Логотип
Подписной индекс:
83218
Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки

  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(8462) 35-59-56
(8462) 59-69-14

ИСТОРИЯ ЗАГАДОЧНОЙ КОЛЛЕКЦИИ (репродукции публикуются впервые)

Осенью 1918 года, когда к Самаре с боями подступили войска Красной Армии, один из жителей города - Петр Иванович Каменнов - сдал в Городской музей на временное хранение довольно большую художественную коллекцию из 61 произведения. В архиве музея сохранилась приложенная к ней "Опись", составленная с указанием фамилий художников и кратким описанием сюжетов. Владелец скопировал даже надписи с оборотов. Все это дало возможность выявить двадцать произведений, сохранившихся на сегодня из этого списка.

А.А.Карелин (1866-1928). Боярин(1888).
В Самаре П.И.Каменнов не был известен как коллекционер. Нет его фамилии и в "Списке самарских коллекционеров", составленном Ф.Т.Яковлевым. [1] Все это говорит о том, что его причастность к коллекции была неполной или случайной. Более того, одно произведение из нее - "Портрет боярина" А.Карелина - экспонировалось в 1893 году на III выставке самарских художников как принадлежащее самарскому дворянину и известному общественному деятелю Сергею Николаевичу Алашееву. А мы знаем, что среди самарских коллекционеров не принято было продавать или обменивать произведения из своих собраний. Судьба загадочной коллекции оставалась до недавнего времени нераскрытой.
В местном архиве обнаружилось единственное дело, полностью посвященное П.И.Каменнову. [2] Оно было заведено в 1915 году по поводу приобретения им земельного участка, на основании чего Петр Иванович просил причислить его к Самарскому дворянству. До этого (с 1844 года) дворянский род Каменновых был записан в Родословную Книгу Области Войска Донского.

Родился Петр Иванович 27 февраля 1884 года далеко от Самары, в городе Скопине Рязанской губернии в семье поручика И.И.Каменнова и его жены А.Ф.Синайщиковой. Крещен был там же 4 марта.

Став профессиональным военным, он повторил путь своего деда, который был войсковым старшиной, и отца, ушедшего в отставку генерал-майором. Мальчик учился в I кадетском корпусе, затем поступил в 2-х годичное Николаевское кавалерийское училище, которое располагалось в Петербурге. По окончании училища Каменнов был командирован в 5-й Донской казачий полк. Чувствуя недостаток образования, попросил откомандировать его на учебу в Елизаветградское кавалерийское училище, которое окончил в 1904 году. После окончания учебы двадцатилетний юноша сразу же был произведен в корнеты и отправлен в 15-й драгунский полк. В 1910 году за выслугу лет получил звание поручика и должность заведующего оружием. В феврале 1913 года был "зачислен в запас Донского Казачьего Войска по Самарскому уезду с переименованием в сотники". [3]

Мы так подробно останавливаемся на биографии П.И.Каменнова, чтобы стало ясно, что он не был жителем Самары как минимум до 1913 года. Более того, находясь на военной службе, он никак не мог собрать такую большую коллекцию. Возникает вполне резонный вопрос: кому же тогда принадлежала коллекция, сданная им в музей?

Этот вопрос снимается, когда мы узнаем, на ком был женат Каменнов. Оказывается, его отставка от службы была непосредственно связана с женитьбой на единственной дочери потомственного дворянина Самарской губернии Сергея Николаевича Алашеева - Валентине (1890-после 1918). Венчались молодые 23 сентября 1912 года в Ильинской церкви города Саратова, где в то время служил Каменнов. 9 октября 1913 года у Каменновых родилась дочь Ирина - единственный ребенок в их семье. После отставки от военной службы Петра Ивановича состоялся их переезд на жительство в Самару, где отец Валентины помог зятю в устройстве на гражданскую службу.

В 1914 году его назначили временно исполняющим обязанности земского начальника 3-го участка Николаевского уезда. До 1917 года П.И.Каменнов находился в этой должности и жил с семьей в городе Балаково. После революции, разрушившей старую структуру власти, Каменновы вернулись в Самару.

В отличие от Каменновых, дворянский род Алашеевых глубокими корнями связан с Самарой: их предок, служивший у князя Григория Засекина, был в числе основателей самарской крепости в 1586 году. Род Алашеевых занесен в VI, самую почетную часть родословных книг, в которую записывались древние, благородные российские роды - столбовые дворяне.

