Логотип
Подписной индекс:
83218
Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки

  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(8462) 35-59-56
(8462) 59-69-14

Не так давно в одной из программ Центрального Телевидения был показан сюжет, который меня потряс до глубины души. В одном из селений осетинские дети отказывались учиться в одной школе с ингушскими сверстниками. Смириться с этим невозможно. Весь опыт моей работы последних лет свидетельствует об обратном: дети при правильной позиции взрослых очень терпимо и дружелюбно относятся друг к другу вне всякой зависимости от национальной принадлежности. Их сознание не засорено штампами, предрассудками и предвзятостью. И какая же страшная вина лежит на нас взрослых, заронивших в детские души семена зла и пренебрежения к другим. Кто-то эту ситуацию объяснит вековыми Кавказскими традициями, кто-то современной обстановкой, а на мой взгляд - каждый взрослый в ответе за мир в душах детей осетинских, ингушских, русских, татарских и всех национальностей, за их завтрашнюю мирную жизнь.

Традиции национальных взаимоотношений в самарской области, к счастью, совершенно иные, чем на Кавказе. И все же они требуют к себе достаточно пристального внимания.

Тенденция роста национального самосознания, возникшая в границах нашего бывшего государства, не обошла стороной и наш регион. Активное создание национальных центров, политика областной и городской администрации, стимулирующая их, привела к созданию системы национального образования. Логическим продолжением этого возникла и необходимость параллельной работы по расширению и углублению у детей знаний о других национальных культурах, воспитанию интереса к ним и, конечно же, терпимости. Демонстрации "сил доброй воли", привычных праздничных концертов песен и танцев народов мира, было не достаточно. Какими бы самобытными и выразительными ни были песня или танец, - они лишь яркая иллюстрация к глубокому и серьезному тексту, культурным и историческим традициям каждой народности и этнической диаспоре. Этому интересу к другим, а отсюда и уважению чужих традиций, необходимо учить с детства. И наш Центр внешкольной работы "Поиск", Октябрьского района, поставил в числе других и эту непростую задачу. Начинать работу 4 года назад приходилось, опираясь лишь на теоретические представления о должном, на интуицию и на сильное желание добиться того, чтобы дети различных национальностей, изучающие свою культуру, подружились с такими же детьми и сохранили на всю жизнь добрые представления о других народах. Ни статус учреждения, ни финансовое положение не способствовали успешной работе. К счастью, наши устремления оказались востребованы и нашли поддержку как у педагогов национальных школ и творческих коллективов, так и людей каким-либо образом связанных с проблемами этничности в Самаре. О детях говорить не приходится: ведь с началом реализации программы, составленной в ЦВР "Поиск", у них появилась возможность проявить свои таланты и умения, полученные в национальных детских объединениях, узнать много нового о разных культурах и, конечно, расширить круг друзей. После первой же межнациональной творческой смены " Шире круг - 1998" дети расставались со слезами на глазах. Определенный опыт организации такой работы был. Например, деятельность клубов интернациональной дружбы или декады народного творчества по ЦТВ. Но он скорее убеждал в том, что действовать нужно иначе, тоньше, разнообразнее. Потребовалась целенаправленная программа. Впервые национальные коллективы собрались у нас на открытие этнографического музея "Горница". Удивляться тут было чему. Кто-то впервые увидел лапти, а кто-то закопченные ухваты и сковородники. Наши гости рассказали об особенностях своих национальных культур, а хозяева, как водится, встречали гостей песней и хлебом-солью. Меня многие спрашивают: " Неужели в общении между собой дети называют друг друга чувашами, немцами, евреями и не обижаются друг на друга?". До начала работы этот вопрос волновал и меня. Возможно, отчасти преодолеть этот психолингвистический барьер помогла форма, выбранная для проведения работы. У нас собирались не немцы, татары, мордва, а делегации от разных народов. Это, конечно, игра, но не забывайте, что дети игру принимают всерьез, и они почувствовали себя представителями своего народа, а народ - это уже сила, вековые корни, мощная культура. Почувствуй себя частью великого, и в голосе зазвучит гордость за собственный народ. Да и ответственность ощущается большая - "что подумают о моем народе, если я в грязь лицом ударю". И все стараются показать лучшие черты своего народа. Симпатии детей определялись не этнической принадлежностью, а личностными качествами, творческими успехами.

Настоящим праздником была встреча детских коллективов 27 и 28 января 1998 года под девизом: "Мой народ в моей стране". В нашем Центре собралось около 200 ребят девяти национальностей. Они рассказали о своих национальных исторических героях, об особенностях национальных костюмов. А знакомство с традиционными блюдами каждой национальной кухни прошло как веселое шумное чаепитие.

