, что начался совершенно новый этап в музыкальной жизни города. Филармония обещала цикл скрябинских концертов, декаду советской музыки, гастроли Александра Софроницкого, Марка Рейзена, Давида Ойстраха...

В ведение филармонии был передан небольшой симфонический оркестр кинотеатра "Молот". В его составе - 28-30 человек.

При поступлении на работу все должны были пройти строгий профессиональный отбор. Но нередко руководству приходилось идти на компромиссы. Ведь артистов и музыкантов, получивших высшее специальное образование, можно было пересчитать по пальцам.

Прошел всего один лишь год. И вот вместо приказов о зачислении новых работников, один за другим идут приказы с фамилиями артистов, музыкантов, административных работников, уходящих на фронт.

"Перестройка работы филармонии полностью подчинена делу обороны и задачам Отечественной войны" (из отчета за 1941 год).

Концерт для сельских труженников В филармонии был создан так называемый колхозный сектор для обслуживания села. Тяжесть сельских поездок приняли на себя, в основном, артисты эстрады. Артисты в селе - посланцы города. От них ждут последних новостей, сведений с фронта, слов надежды, веры в победу. И они помогали, чем могли- писали лозунги, выпускали стенгазеты, собирали теплые вещи для фронта... Все было в их жизни- бездорожье, ледяные клубы, они замерзали в пургу, их сваливал сыпняк. Но они всегда были уверены, что их не оставят без помощи, что Щепалин сделает для них все, что в его силах.

В 1942 году была создана первая фронтовая бригада из артистов театров и филармонии. В 1943 году уже пять бригад обслуживали фронт. В дни жестоких сражений на Донском и Сталинградском фронтах бригада, которую возглавлял Ян Ядов, за четыре месяца дала 208 концертов. Все были награждены медалью "За оборону Сталинграда".

По всем фронтовым дорогам пронесла исполнительница русских народных песен, любимица куйбышевской публики, Вера Севериновна Зенкевич, свою любимую песню "Ах, Самара-городок".

Зенкевич
В.С.Зенкевич

Вере Севериновне и её молодой коллеге, певице Наталье Снегирёвой, выпало счастье дойти с армией до Берлина и оставить на стенах рейхстага свои росписи. Сколько пережитого, сколько горя, радости за строчками вот этого документа: "Приказ начальника политуправления войск Западного фронта ПВО 14 июня 1945 года, город Вильно. Фронтовая концертная бригада иркутско- куйбышевской филармонии обслужила концертами части войск Западного фронта ПВО Красной армии с 12 февраля по 14 июня 1945 года. Во фронтовых условиях концертная бригада давала по 4-5 концертов в день, а всего 252 концерта. За хорошее художественное обслуживание частей фронта объявлена благодарность Зенкевич B.C., Снегиревой Н.Н."

Снегирева
Н.Н.Снегирева

В годы войны Куйбышев становится музыкальной столицей страны. Здесь - Большой театр, выдающиеся артисты всех жанров. Кому нужен был едва делавший первые шаги еще далеко неукомплектованный оркестр филармонии, если регулярно дает симфонические концерты оркестр Большого театра под руководством прославленных дирижеров? Какие доводы приводил Александр Кузьмич Щепалин, чтоб доказать руководящим органам то, в чем сам был глубоко убежден: оркестр надо сохранить во что бы то ни стало. И он был сохранен. Щепалин умел смотреть далеко вперед. Жизнь очень скоро подтвердила его дальновидность.

Оркестр филармонии в эти годы играл в двух залах кинотеатра "Молот". Здесь рядом с маститыми музыкантами набирались оркестрового опыта, профессионального мастерства начинающие оркестранты, в основном, студенты музыкального училища. А репертуар был вполне серьезный. Публика приходила на концерты за полчаса до начала сеанса специально на концерт. И слушатель воспитывался на классике.

Концерт на летней эстраде В 1943 году Всесоюзный комитет по делам искусств СНК РСФСР перевел куйбышевскую филармонию в категорию художественных организаций первого класса.

А Щепалина перевели на работу в Москву директором областной филармонии.

Город отлично знает, что такое высокий уровень исполнения. Ведь только что уехал в Москву Большой театр, покинули город находившиеся в эвакуации солисты, художественные коллективы.

Всё это ставит музыкантов в очень сложное положение. И все-таки, объединив вместе два оркестра- филармонии и театра оперы , балета и музкомедии, в декабре 1943 года филармония открывает свой симфонический сезон. В программе - Чайковский: Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта", "Вариации на тему рококо", фрагменты из опер "Пиковая дама" и "Черевички", "Итальянское каприччио". Дирижер - Антон Эйхенвальд.

Эйхенвальду было тогда около 70 лет. Мягкий, деликатный, с каким-то трогательным недоумением реагирующий на музыкантский юмор, не всегда отличавшийся хорошим вкусом, он казался нам воплощением образа русского интеллигента конца 19-го века. Это впечатление многократно усилилось, и вокруг маэстро создалась особая аура, когда мы узнали, что в Москве, в годы его юности, к родителям дирижера когда-то запросто приходил "на кулебяку" Петр Ильич, что мать нашего маэстро была первой исполнительницей больших первых эпизодов для арфы в балетах Чайковского, а сестре Эйхенвальда, солистке Большого театра, композитор хотел поручить первое исполнение партии Иоланты в одноименной опере. Сезон открылся, но полное укомплектование продолжалось еще несколько лет.

Э.Г.Гилельс, С.Ф.Фельдман, Ю.В.Олесов, Г.В.Маевская Имена Самарских дирижеров Соломона Симховича Фельдмана и Юрия Викторовича Олесова были известны музыкантам и любителям музыки всей, в прошлом огромной, страны. И оба имели честь стоять за дирижерским пультом, когда гастролировал в Самаре пианист, Народный артист СССР, Лауреат Ленинской и Государственных премий, Эмиль Григорьевич Гилельс.

1 2 3 >>



Е.М. Цветова

 

Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000, Самарская Лука.