Логотип
Подписной индекс:
83218
Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки

  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(8462) 35-59-56
(8462) 59-69-14

СТАНОВЛЕНИЕ ДЖАЗА В САМАРЕ

До нашей провинциальной Самары джаз добрался к концу двадцатых годов. В своей монографии "Советский джаз" известный историограф джаза А. Баташев вскользь упомянул, что на стыке 20-х и 30-х годов популярный джазовый музыкант Б.Крупышев организовал в Самаре "Красноармейский теа-джаз". Оркестр этот, созданный на базе духового оркестра штаба ПРИВО, просуществовал недолго, но оказал влияние на последующую джазовую жизнь в городе. Довоенные джазы в Самаре были обычно полупрофессиональными и базировались в клубах, парках, ресторанах и кинотеатрах.

Сейчас уже многие начали забывать, что почти во всех кинотеатрах перед началом вечерних сеансов зрителям предлагался получасовой эстрадный концерт. Поэтому многие самарские кинотеатры были укомплектованы джазовыми и полусимфоническими оркестрами, порой очень даже неплохими. Например, в кинотеатре "Художественный" долгое время играл и пользовался успехом оркестр, руководимый Игорем Бирмаком.

В 1935 - 38 годах в кинотеатре "Фурор" ("Первомайский") работал джаз-оркестр, руководимый В. Спориусом. В составе его играли: С. Исаев (скрипка), С. Веретенников (труба), братья П. и В. Кулагины и другие. Партию 1-го саксофона играл сам руководитель. Вокалистом в оркестре был Н. Староквашев - отец, впоследствии известного музыканта и руководителя самодеятельных оркестров, Альберта Староквашева.

Помимо работы в "Фуроре", оркестр часто выступал с концертными программами в клубах и парках города и на летних танцплощадках. В репертуар оркестра, помимо чисто джазовых шлягеров, входили эстрадные новинки тех времен, песни советских композиторов, модные танцевальные мелодии. Выступления оркестра пользовались заслуженным успехом.

В предвоенной Самаре было всего четыре ресторана - "Гранд-Отель" ("Жигули"), "Националь" ("Центральный"), на ж.д. вокзале и "Арктика" (деревянный ресторан на месте нынешнего сквера "Три вяза", снесенный после пожара в конце пятидесятых). Все они были укомплектованы небольшими оркестриками, правда не всегда джазовыми. Кроме того, такие же ансамбли периодически создавались для обслуживания летних ресторанов в "Струкачах", Загородном парке и на речном вокзале ("Поплавок").

Репертуар ресторанных оркестров был разнообразен и многогранен, сообразно со вкусами посетителей. Главным же достоинством ресторанных оркестров тех лет, было мягкое, ненавязчивое звучание, создающее приятный фон для застольной беседы и интимное настроение для танцующих пар. Усиливающей аппаратурой тогда не пользовались даже вокалисты, и их было прекрасно слышно во всех уголках зала.

С незапамятных времен, вплоть до конца шестидесятых годов, в Струковском саду в летнее время, работал цирк-шапито. Для сопровождения представлений каждый сезон там собирался неплохой джазовый оркестр из самарских музыкантов. Наряду с профессионалами, играли и музыканты - любители. В разные годы через этот оркестр прошло и получило прекрасную школу большинство самарских музыкантов.

Чисто самодеятельные джаз-оркестры начали появляться в Самаре в первой половине тридцатых годов. Один из первых, довольно-таки своеобразный ансамбль, создал в Клубе железнодорожников известный самарский музыкант и педагог Александр Иванович Алло, на базе руководимого им оркестра народных инструментов Клуба железнодорожников. Таким образом, музыканты были уже подготовленными. Укомплектовав ансамбль всеми видами банджо (пикколо, альт и т.д.) и аранжировав ряд модных тогда фокстротов, блюзов, танго, бостонов, Алло, буквально с нескольких репетиций, заставил звучать оркестр в совершенно новой манере. И назывался оркестр "Джаз- банджо". Соруководителем этого оркестра был Г. П. Галочкин, ставший потом мэтром самарского джаза. В то время еще ничего не знали о стиле "кантри", но видимо, примерно в этом стиле играл оркестр. Помимо Галочкина, в оркестре начинали свою музыкальную деятельность известные потом джазовые музыканты: А. И.Мадонов, П. M. Иванов и другие. "Джаз-банджо" успешно выступал с концертами на многих площадках города и узловых станциях Самарской железной дороги. Однако, просуществовал он сравнительно недолго.

