Логотип
Подписной индекс:
83218
Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки

  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(8462) 35-59-56
(8462) 59-69-14

 

Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий

Сегодня, в начале третьего тысячелетия Пресветлого Рождества Христова, мы нуждаемся в ясном и отчетливом осмыслении христианского вклада в человеческую историю, науку, искусство, социальную жизнь.

Любое общество существует только благодаря людям, способным на жертвенный подвиг во имя любви к Богу и людям. Именно христианство открыло в человеке личность. Древний дохристианский мир ее не знал.

В православных монастырях, которые на протяжении веков были важнейшими центрами духовного образования и культуры, передача знаний никогда не была делом отвлеченным, отделенным от развития благочестия и воспитания христианских добродетелей. Не слепая погоня за знаниями, а формирование цельной и целомудренной, нравственной личности было главнейшей задачей образования.

Более чем семидесятилетняя оторванность народа от Церкви, а затем полная смена социальной формации, не может пройти бесследно. Многие люди мировоззренчески растерялись, оказались в духовном вакууме. Это заботит Церковь, ибо вакуум неизбежно будет заполнен, и мы уже видим, как он заполняется разного рода влияниями разрушительными для человеческой личности и для всего народа. Тревожит то, что в условиях такого вакуума катастрофически падает уровень нравственного состояния людей, особенно молодежи. Это в значительной степени провоцируется на страницах газет и телевидении пропагандой агрессии, вражды, ненависти, насилия, порнографии, наркомании. Страшно, что это порой поощряется чиновниками от культуры и образования.

Это неудивительно, потому что даже многими представителями интеллигенции утрачено чувство преемства православной культуры.

В контексте социальных, политических, социально-этнических противоречий и конфликтов в странах бывшего Союза особую остроту принимают вопросы вовлеченности Церкви в общественную жизнь, к проблемам экономики, экологии, социальной справедливости. Ведь сейчас многие просто голодают, тысячи беженцев скитаются по городам и весям некогда могущественной страны. Людям в буквальном смысле не на что жить: рабочим и служащим по многим месяцам не выдают зарплату; скудной пенсии пожилых людей не хватает не только на лечение, но даже на питание. Растет преступность.

В чем причина нынешних бед? Политика и экономика - это только следствие. А в основе всего - глобальный кризис личности. Выживание человечества зависит сейчас не только и не столько от политических преобразований и экономических реформ, сколько от духовного состояния человеческой личности. Христос всегда обращался в своей проповеди к человеческой личности. Говорил о духовном преобразовании личности, о нравственном перерождении.

Мы живем в эпоху глубочайшего нравственного распада человеческой личности, когда исчезает понятие личного греха, личной ответственности перед Богом. "Если Бога нет, то все позволено", - говорит один из героев Достоевского. И, кажется, мы дожили, когда нравственная вседозволенность достигла своего апогея. Грех не просто легализуется: он поощряется, его пропагандируют. Средства массовой информации вовлечены в самую широкую пропаганду блуда и разврата, насилия и противоестественных половых пороков; христианские идеалы чистоты и целомудрия подвергаются систематическому и кощунственному осмеянию. Алкоголизм и наркомания становятся хронической болезнью целых поколений. Кто возвысит свой голос против этого нравственного распада, если не Церковь и не интеллигенция?

Недопустимо, чтобы мы, христиане, шли на поводу у "мира сего", чтобы в угоду времени отказывались от евангельских нравственных норм. В период гонений, когда собственный голос Церкви народу был почти не слышен, Евангелие было проповедано, в основном, не священниками, не миссионерами, не церковной литературой. Оно было проповедано культурой, которая стала носительницей евангельского благовестия. Не удивительно, ибо русская культура сформировалась под влиянием Православия. Эта некогда языческая культура, впитав в себя духовные силы Церкви, ее мировоззренческое и нравственное послание, отдавала его народу. Религиозная традиция и религиозные искания, явно или прикровенно, продолжались даже в русской культуре советского периода. Христианское мировоззрение, церковная мудрость, библейские изречения жили в сознании народа, сохранялись в песнях, пословицах и поговорках даже тогда, когда люди совершенно забыли, откуда все это пришло в культуру. Власть не могла запретить людям читать Достоевского. Этот великий писатель был глубоко религиозным человеком, и творчество его насквозь пронизано христианскими идеями. Наставления старца Зосимы, героя "Братьев Карамазовых", в значительной степени заимствованы из сочинений древних Отцов Церкви, в частности, жившего в VII веке христианского мистика Исаака Сирина. Вот и получилось, что сочинения Святых Отцов не издавали, Исаака Сирина достать было невозможно, а Достоевского читали и любили.

Так через посредство русской культурной традиции наш народ приобщился к великому наследию святоотеческой мысли.

Что мы понимаем под культурой? Латинский термин "культура" происходит от слова "культ", которое означает как "почитание", "служение", так и "возделывание", "обработка". Семантика слова указывает как на религиозные корни культуры, так и на ее воспитательное значение в жизни человека. Бог сотворил человека и установил с ним живую связь, основанную на почитании и служении. Человек призван возделывать окружающий мир, хозяином которого он является. Культура должна быть сотворчеством Бога и человека, сотрудничеством, совместной деятельностью по воспитанию человеческой личности, по сохранению и возделыванию окружающей среды.

Культура и образование - это средство духовного и нравственного возрождения человека. Если формы культуры, искусства и образования не содействуют духовному росту, а наоборот, способствуют разжиганию низменных страстей и инстинктов, разрушению человеческой личности - это псевдоискусство, антикультура, антиобразование, которые не могут быть союзниками Церкви. Подлинная культура должна не высвобождать в человеке дионисийское начало, о котором говорили античные философы, но возвышать человека, одухотворять его, приближать к Богу. В буйстве страстей, в бунте человека против мира, гармонии, добра и Бога рождается антикультура и антихристианство.

Не так ли действует диавол? Не его ли присутствие ощущается в некоторых, современных формах культуры, таких, как "тяжелый рок", погружающий человека в мрачные бездны страстей? На наших глазах совершается исполнение апокалиптических пророчеств, происходит распад человеческой личности, массовый отход от основополагающих норм морали. Торжество злых сил в мире может привести к духовной смерти человечества. Но есть в человеческом сообществе добро. И плоды этого добра мы видим повсюду, где милостью Божией воссоздаются храмы и монастыри, и люди вновь приобщаются к христианской культуре. Люди должны обратиться лицом к подрастающему молодому поколению, пробудить в них интерес к нашей истории, к нашей культуре, к нашей духовности.

Благословение Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия

Воспитание и образование - это как бы два крыла, на которых человек возносится к истине. И только таким путем воссоздается личность как ипостась, как богоданное существо, способное верно ориентироваться в окружающем мире.


Управляющий Самарской епархией,
архиепископ Самарский и Сызранский
СЕРГИЙ

 

 

 

Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000, Самарская Лука.