Логотип
Подписной индекс:
83218
Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки

  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(8462) 35-59-56
(8462) 59-69-14

Даша Баталина

Мир, в котором выросла эта тринадцатилетняя девочка, как музыкальная фраза - гармоничный и многозвучный, как светлая комната, наполнен любовью. Наверное, поэтому у Даши Баталиной любви с избытком хватает на все - живое и неживое. Почти с одинаковой нежностью говорит она об упавшем на балкон стриже, которого выхаживала, и о старом дереве за окном. Город для нее - это нечто одушевленное, он радуется солнцу, устало сутулится под осенним дождем и всегда немножко неожиданен. Кажется, что внутренний мир этой светловолосой девочки не имеет теней, и даже печаль в нем светла. Две пары нежных, оберегающих ладоней - мамы и бабушки, две созвучные души; строгая линия книжных корешков за стеклом, перламутровый перелив фарфоровых статуэток и глянец репродукций, скрипичный футляр, цветочная чаща на подоконниках - все привычно милое, излучающее тепло.

Нет, нет, она не заласкана сверх меры, не спелената до неподвижности излишней заботой. Может быть, поэтому у этой нежной, как акварельный рисунок, девочки (есть в ней что-то от портрета княжны Лопухиной) так по-взрослому мощно и свободно расправляет крылья поэтическая фантазия, где неожиданно сквозь детскую наивность пробивается законченность философской мысли. Она словно живет в каком-то ином измерении, обращая привычные слова в стройную поэтическую строфу, а нотные знаки - в музыкальную пьесу. Оставаясь ребенком, уносит в тот свой особый мир то, что чувствует и накапливает здесь в привычном и знакомом. По розовой ладони ползет (не смейтесь) ручной жук-оленек. Для него и норка специальная устроена, в которой он зимует вот уже третий год, и веточка свежей зелени всегда найдется. Не экспонат, не на булавке - живой, любимый, свой.

С Дашей трудно говорить о пустяках. Все возведено в ранг необычного и значительного. Потому что - все для нее, и сама жизнь - это всякий раз повторяющееся чудо. Праздник возраста? Пожалуй. Но главное - праздник души, ясной и радостной. Считает ли она себя уже поэтом?

- Не знаю, - отвечает Даша, - мне нравится высказывание, не помню чье, о том, что поэт - это не тот, кто может писать стихи, а тот, кто не может их не писать. У меня - именно так. Любимый поэт? Был Гумилев, сейчас - Бродский. Люблю ли свой город? Конечно, он такой красивый! В людях больше всего ценю, чтобы они были добрыми и интересными, и друзей у человека должно быть много. Хотя друг, самый близкий, должен быть один.

Даша БаталинаМне повезло с учителями. Людмила Алексеевна Левицкая - играет в оркестре нашей филармонии, она умеет так объяснить содержание произведения, что все становится понятным и самой хочется играть. А моя учительница по композиции Светлана Владиславовна Мышкина вообще необыкновенный человек. У нее совершенно удивительные стихи, которые словно завораживают, их даже передать словами трудно. О стихах вообще говорить немного странно, ведь они уже сами все рассказывают. С моей учительницей по литературе Ольгой Борисовной Никоновой о поэзии можно говорить сколько угодно, и всегда это интересно. Она предложила мне написать реферат на тему о зеркалах в литературных произведениях. Обыденные и привычные зеркала - это, вообще, что-то необычное. Отражение в них - особый мир, или продолжение нашего, а за стеклом - стена. Меня поразил Чеховский рассказ " Кривое зеркало", которое искажало отражение так, что все уродливое становилось прекрасным. В общем, мне интересно об этом думать, но, наверное, трудно будет написать так, как представляется в мыслях.

Вот так живет в своем необыкновенном мире эта тринадцатилетняя девочка, неоднократная стипендиатка Губернской стипендии, ученица гимназии № 2, Даша Баталина. И рассказывает о нем другим в своих стихах. Ее многочисленные призы за победы на конкурсах и научно-теоретических конференциях, начиная с пятого класса, учеба и занятия по классу скрипки - это здешнее. А стихи - та невидимая грань, за которой - бесконечность.


Л.Б. Васильева

 

Ода Самаре

Влюблен в градоначальникову дочь
Строитель кафедрального собора,
И лишь слетит на землю фея Ночь,
Он дарит ей во сне прекрасный город.

Там дружелюбны жесты фонарей,
А улицы всегда приводят к храму.
Вплетаются вьюны в проем дверей
Парадных и в изгиб оконной рамы.

Сбежав из западни прямых углов,
Дома не тянутся по стойке "смирно".
Там стены дышат лаской и теплом,
Ворота - словно бабочкины крылья,

Балконы, словно выдохи, легки,
Изысканны фронтоны, словно капор -
Как будто объяснение в любви
Составлено из каменных метафор...

О, как нам повезло, что эти сны
Сбылись, и город наш одушевленный
Прекрасен, как дитя большой любви,
Которая пережила двоих влюбленных!

Гибель поэта

Посвящается А. С. Пушкину

Он ушел на закате,
Не дожив, не допев,
Пыл души не истратив,
Долюбить не успев.

Пара свечек. Икона.
Тихий плач за стеной.
Профиль в кружеве тонком.
Это - вечный покой.

Ненавистников радость,
Догоревших свечей,
Постаревших красавиц
И заумных речей

(где стихи, что свободно
из-под пальцев текли,
будут слово за словом
разбирать на куски)

Не увидит. Не дожил.
Что ж так резво бегут
Погребальные дрожки
На февральском снегу?

А метель торопливо
Заметает следы...
Оставаться - счастливо!
Он ушел молодым:

Среди шумного света -
Одинокий игрок,
Среди льстивых поэтов -
Одинокий пророк.

И не в силах остаться
В этом скучном аду,
Он ушел на закате.
Превратился в звезду.

Как я пишу стихи

Как я пишу стихи? А их пишу не я.
Мне их диктует чей-то тихий голос.
Его расслышать днем не так-то просто,
А по ночам он не дает мне спать...

Как сочиняю музыку? Никак.
Она сама ко мне приходит в душу.
Мне остается лишь покорно слушать,
А после - аккуратно записать.

Она подобна капелькам дождя,
Осеннему подобна листопаду,
И даже рук протягивать не надо,
Чтоб золотую лодочку поймать

И в ней уплыть туда, где все чудесно...

 

Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000, Самарская Лука.