В 1937 году в Индустриальном институте сформировался джаз из студентов-любителей. Руководил им Е. Горохов, а в составе были музыканты, которых прекрасно помнит старшее поколение: В. Шмырев, Г. Галочкин (саксофоны), В. Запорожский, Г. Рыбаков (трубы), Ю. Маршев (рояль) и другие. Начав свою деятельность в стенах вуза, оркестр обслуживал танцевальные вечера в Клубе им. Дзержинского и на летних танцплощадках. После гибели Горохова на финской войне, руководство оркестром взял на себя Г. Галочкин. Летом 1941 года оркестр прекратил свое существование, т.к. многие из его музыкантов ушли на фронт.

Одновременно с работой в этом джазе. Г.П. Галочкин в начале 1940 года создал при Клубе Железнодорожников единственный в истории самарского джаза женский джаз-оркестр. Всегда считалось, что работа в джазе - чисто мужская прерогатива, но жизнь показала, что и прекрасный пол играет джаз нисколько не хуже.

Женский джаз-оркестр

А началось с того, что к директору клуба К.П. Васильеву обратилась группа девушек (в основном дети работников железной дороги), в какой-то степени владевших музыкальными инструментами, с просьбой организовать их в музыкальный коллектив. Решение о создании оркестра было принято незамедлительно. И вскоре усилиями Г.П. Галочкина джаз сформировался полностью. В его состав вошли: Г.Рябинина, Г.Солодкова, В.Поплавская (саксофоны), Л. Титова, В. Потемкина, Л. Ерес (трубы), И. Михайлова, В. Шмидтова (тромбоны), А. Агафонова (аккордеон), Р. Свердлова (банджо), Е. Литвинова (скрипка), Г. Конакова (ударные). Позже в состав влились еще несколько скрипок и рояль. Средний возраст оркестранток не превышал двадцати лет, поэтому энтузиазма было - хоть отбавляй. Начинающие очень быстро освоили свои инструменты. Правда, для этого было приглашено в качестве педагогов-консультантов несколько профессионалов.

Тематику первых выступлений оркестра решено было сделать железнодорожной, в соответствии с этим сделали декорации и пошили костюмы оркестранткам.

Первое выступление оркестра состоялось 22 ноября 1940 года на сцене Клуба. Ему было предоставлено все второе отделение концерта. Программу концерта вел конферансье-комик В. Капралов в образе железнодорожного проводника. Оркестр с блеском исполнил фантазию на темы железнодорожных песен, а также популярные в то время "Синий платочек", "Расстались мы" (из Утесовского репертуара), "Тирольский вальс" и несколько других модных тогда произведений.

Успех превзошел все ожидания. Окрыленные им, девушки с головой окунулись в дальнейшую работу, и результат не замедлил сказаться. Вскоре, буквально "на ура", прошла целая серия концертов в клубе и различных службах дороги.

В начале 1941 года было решено подготовить большую концертную программу и "обкатать" ее по всей Куйбышевской железной дороге. Репетиции, репетиции, репетиции... И вот, наконец, программа готова. Сдача ее была назначена на воскресенье 22 июня в 10 часов утра. Сдача прошла более чем успешно. Но! в самом конце ее в зал принесли страшное известие: началась война.

В первые же дни войны девушки постарше ушли на фронт и об их дальнейшей судьбе ничего не известно. Многие пошли работать на оборонные заводы. После войны жизнь разбросала участниц оркестра, и о возобновлении музыкальных занятий уже не могло быть и речи. Хотя были и такие, для которых музыка стала основной профессией. Например, А. Агафонова окончила музыкальное училище и долгое время работала педагогом а потом и директором детской музыкальной школы. Так прекратил свое существование единственный в Самаре женский джаз-оркестр.

С началом войны джазовая жизнь в городе заметно поутихла. Большинство музыкантов ушли на фронт, откуда не все вернулись. Однако, об одном эпизоде из джазового прошлого Самары военного времени стоит здесь рассказать.

Осенью 1941 года, когда Куйбышев стал "второй столицей СССР", сюда было эвакуировано и Всесоюзное радио. Здесь же оказалась и часть оркестра радиокомитета вместе с руководителем и блестящим пианистом Александром Цфасманом. Пополнив состав местными музыкантами (в числе их был и саксофонист В.И. Ефимов), джаз начал свои выступления в ресторане "Гранд Отель". По воспоминаниям очевидцев, кроме самого Цфасмана, в центре внимания был виртуознейший барабанщик Лаци Олах. В своих сольных импровизациях (бреках) он использовал все, что попадалось ему под руку, включая собственные массивные роговые очки. Ансамбль этот, к сожалению, просуществовал недолго.

<< 1 2 3 4 5 6 >>



Владимир Лебедев

 

Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000, Самарская Лука.