Логотип
Подписной индекс:
83218
Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки

  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(8462) 35-59-56
(8462) 59-69-14

 

Наталья Тиханова По счастливой случайности она попала в мой класс. Счастливый случай вложил в ее детские ручки смычок и скрипку. Но на этом случайности, пусть и счастливые, закончились. И началась работа. Упорная, по-взрослому целеустремленная и по-детски радостная. Природа не поскупилась, наделив Наташу способностью жить в музыке легко и органично. С какой-то радостной готовностью она впитывает все, что рассказываю ей о разучиваемом произведении, причем, часто угадывает то, что только еще собираюсь ей сказать. Человечек удивительно общительный и добрый, она напрочь (может быть пока?) лишена тщеславия. Эта малышка, непоседливая с проказливыми антрацитовой черноты глазищами, умеет мгновенно сосредоточиться, по какому-то, слышимому ей одной, камертону, настроиться на правильное тонкое понимание исполняемой вещи. Талантлива? Бесспорно. Но... Сколько их, прилежных, с абсолютным слухом и чистейшими, ангельскими голосами прошло через эту классную комнату, так и не выйдя из формата просто учениц музыкальной школы. С Наташей все иначе. Врожденная виртуозность позволила ей освоить двойные ноты меньше, чем за год, когда другим и пяти лет едва хватает. С такой же легкостью овладела она и штриховой техникой. Кто-кто, а скрипачи знают, что даже у профессионалов бывают проблемы со штрихом стаккато. Конечно, есть что шлифовать, и сейчас, останется это и в будущем, но при той невероятной работоспособности, которой обладает эта десятилетняя девочка, за исполнительское мастерство будущей блестящей скрипачки Натальи Тихановой можно быть спокойной. Многочасовые занятия в классе и ежедневная по 5 часов игра дома для нее не нагрузка, а естественное состояние. Иногда кажется, что нет предела этой не по-детски страстной самоотдачи. Возможно, это даровано ей Богом? Наташин талант обязывает работать по завышенному возрастному цензу. Она стремительно преодолела рамки детского восприятия музыки. Из того периода осталось, пожалуй, только бесстрашие, с которым она готова взяться за любое по сложности произведение. Тут уж приходится корректировать порывы. Как-то на одном из конкурсов, услышав мелодию Сарасате, загорелась: "Давайте разучим, ну, пожалуйста!". Правда, легко согласилась с доводом, что до этого она пока не доросла. Миновал год. Я думала - забыла, благо хватает работы с "Полетом шмеля", крейслеровскими пьесами. Но нет. Осенью осторожно так спрашивает: "Ну, сейчас-то я созрела для Сарасате?". И то, что для очередного конкурса мы готовили "Малагуэнью" Сарасате - не уступка детскому упрямству. Наташа действительно достигла того исполнительского уровня, когда пьеса, с которой выступают профессионалы, ей по силам. В 10 лет играть по программе II - III курса музыкального училища - это говорит само за себя. Не случайно, дебютировав два года назад на областном конкурсе "Юный виртуоз", Наташа заняла второе место, а в 1999 году в Тольятти, на "Ассамблеях искусств", завоевала Диплом лауреата. В число призеров вошла она и на конкурсе в Нижнем Новгороде. Артистизм и виртуозность ее исполнения "Прелюдии и аллегро" Крейслера были отмечены Дипломом и на престижном конкурсе в Италии, в городе Фермо, где конкурсанты четырех возрастных групп (от 6 до 25 лет) представляли более 20 стран. Наши итальянские впечатления - это то, что мы видели из автобусного окна по маршруту: пансион - консерватория - Дворец им. Андреа Постаккини и еще 3 часа - в Риме. На одной из репетиций я поймала себя на мысли: неужели этот золотой ребенок (Наташа, ведь, в школе отличница) - моя ученица? Тоненькие пальчики сжимают смычок еще "невзрослой" скрипки, по-детски округлая нежная щека прильнула к деке, а из-под струн - взрослая, требующая осмысления, музыка.

Учителя, как родители, не имеют права на "любимчиков". Как трудный ребенок в семье, так и талантливый, с яркой индивидуальностью ученик, требует повышенного внимания, особых душевных усилий. Когда имеешь дело с талантом, возраст играет второстепенную роль.

Анна Конюшенко Аня Конюшенко в свои 7 лет играет произведения из программы шестого класса: "Гавот" Госсека, "Рондо" Баха. Появление этой "Дюймовочки" в моем классе произошло как чудо. Осенним днем, три года назад, в открытой двери класса возникло маленькое любопытное личико. И тоненький голосок (так поступить могут только дети) предложил: "А, давай, ты поиграй со мной".

- Давай, - согласилась я.

Безошибочность, с которой эта кроха угадала взятые ноты, ее чувство ритма были поразительны.

- А где твоя мама? - осмелившись, спрашиваю у нее.

- А она там, гуляет, - кивнула она на окно.

Короткий разговор с мамой, Натальей Сергеевной. И вот, пятилетняя Анна Конюшенко зачислена в музыкальную школу №17 по классу скрипки. Через год она завоевывает приз "Наша надежда" на "Ассамблеях искусств" в Тольятти, а на втором межрегиональном конкурсе юных скрипачей в Нижнем Новгороде - получает Грамоту и специальный приз. Считаю, что как к награде следует отнести и то, что Анюте, единственной в городе семилетней исполнительнице, предложили выступить на юбилейном концерте Самарского музыкального училища в честь его 100-летия. Свой талант эта малышка, как и Наташа, воспринимает естественно и органично, как способность дышать или двигаться. И это, может быть, не менее важно, чем сам талант. Удивительно, но в ее крошечных ручках детская "четвертушка" - это полнозвучный инструмент, хотя и не очень " серьезный". Как драгоценное наследство, Анечку ждет прекрасная штуттгартская скрипка "половинка", из которой Наташа уже "выросла".

А пока наша Дюймовочка с увлечением и почти взрослым упорством готовится к новым конкурсам Тольяттинских "Ассамблей искусств" и второму открытому конкурсу скрипачей, виолончелистов и арфистов в Санкт - Петербурге. Впереди у каждой из них - многолетняя упорная работа, но ни для Наташи, ни для Анюты она - не тяжкий крест, а путь к радости. Потому что скрипка и сама музыка для них - это вторая половина души, где царит радость.

Вместо послесловия.

С абсолютной уверенностью, с тремя восклицательными знаками, можно сказать: эти два бриллиантика еще засверкают в лучах успеха. Но при одном условии: если прежде, чем им аплодировать, мы их поддержим. Наташе, для того, чтобы стать скрипачкой того уровня, на который ориентировала ее одаренность, нужна скрипка. Дорогая, штучной работы. А значит, нужны деньги. И значит, нужна помощь меценатов - ценителей музыки и талантов, людей добрых и великодушных.


Л. Л. Хоменко
преподаватель музыкальной
школы № 17

 

 

 

Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000, Самарская Лука.