Логотип
Подписной индекс:
83218
Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки

  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(8462) 35-59-56
(8462) 59-69-14

6 мая 2001 года исполнилось бы 75 лет заслуженному артисту России Николаю Павловичу Щеголеву.

Почти 30 лет прошло со дня его последнего спектакля. Но в памяти тех, кому посчастливилось видеть его на сцене, и поныне живы яркие, колоритные образы, "написанные" сочными хореографическими красками. На нем держался балетный репертуар, это десятки партий. Танцевал он и в операх, и в опереттах, и в концертах. Творческая палитра Щеголева разнообразна, но ближе всего были ему роли героического плана, образы сильных, страстных, страдающих, противоречивых героев. Недаром его звали "неистовый Щеголев".

По всеобщему признанию, это был самый мужественный темпераментный танцовщик и самый надежный партнер. В его чутких, сильных руках летали, вращались, чувствуя себя уверенно, балерины разных весовых категорий

Так перенесемся же более чем на полвека назад и вспомним, как начиналась сценическая жизнь Коли Щеголева в Куйбышеве.

Далекий 1946-й. На сцене Куйбышевской оперы - "Аида". Идет II действие. Радамес представляет эфиопских пленников фараону. Их конвоируют египетские воины.

Н.В.Данилова

В зале среди зрителей - постановщики спектакля: режиссер Э.И.Каплан и балетмейстер Н.В.Данилова. Вдруг Каплан восклицает, обращаясь к соседке: "Смотрите, смотрите, что вытворяет вон тот мальчишка! Какая колоритная фигура! Кто это?" - указывает он на одного из конвоиров.

"Коля Щеголев",- отвечает Наталья Владимировна. Щеголев действительно выделялся среди других атлетическим сложением, выразительной мимикой и пластикой.

Николай прибыл из Ленинграда, где учился в хореографической студии Дворца культуры им. Горького у опытных педагогов прославленного хореографического училища. Война помешала закончить образование. Эвакуация, учеба в кавалерийской школе, работа инструктором военно-конного дела - таковы этапы пути. Наконец, возвращение в Ленинград, еще год учебы, и вот Николай в Куйбышеве. Сбылась давняя мечта: он - артист балета. Поскольку не имел законченного хореографического образования, начал с участия в массовках, танцевал в кордебалете.

Тот спектакль "Аида" стал знаменательным для Щеголева: его заметили, в него поверили. А дальше все зависело от его упорства и работоспособности. И началось восхождение к вершинам балетного искусства.

Сначала ему поручали небольшие сольные номера в разных, в том числе, оперных спектаклях. Но уже в них проявились темперамент, артистизм Николая, склонность к тщательной шлифовке деталей. Вот, например, коротенький эпизод в "Щелкунчике" 1947 года - танец Черта. Те, кто видел этот спектакль, наверняка запомнили этого симпатягу с забавной рожицей, рожками, длинным хвостом, смешными ужимками и прыжками, стремительными вращениями. Номер имел огромный успех.

А вот и первая ответственная главная партия - Гирей в "Бахчисарайском фонтане" 1949 года. Успех превзошел все ожидания. Тот спектакль был самым ярким, интересным среди других постановок этого балета разных лет. Мы, учащиеся хореографической студии, не пропускали ни одного представления. Цепкая детская память сохранила даже мельчайшие подробности.

Гирей Особенно сильное впечатление производил первый выход Гирея, правиль нее будет сказать - явление. На фоне пылающего замка и громовых раскатов оркестровой меди и ударных он влетал на крыльях развевающегося пурпурно - золотого плаща, как вихрь, смерч, ураган, внушая одновременно ужас и восхищение. Глаза его дико сверкали. Все цепенело, застывало и на сцене, и в зале. Вдруг, Вацлав, опомнившись, бросался на него со шпагой. Одно молниеносное движение ханского кинжала - и юноша падал поверженным к ногам восточного владыки. Но что это? Гирей срывает покрывало с лица Марии и : замирает. В его позе, взгляде - удивление, восторг и пробудившаяся вдруг нежность и любовь к этому хрупкому созданию. Могущественный хан обезоружен, сражен беззащитной прелестью его пленницы. Куда девалось его величие? Нет больше повелителя, перед Марией в почтительном поклоне склонился верный раб. Как тонко, психологически точно было сыграно это превращение!

