Логотип
Подписной индекс:
83218
Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки

  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(8462) 35-59-56
(8462) 59-69-14

На заре человечества появились простые и гениальные слова о том, что "глина влажна и мягка: нужно поспешить и, не теряя мгновения, обработать ее на гончарном круге". Их можно встретить, например, в "Опытах" М.Монтеня. Философ цитирует Персия Флакка с оговоркой - цитируется неточно.

Но короткая фраза римского поэта-сатирика точно попадает из глубины веков в вечность, более того, в будущее, - в наших детей.

Дети, в особенности дошкольного возраста, представляют собой ту самую глину, которая универсально поддается обработке. Психологи и педагоги (Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Н.Н.Поддьяков и др.) обоснованно указывают на громадный потенциал, таящийся в детях. Поэтому процесс развития ребенка важно талантливо направлять по творческому руслу - руслу созидания, самостоятельности, гибкости и оригинальности мышления, чтобы, по словам М. Монтеня, ребенок "чувствовал себя тверже, чтобы обогатил и украсил себя изнутри".

"Признавая, что мир составляет органическое единство, нельзя утверждать, что это единство настолько совершенно, что его нельзя улучшать", - считает академик Д.Лихачев. Улучшать, преображать мир, внешне его переделывать под силу людям с творческим потенциалом, созидателям, стремящимся к разумной деятельности.

По свидетельству астрономов, темная туманность под названием "Лошадиная голова" частично закрывает тот центр, вокруг которого вертится наша Галактика. Они же утверждают, что в центре находится источник света во много раз ярче Солнца. Мы же не видим феноменального источника света именно из-за присутствия этой туманности. Но пройдут столетия, может быть, тысячелетия, и источник света обнаружится. Мы, по словам Ю.Олеши, "переместимся с нашим Солнцем и, как бы, заглянем за туманность. Суточное изменение света и тьмы исчезнет, поскольку появится источник света, более сильный, чем Солнце".

Скорее всего, перескочить "Лошадиную голову" человечеству помогут творцы - люди с оригинальным и нестандартным ощущением пространства и времени. Возможно, такое ощущение будет у людей грядущего. Необходимо формирование таких людей сейчас, в начале третьего тысячелетия, причем - с самых маленьких, с детей.

Люди, стоящие на низших уровнях социального и культурного развития, имеют такой же мозг, что и люди, окончившие Оксфорд или Кембридж, утверждает Д.Лихачев. Ученый видит причину разного уровня развития в степени загруженности мозга. Задача состоит в том, чтобы предоставить неограниченную возможность развития всем людям, не оставлять "незанятого" мозга. Ибо пороки, преступления - таятся именно в этой части мозга. И потому еще, что смысл человеческого существования в творчестве.

Но когда, на каком этапе своего развития индивиды присваивают те или иные способы творчества? В поисках ответа на этот актуальный, чрезвычайно волнующий вопрос обратимся к педагогической практике.

Специфика педагогической практики состоит в образовании человека. Она, как социокультурный феномен и институт, отвечает за процесс становления ребенка, учитывая и организуя всю совокупность необходимых факторов. В то же время технологическая составляющая такого образования исходит, прежде всего, из представления о некоторой сути, "природе" самого человека. Нам необходимо принять во внимание следующую особенность: суть человека находит выражение в специфической деятельности. Если бы в деятельности, наряду с накоплением, аккумуляцией человеческого опыта не существовала возможность у отдельного индивида (в границах обратимости-необратимости) и целых поколений начать все как бы вновь. Думается, что история без этого была бы невозможна.

Конечная цель человеческой деятельности - преображение мира. Преображение это, по мнению Д.Лихачева, следует понимать не в смысле изменения его лица - внешней переделки мира, а в смысле выявления в мире всего заложенного в нем разумного начала и освобождения от мешающего ему зла, противоречащему этому разумному началу, его самовыявлению.

Разумное начало камня - быть строительным материалом для прекрасных архитектурных строений. Разумное начало земли - в растительности, на ней произрастающей. Разумное начало растительности - служить для превращения Земли в один цветущий сад, прообразом которого служил Рай. Прообразом данного преобразования является творчество.