Л.А.Реутовская (Путилова)

Сергей Николаевич родился 18 января 1860 года в Москве, где в то время служил его отец, Николай Федорович Алашеев. Мать Сергея - Екатерина Аристарховна, происходила из старинного самарского рода дворян Путиловых, о семье которых оставил воспоминания писатель-публицист Н.В.Шелгунов (1824-1891), зимой 1849-50 гг. часто бывавший в их доме: "Мне нравятся дочери Путилова, право, добрые, и вообще все семейство его очень хорошее, особенно сама Путилова". [4]

У Сергея Алашеева было два старших брата - Александр (1855) и Николай (1857), а также младшая сестра Елизавета, общая любимица в семье (1872). Мальчики родились в Москве, а Елизавета - в Самаре, уже после переезда Алашеевых на родину. Здесь проживал их дед, статский советник и потомственный дворянин Федор Карпович Алашеев (1803-1884). [5] Крестными родителями девочки стали родные брат и сестра матери: отставной поручик Николай Аристархович Путилов и вдова коллежского советника Лариса Аристарховна Реутовская (Путилова).

Окончив Симбирскую классическую гимназию, Сергей Алашеев в 1879 году поступил рядовым в Башкирский конный полк. Из полка был "командирован для продолжения наук" в Оренбургское юнкерское училище, которое окончил в 1882 году. Его военная карьера оказалась очень короткой: всего 3 года. Несмотря на очевидные успехи, физически тяжелая и довольно обременительная военная служба, видимо, тяготила молодого человека. В 1882 году он уволился в запас.

ул.Саратовская, 108 (ул. Фрунзе, 104) Гражданская жизнь штандарт-юнкера Алашеева началась в родной Самаре. Через три года, 17 июля 1885 года, в Троицком соборе города Ставрополя состоялось венчание Сергея Николаевича с девицей Марией Федоровной Агафоновой, дочерью действительного статского советника. Поселились молодые в Самаре, в комнатах второго этажа дедовского дома на Казанской улице. Спустя два года Алашеев с молодой женой переехал на жительство в собственный дом на улице Саратовской, 108 (совр. Фрунзе, 104). В 1888 году здесь родился их первенец Владимир, а через два года - дочь Валентина (ставшая впоследствии женой П.И.Каменнова).

Видимо, и гражданская служба Алашеева тоже не устраивала. Определившись в штат Дворянского Депутатского собрания писцом 1-го разряда в апреле 1888 года, Сергей Николаевич ушел в отставку в 1892 году "по домашним обстоятельствам", и больше попыток поступать на государственную службу не делал. В 1890 году за выслугу лет был произведен в чин коллежского регистратора. Он сумел уклониться даже от обязанностей Предводителя Николаевского уездного дворянства: был избран 17 июня 1896 года, и, "согласно прошения, по домашним обстоятельствам, уволен в отставку" 3 августа того же года. Его в это время больше увлекали охота, музыка и коллекционирование.

С 1890 года С.Н.Алашеев стал избираться Почетным мировым судьей. В последующие годы он становится еще и Почетным членом попечительства детских приютов. С 1906 года попечительская деятельность стала занимать в его жизни большое место: он был избран в Попечительный Совет 4-й женской гимназии О. А. Харитоновой; в 1908 году был утвержден в должности почетного смотрителя Самарского 1-го Городского училища. За всю жизнь С.Н.Алашеева трижды награждали: орденом Св. Владимира 4 ст.; серебряной медалью на Александровской ленте, учрежденной в память царствования Александра III и знаком Высочайшего Установления 14 августа 1894 года.

Коллекционированием произведений искусства С.Н.Алашеев начал заниматься, видимо, уже после получения наследства и женитьбы. По духовному завещанию дедушки и бабушки Алашеевых он унаследовал 10 тысяч рублей и долевое участие в имениях Дмитриевка (Золинка тож) и Куртомак, что приносило ему в виде ежегодного дохода свыше трех тысяч рублей.

Интерьер гостиной С.Н.Алашеева

Двухэтажный кирпичный дом Алашеевых ничем не выделялся на фоне рядовой застройки Самары конца XIX века. Но Сергей Николаевич сумел создать в нем настоящий музей дворянского быта с изысканной стильной мебелью, картинами, художественной бронзой и скульптурами. Полностью обставив свой дом к 1887 году, Алашеев сфотографировал его интерьеры. [6] В гостиной, например, вся мебель выглядит новой и современной. Пол застелен огромным ковром во всю комнату. На стенах, оклеенных темными обоями, картины гармонично составляют один ряд с семейными фотографиями. На фотографиях представлены дамы в пышных кринолинах, военные, дети, - очевидно, члены большого и разветвленного рода Алашеевых.

1 2



Т. Ф. Алексушина
Главный хранитель Самарского
художественного музея

 

 

Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000, Самарская Лука.