Участие в программе, реализуемой Центром "Поиск", стимулирует коллективы и педагогов двигаться вперед в изучении языка, традиций. Так, например, конкурс чтецов "И назовет меня всяк сущий в ней язык...", посвященный 200-летию А.С.Пушкина, заставил многих отправиться в трудные поиски переводов пушкинских строк на родной язык. А фестиваль народных игр помог открыть многим коллективам очень интересную, ранее неизведанную для них сторону родной культуры - народные игры. Немало пришлось потрудиться и для того, чтобы представить в театрализованной форме историю какой-либо вещи, характерной для народа. Нехватка литературы, а для некоторых и оторванность от хранителей традиций (бабушек и дедушек) - все это осложняет работу педагогов, занятых благородным делом национального образования и тем почтительнее должно быть отношение к этим людям - энтузиастам и подвижникам. Истинные энтузиасты находятся практически во всех диаспорах, населяющих область: русских, татар, чувашей, мордвы, башкир, казахов, немцев, грузин, армян, евреев, поляков. Детские коллективы этих национальностей участвуют на сегодняшний день в нашей программе. В общей сложности в творческих сменах, и других мероприятиях, проводимых Центром, участвовало уже около 1000 человек.

Творческие летние встречи "Шире круг", которые с 1998 года мы проводим в лагере "Союз", в Кинельском районе, благодаря поддержке администрации Октябрьского района, придали новое звучание работе клуба "Поиск". В течение 9 дней в лагере "Союз" плодотворно действовал "Центр Земных Цивилизаций". Ребята не просто играли в представителей своих "цивилизаций" - они жили в этих образах. И на вечерах в честь послов подарки и теплые слова были по настоящему искренними.

Следующая летняя творческая смена "Шире круг -99" проходила как яркий фестиваль народных игр. Финансовую поддержку обеспечил отдел молодежи Октябрьского района. Жюри фестиваля, под руководством Т.И.Ведерниковой, дало высокую оценку всем участникам. А сам фестиваль подтвердил - игровая культура предков жива и любима детьми. Любое мероприятие, проводимое Центром, убедительно доказывает: дети, во-первых, искренне гордятся историческим прошлым своего народа и готовы как можно ярче рассказать другим об уникальных особенностях его культуры, а, во-вторых, с той же искренностью интересуются традициями других. Подтверждение тому - любое из мероприятий программы "Музыкальный ринг", когда особенно азартное песенное состязание развернулось на встрече грузинской и еврейской делегации, или встрече " История одной вещи", когда ребята в яркой творческой форме поведали о значении полотенца для русского человека, татарского колфака и чувашской сары, грузинского рога для вина. Программа " Самарская горница" предусматривает и серьезную исследовательскую работу, в которой участвует актив нашего этнографического музея.

Смены эти, к сожалению, всегда короткие (5 - 9 дней), но воспоминания остаются яркие. Трудно представить, какой восторг вызывает у детей приобщение к чужой культуре... Посидеть на башкирских коврах из верблюжьей шерсти, помыть руки из настоящего старинного казахского кувшина, поесть пшенную кашу из чувашского чугунка, попрыгать через костер вместе с армянским дедушкой, утверждающим, что так делают все настоящие мужчины в дни армянских свадеб, и, наконец, посоревноваться в старинном грузинском мастерстве произнесения тостов с настоящим рогом в руках. Детская память надолго сохранит эти счастливые моменты, и радость переживаний светлым лучом ляжет на представления о том или ином народе.

2 апреля - день единения народов - особый праздник в "Самарской Горнице". Главной мыслью нынешнего концерта, который проходил в ДК " Современник", была идея: Самарская земля - добрая мать для народов, живущих на ней, и сыновья, каждый по-своему, делают ее краше.

Дети во всех делегациях, безусловно, разные и это здорово, что они являются детьми своей нации и несут в себе черты национального характера. К тому же, у представителей одного народа, объединившихся в коллектив, национальные черты выражены отчетливее, нежели у человека в толпе. Это, с одной стороны, усложняет педагогические задачи, с другой стороны, делает их решение более эффективным. Опыт общения, полученный в ходе встреч, учит каждого человека уважать те национальные черты, которые делают его интересным. Ведь штампы - глупый, хитрый, злой - это все от нашего с вами, господа, незнания особенностей культуры разных народов и общения с ними. Мне самой, как руководителю программы " Самарская горница", приходится постоянно учиться обхождению с представителями разных народов.

И еще одну мысль хотелось озвучить в этой публикации, потому что заранее предвижу высказывания скептиков - вот, мол, никто раньше в национальности своей не копался и особой важности не было в том, кто твой собеседник, а теперь распустили национальное самосознание себе на беду. Во-первых, рост национального самосознания не является специфичным лишь для постсоветского пространства, это объективный мировой процесс, настолько же объективный, как процесс глобализации, а использовать в разрушительных целях можно даже такой миролюбивый предмет, как вилка, смотря в какие руки попадется. Во-вторых, в современной ситуации утраты национальной идеи, расшатавшихся идеалов национальное самосознание может стать неплохой опорой в воспитании подрастающего поколения, поскольку несет в себе мощный этический потенциал, в чем не раз мне приходилось убеждаться в ходе работы с детьми, воспитывающимися в духе уважения к традициям и предкам.

Поэтому директор ЦВР "Поиск" С.Г.Железникова считает, что складывать руки нельзя и у программы "Самарская горница" много планов и творческих замыслов, а значит, круг друзей станет еще шире, и мы надеемся, что наши дети, такие разные, будут уважать друг друга и жить в мире.


Л. А. Купаева
руководитель программы
"Самарская горница" ЦВР
"Поиск"

 

 

 

Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000, Самарская Лука.