Что составляет понятие "творчество человека", и что из этого понятия доступно детям для восприятия, осмысления и реализации в собственном поведении и деятельности? Опираясь на результаты психологических исследований (Л.С.Выготский, Н.Н.Поддьяков, К.Роджерс, Н.Роджерс и др.), мы определяем творчество человека через следующие его характеристики: наличие высокого уровня знаний и умений, живого творческого воображения, мышления, инициативной активности, самостоятельности, вариантности решений, отражающихся в созданных, преобразованных продуктах (предметах, вещах), отличающихся новизной, оригинальностью, неповторимостью, общественно исторической уникальностью, значимостью для себя и других. Данные качества человека реализуются в преобразующей деятельности, которая представлена, на наш взгляд, в том, как изменяется один и тот же предмет в зависимости от потребностей в нем людей. Зачастую потребность в предмете диктует разнообразие его форм: часы (настенные, будильник, ручные механические и электронные и т.д.), нож (ножерезка, нож для сыра, нож для рыбы ...) Таким образом, мы видим, как одну функцию человек обличает в различные формы предметов. Модификация предметного мира человека проявляется в создании многофункциональности предметов: будильник - это и часы, и фонарик, и будильник; электронная игра - это и игра, и часы; часы-кулон, перстень-кулон - это и часы, и украшение, т.е. одной форме человек придает разные функции, облегчая пользование предметами.

Творчество требует обучения ребенка способам действий, творческому отношению к своей работе, проявлению фантазии, а также организации самостоятельной творческой деятельности ребенка. В построении образовательной практики существенная роль принадлежит взрослому.

Зачастую взрослые восхищаются и поражаются тому, как дошкольники фантазируют, играют, комбинируют, изобретают, преобразовывают вещи-предметы, как радуются, попадая в виртуальное пространство и время. Случается, тщеславные родители проецируют на ребенка свои несбывшиеся надежды и чаяния, рисуя самые восхитительные проекты для любимого чада. Но проходят годы, и те же взрослые приходят в ужас, при виде полной неспособности детей творчески принять решение и самостоятельно справиться с абстрактной идеей. Не случайно психологи единодушно относят ригидность (пластичность) к числу важнейших черт личности. Некоторые современные психологические практики целеустремленно направлены на восстановление и развитие творчества (Э.де Боно, А.Менегетти, нейролингвистическое программирование и др.)

В образовательной практике творчество приобретает форму предмета. Как ребенок, присваивая функциональное и культурное содержание незнакомой вещи, переведя ее из плоскости "вещь для себя" в плоскость "вещь для меня", превращает ее из формы вещи в форму предмета, также поступает и образовательная деятельность. С раннего возраста дети обогащаются знаниями и сведениями об окружающих предметах, они стремительно расширяют свое представление о целесообразности создания человеком различных предметов. В особенности, тех предметов, которые созданы для удовлетворения собственных потребностей и потребностей других людей.

Наше исследование доказало, что ребенок сможет осваивать предметное окружение в его изменении, движении, развитии, что даст толчок для появления у дошкольника прогностического взгляда на рукотворный мир (предметы, вещи). В свою очередь, это позволит создать условия для формирования способности ребенка обдумывать, как еще можно усовершенствовать предмет, сделать его красивым и полезным. Обучающийся приемам и способам творческого отношения к предметному миру дошкольник начинает понимать, что одни и те же задачи и проблемы могут быть решены разными путями, что окружающий мир бесконечно богат и может быть осмыслен с разных сторон.

Существенная роль в работе с детьми принадлежит творческим заданиям. При определении содержания и последовательности включения творческих заданий в образовательную практику необходимо исходить из склонности дошкольников к художественному творчеству. Опираясь на данную особенность, т.е. активизируя их стремление участвовать в эстетических преобразованиях, можно включать детей и в функциональные преобразования предметов. С учетом этого, взрослые могут предложить детям участвовать в таких преобразованиях, как "Украсим одежду для куклы, нарисованную художником", "Преобразуем мяч в клумбу цветов", "Преобразуем мяч в погремушку", "Преобразуем автомобиль", "Преобразуем воздушные шары в головы разных любимых персонажей", "Преобразуем альбомные листы в дом будущего" и т.п. Приведем примеры организации таких игр-преобразований, игр-экспериментов.

