Логотип
Подписной индекс:
83218
Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки

  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(8462) 35-59-56
(8462) 59-69-14

НАЧАЛО

"...Смеем вас заверить, господа, что велосипеды, автомобили, дрезины и паромобили, изготовленные в мастерских г-на Меллера, ни в чем не уступают немецким, английским или итальянским", - писала одна из московских газет в 1898 году о велосипедной фабрике "Дукс", основанной в 1894 году в Москве обрусевшим немцем Ю.А.Меллером. К слову о велосипеде. В кинохронике, тех далеких лет, сохранились кадры, поистине символические. Основоположник космонавтики как науки К.Э.Циолковский едет на велосипеде... "Дукс". При всем своем даре предвидения, не мог предположить Циолковский, что меллеровской мастерской "Дукс" предстоит стать Самарским заводом "Прогресс", на котором изготовят две ступени ракеты-носителя "Восток" и вынесет она космический корабль с первым в мире космонавтом на околоземную орбиту. Что ж, история любит устраивать такие вот неожиданности.

В 1910 году завод уверенно заявил о себе, как о создателе первого российского военного дирижабля "Кречет", следом за ним - самого быстроходного в мире дирижабля "Дукс", а затем и самолетов "Фарман", "Меллер". В годы первой мировой войны каждый третий российский самолет был изготовлен заводом "Дукс". На самолете "Ньюпор-4", построенном на заводе "Дукс", 27 августа 1913 года П.Н.Нестеров совершил первую в мире "мертвую петлю".

Дирижабль Ястреб

И если говорить о дальнейшей многолетней истории создания воздушного флота СССР, значит, речь следует вести все о том же заводе, переименованном 19 февраля 1919 года в авиационный завод №1. Этот номер словно определил трудную и почетную судьбу завода первопроходца - быть первым в освоении самой передовой техники.

В 1922 году завод получает правительственное задание по созданию новой машины. А уже в 1923 году начинается серийный выпуск легкого разведчика-бомбардировщика "Р-1", конструкции Н.Н.Поликарпова, с мотором мощностью 400 л.с. На выпущенных заводом самолетах "Р-1" и "Р-2" в 1925 году М.Громов, М.Волковойнов и А.Екатов совершили перелет "Москва - Пекин".

В 20-30- е. годы создается много новых самолетов - "И-2", "И-3", "И-5", "У-2", "Р-5". Последний был взят на вооружение ВВС. Именно, на самолетах "Р-5", поднялись в воздух М.В.Водопьянов, И.В.Доронин, Н.П.Каманин, С.А.Леваневский, В.С.Молоков, М.Т.Слепнев и А.В.Ляпидевский, спасая "челюскинцев" с дрейфующей льдины, за что и были первыми удостоены звания Героя Советского Союза.

Постепенно завод реконструируется. Закупается в США технология изготовления цельнометаллического самолета и сотни единиц новейшего кузнечно-прессового и металлорежущего оборудования.

Испытываются истребители "И-15", "МИГ-1" и "МИГ-3", сконструированные под руководством Н.Н.Поликарпова в заводском молодежном КБ А.Микояном и М.Гуревичем

И-15 С 1923 по 1940 годы на заводе был освоен выпуск 23 типов самолетов. Почти 15 тысяч машин поднялись в воздух. Нам, сегодняшним, может показаться историческим предвидением будущей космической биографии завода тот факт, что 19 мая 1939 года на заводском испытательном аэродроме был проведен успешный запуск первой в мире двухступенчатой ракеты, изготовленной по чертежам заводского конструктора И.А.Меркулова. Через год успешно прошло первое воздушное испытание ракетоплана РА-318, конструкции С.П.Королева, с жидкостным двигателем В.П.Глушко.

В 1940 году за успешное выполнение задания Правительства по освоению в производстве новых образцов вооружения завод награжден орденом Ленина.

1 2 3



В следующем номере Вы прочтете о создании космических аппаратов, Лунной РН Н-1, МКС "Энергия - Буран" и о других этапах развития завода.


Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000, Самарская Лука.