Логотип
Подписной индекс:
83218
Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки

  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(8462) 35-59-56
(8462) 59-69-14

Е.Л.Пустошкин

В Самарской губернии до революции было много старинных дворянских усадеб, появившихся еще в 18 - начале 19 вв. Это имения Г.Р.Державина, М.В.Кочубея, В.П.Орлова-Давыдова, С.Т.Аксакова, В.И.Чарыкова, князей Щербатовых, графов Толстых, дворян Кикиных. Но среди крупных дворянских гнезд было здесь и великое множество маленьких деревень и сел, с замечательными парками и стоящими в них усадьбами, в которых жили потомки менее прославленных россиян. Одно из таких имений располагалось в селе Давыдовке, до революции принадлежавшем дворянам Пустошкиным.
В 1924 году от Самарского Уездного Управления в художественную коллекцию музея поступили парные портреты 18 века, до того хранившиеся в Давыдовке. На них изображены офицер флота Ефрем Любимович Пустошкин и его жена Мария Федоровна. На оборотах холстов наследниками были сделаны надписи; но на женском указано только имя "Марiя Федоровна Пустошкина", а на мужском дана более полная справка: "Род. 1759 + 18 Похоръ. в Саратовъ. Ефремъ Любимовичъ Пустошкинъ".

М.Ф.ПустошкинаСледует отметить, что неизвестный художник сумел довольно тонко прочувствовать свои модели: облик Ефрема Любимовича поражает достоинством и внутренним благородством. Мария Федоровна - подстать мужу - строга и лишена женского кокетства. Она представлена в нарядном светлом платье с изящной золотой отделкой по кружеву. Перекличка красного цвета связывает оба портрета: лацканы мундира и алые банты с поясом вносят торжественную, праздничную ноту в их несколько суховатые изображения. Портреты, видимо, писались с некоторой растяжкой во времени: они отличаются друг от друга качеством живописи и даже основой. Холст, на котором написан портрет Марии Федоровны, более тонкий, из-за чего краски на нем "сседаются". Их прочность утрачена также и из-за очень тонкого лакового покрытия. А на мужском портрете красочный слой, напротив, очень плотный, живопись корпусная. Крупный грунтовый кракелюр не представляет опасности для живописи: осыпи появились самые незначительные. За двести прошедших лет оба портрета подверглись реставрации всего один раз. Это говорит о том, что место их хранения было стабильным и вполне благополучным, скорее всего, они постоянно висели в комнатах.

В начале 20 века дворянский род Пустошкиных стал очень разветвленным, а представители этой фамилии были весьма популярны в Самарской губернии. Правнуки Ефрема Любимовича занимали посты предводителей дворянства по Самарскому и Николаевскому уездам, принимали участие в благотворительных акциях, были попечителями. Двое из них - братья Ефрем и Матвей Васильевичи Пустошкины - несколько лет были Почетными мировыми судьями. Но о патриархе этого рода, чей портрет бережно передавался по наследству и сохранился, несмотря на все катаклизмы, нам ничего не было известно, так как все документы, относящиеся к нему, хранятся в архиве Саратовской области. При оформлении своего рода во дворянстве Е.Л.Пустошкин в 1821 году написал в Дворянское собрание Саратовской губернии формуляр, в котором подробно изложил свою биографию.

Родился Ефрем Любимович не в 1759 году, как указывает владельческая надпись на обороте его портрета, а в 1760/61. На вопрос: "Из какого звания происходит", он отвечает: "российской нации, изъ дворянъ". Но, записывая свой род в Дворянскую книгу, он родоначальником почему-то считает себя, не упоминая ни своего отца, ни деда, как полагается, если род, действительно, имеет дворянские корни. Скорее всего, получив с чином подпоручика статус дворянина в далеком 1786 году, он привык в течение 35 лет писать в документах, что он "из дворян". А происходил он, скорее всего, из "лоцманских детей", и местом его рождения вполне мог быть город Боровичи Новгородской губернии. Хотя, эта фамилия в Российском военном флоте, в конце 18 - начале 19 века, упоминается довольно часто: широко известен, например, боевой контр-адмирал С.А.Пустошкин.

В 1778 году началась "морская биография" Пустошкина. Семнадцатилетним юношей Ефрем Любимович поступил на службу писарем в контору Боровицких порогов, свой замечательный "писарский" почерк с завитушками он сохранил до старости. Эта контора располагалась на реке Мсте, которая чуть ниже города Боровичи, была в то время очень опасна для судоходства, так как на ней насчитывалось до 40 порогов, растянувшихся почти на 30 км. В давние времена эти пороги обходили волоком. Но со второй половины 18 века через них стали постоянно проходить суда, для проводки которых, нанимали опытных и знающих эти опасные места лоцманов. Они проживали в деревнях, соседних с Боровицкими порогами, и в самом городе Боровичи

Спустя три года писарь Пустошкин написал прошение об определении его в морской флот, и вскоре его назначили фурьером в 4-й флотский батальон. Фурьеры, в русском флоте, входили в состав солдатских команд, используемых в десантах. Их обязанностью было обеспечение личного состава продовольствием, животных - фуражом, а также, подготовка мест для расквартирования личного состава.

В том же году, как пишет Ефрем Любимович, он был командирован "сухим путем" в город Архангельск, а оттуда в 1782 году на корабле № 1 через Северный океан вернулся в Кронштадт. По прибытии вернулся в прежнюю команду. Это было его первое плавание. В 1783 году он определен фельдфебелем в Морской кадетский корпус, а 1-го мая 1786 года в 7-ом флотском батальоне получает чин подпоручика, что по Указу от 1742 года (ст. 19), дает ему право на потомственное дворянство.

В мае 1786 года, одновременно с получением чина, на корабле "Родислав" в составе эскадр находился в практических плаваниях в Балтийском море и Финском заливе под командованием И.Н.Курманалеева. Крейсировал с эскадрой в районе островов Борнхольма, Готланда (в южной части Балтийского моря) и до Кронштадта.

В том же году его командировали в Санкт-Петербург "в полуротную команду", из которой 1-го декабря сухим путем он снова отправился в Архангельск, "где по прибытии находился при береговой команде, и только в 1787 командирован на корабль 66-пушечный №73 под флагом генерал-майора Мельникова, рейс имели чрез океан в Кронштатъ...". Очевидно, основной обязанностью Е.Л.Пустошкина в это время, было сопровождение кораблей в составе новой команды к месту их постоянного базирования - в Кронштадт. Всего же за годы службы "в походахъ былъ въ Балтийскомъ, Немецкомъ, Беломъ моряхъ и Северномъ океане", как напишет он о себе в формуляре.

Город Кронштадт стараниями Петра I вырос на небольшом, всего около 15 км2, острове Котлин. Спустя короткое время он превратился в неприступную цитадель на Балтийском море. Уже весной 1704 годы была построена крепость, получившая название Кроншлот - "Коронный замок". Торжество по этому случаю длилось 3 дня. К 1720 году форт Кроншлот был перестроен, образовалась гавань. В 1723 году Петр принял решение строить центральную крепость по собственным чертежам. Ее закладка происходила 7 октября, тогда же город и крепость получили новое имя - Кронштадт. Остро встала необходимость создания ремонтной базы для базировавшихся здесь кораблей. Размеры нового дока поражали воображение: длина 300 м, ширина 20 м. Кронштадт все больше приобретал славу морского города. Но развлечений для зимовавших здесь моряков было мало.

1 2



Т.Ф. Алексушина.
Главный хранитель Самарского областного
художественного музея

 

 

Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000, Самарская Лука.