"Автомобиль будущего"

Взрослый организует выставку иллюстраций с изображением автомобилей, выступает в роли экскурсовода, рассказывает о новых моделях, их возможностях. Предлагает детям определить все самое положительное и все самое отрицательное в изображенных видах транспорта. Подводит к осознанию необходимости в изобретении экологически чистого вида транспорта. Создает условия для игры "Конструкторское бюро", в которой дети изобретают новый автомобиль-автомобиль будущего (его надо зарисовать). Проводится конкурс "Лучшая модель автомобиля". Победителем становится ребенок, который умеет видеть обогащающиеся функции и формы в предмете и отображает в рисунке перспективу вещи. Для родителей организуется выставка рисунков "Автомобиль будущего глазами детей".

"Дом будущего"

Дети рассматривают ранее выполненные макеты зданий, определяют их особенности. Взрослый побуждает детей к придумыванию дома будущего, чтобы в нем было заложено все, что может понадобиться человеку в 21 веке. Изобретение необходимо зарисовать. Основное условие заключается в том, что всем проживающим в нем должно быть удобно и комфортно. Затем организуется выставка детских работ, которая может сопровождаться комментариями: "Если бы ваши рисунки могли говорить, чтобы они сказали об их создателях".

"Человек + Природа=Удивительные вещи"

Детям раздаются карточки, состоящие из двух частей: на одной половине изображены предметы, созданные человеком (например, вертолет, трактор, пылесос, парашют, лодка, дом, зонт, самолет, легковой автомобиль, поезд и др.), а другая половина оставлена пустой. Они должны подумать и нарисовать в пустой половине карточки тот объект природы, по подобию которого человек создал предмет, изображенный на другой половине (например, поезд- сороконожка, автомобиль - крокодил, кран-жираф, пылесос-слон и т.д.). Взрослый подводит детей к пониманию того, что природа не дала человеку, то он сам создал и преобразовал.

"Чудесные вещи рукотворного мира"

Детям предлагаются диаграммы эволюции предметов. Взрослый обращается к детям с вопросом: "Что может получиться, если соединить элементы мотоцикла и лыжи?" и т.д. Дети придумывают название новым предметам и зарисовывают их.

Приобщение детей к практическому преобразованию предметов оказывает существенное влияние на их творческую активность, а именно, на пробуждение у дошкольников стремления создавать свое оригинальное, новое. Способность к творческой преобразующей деятельности, без сомнения, наградит созидающую личность всем самым лучшим на Земле. Что знает четырех-пяти летний ребенок, допустим, о стекле? Скорее всего, то, что из стакана он может пить вкусный сок, в вазу можно ставить цветы, что стекло прозрачное, холодное, гладкое, хрупкое, издает звуки и т.д. Не исключено, повзрослев, он узнает о том, что, согласно древним рукописям, Александр Македонский спускался под воду в специально сконструированном стеклянном ящике (вероятно, это был прообраз водолазного колокола). Вооруженный знаниями, стремящийся к преобразованию окружающего мира, пытливый и творческий человек будет подобен Пиккару Огюсту, который на стратостате собственной конструкции достиг максимальной высоты 16 370м, а на батискафах собственной конструкции смог опуститься на глубину 3160м. Творческий субъект не будет ведать, на наш взгляд, границ в своих исканиях, порывах и блужданиях. Ему одинаково доступны станут как глубины, так и высоты в познавательной и созидательной деятельности.


О.В.Дыбина ,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры дошкольной педагогики ТФСГПУ

 

 

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд.-М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
  2. Де Боно Э. Шесть шляп мышления. - Спб.: Питер Паблишинг, 1997.-256с.
  3. Де Боно Э. Латеральное мышление. - Спб.: Питер Паблишинг, 1997.-320с.
  4. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1992. - # 1-2.-С.22-23.
  5. Лихачев Д.С. Русская культура. - М.: Искусство. - 2000.-С.100-110.
  6. Менегетти А. Клиническая онтопсихология. - М.: Слав. Асс. Онтопсихологии 1997. - 320 с.
  7. Монтень М. Опыты в 3-ех т. Т. 1-2. - М.: РИПОЛ Классик. - 1997. - С. 202.
  8. 0лешаЮ.К. Книга прощания. - М.: ВАГРИУС. - 1999. - С.190.
  9. Поддьяков Н.Н., Поддьяков А.Н. Проблемы обучения и развития творчества дошкольников. - Н.Новгород.-1999.
  10. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. - 1990.- # 1. - С. 164-168.

 

Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000, Самарская Лука.