А дальше, в спальне Марии, еще более сильная сцена. Гирей не в силах бороться с обуревающей его страстью. Мольбы его отчаянны. Все, все готов он принести в жертву любви - богатство, честь и славу. Но Мария все отвергает. Бурные всплески бешенства сменяются приливами жалости, пронзительной нежности к прекрасной узнице. Перед нами то мятущийся дикий зверь, то жалкий страдалец. Дуэт с Марией необычен и очень сложен тем, что в нем нет встречного движения сердец и душ, как это обычно бывает в балетных дуэтах. Партнерша не помогает в поддержках, бессильно провисая в его руках. Трудно физически, но еще сложнее психологически. В этой сцене накал драматизма достигал апогея, во всей полноте раскрывалось недюжинное актерское дарование совсем еще молодого Щеголева. Недаром Махмуд Эсамбаев назвал его "танцовщиком огромной драматической силы".

В сценах с Заремой - все с точностью "до наоборот". Зарема, сгорая от любви и ревности, молит Гирея вернуть былое счастье. Но тщетно, он словно окаменел, все помыслы там, с Марией.

Спектакль принес молодому артисту не только успех и признание публики и коллег, но и большую любовь. Зареме не удалось возродить любовь Гирея, зато исполнительница этой роли Валентина Лубенец покорила сердце артиста Щеголева. Вскоре они поженились. Союз их был долгим и счастливым (целых 35 лет). Только смерть Николая Павловича (25 мая 1985 года) разлучила их.

ФрондозоСледующим важным этапом был балет "Лауренсия" на музыку А.Крейна, где Щеголев исполнил свою первую большую танцевальную роль - мужественного, бесстрашного испанского юноши Фрондозо, который отстоял свое счастье в борьбе с жестоким сластолюбцем командором Кастилии. Принц ДезиреБлестящее исполнение этой партии, темперамент, обаяние выдвинули Щеголева на положение ведущего актера и танцовщика труппы.

И, наконец, сбылась его сокровенная давняя мечта - он смог танцевать принцев ("Лебединое озеро", "Спящая красавица"). Рецензенты высоко оценивали его Зигфрида, отмечая пластичность, изящество, хорошую технику, большой упругий прыжок и т. д. И все же его принцам не хватало аристократизма, элегантности. Да и сам артист скоро понял, что лирические партии не соответствуют его природе. Его стихия - героика, страсть, борьба, сильные яркие характеры. Именно в таких партиях наиболее полно раскрылось его дарование.


БахрамБольшой творческой удачей было создание убедительного, психологически сложного образа шаха Бахрама в балете Кара Караева "Семь красавиц" (1956 г.) Динамичны, насыщены живой эмоцией дуэты Бахрама и Айши, особенно великолепно было адажио 4 акта.

АбдерахманЕще более впечатляющее завоевание: Абдерахман в "Раймонде" Глазунова (1957 г.). Щеголев уже заслуженный артист (надо сказать, в те времена непросто было получить это звание, оно дорогого стоило). Восторженный отзыв дал " летописец" нашего театра Г.А.Шебуев: "Н.П.Щеголев, наконец, вырвался из галереи насквозь добродетельных принцев голубой крови... Он ожил, сошел с пьедестала и сыграл нам совершенно живого и осязаемого человека. Именно сыграл, так как после спектакля кажется, что Щеголев вовсе не танцевал, не сделал ни одного па - так органичны его танцы... Вот настоящая романтика, увлекательная и живая" [4]. Страдания мятежного сарацина, его мучительная безответная страсть к прекрасной Раймонде были предвосхищением ревнивых терзаний Отелло. Артист очень любил эту роль, хотя она стоила большой крови, огромных физических и душевных затрат.

1 2 3



Э.К.Сэт
Профессор СГПУ

 

Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000, Самарская Лука.