Логотип
Подписной индекс:
83218
Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки

  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(8462) 35-59-56
(8462) 59-69-14

Логарифмы и Дебюсси

На уроках в 101 школе г.СамарыЗдесь, в этой школе № 101, отмеченной высоким титулом "ШКОЛА ВЕКА России", все необычно, начиная с нарядных в росписи стен и кончая школьным расписанием, где в перечне привычных предметов значатся ритмика, занятия в изостудии или по классу фортепьяно, аккордеона, скрипки, народных инструментов. Где за дверями театрального зала - привычный гвалт репетиции, а в другом, по соседству, в огромных до потолка зеркалах отражается изящная стать маленьких танцовщиц. Здесь удивительные дети, с радостной готовностью принимающие нагрузку необычной школьной программы. И еще более удивительны учителя, все до единого, для которых их работа - непросто профессиональная занятость, а непрекращающийся творческий процесс, в самом буквальном понимании. По тому настроению, с которым в школе 101 говорят о каждодневных делах, общаются с детьми, здесь, похоже, не ведут счет проблемам. Может, оттого, что их количество - это число, стремящееся к бесконечности. Зато, любая почетная грамота, диплом завоеванная кем-то из младших или старшеклассников, школьным хором или ансамблем аккордеонистов на любого ранга смотре, конкурсе или олимпиаде - на виду у всей школы, на специальном "звездном" стенде. Чтоб видели и гордились все, чтобы кто-то, оставшийся пока вне этого победительного списка, захотел стать таким же. И он сможет, потому что детей неталантливых в школе 101 нет. Специальный отбор на конкурсной основе? Об этом не может быть и речи. На уроках в 101 школе г.Самары В 101-й с готовностью примут любого ребенка, не только своего микрорайона - с любой улицы Безымянки. И блистательно помогут раскрыть себя в математике или биологии, в музыке или спорте, немецком языке или прикладном искусстве. Сложная конструкция педагогической концепции, на основе которой строится учебная и воспитательная работа педагогического коллектива, легко сводится к простому и всеобъемлющему понятию - любовь к детям не декларативная, а действенная, реализуемая в малых и больших школьных делах. И эта простая формула имеет такую же конкретную обратную связь. Она в том, как дети уважительно относятся к учителям, как увлеченно берутся осуществить любую идею, любое начинание педагогов или художественных руководителей. И в том, кстати, что на переменах здесь нет ощущения, что тебя сию минуту снесет горный обвал (мне доводилось такое испытать). Здесь народ от 7до 17 лет снует по лестницам и коридорам, шумит, хохочет, что-то на ходу выясняет, чему-то радуется или обиженно доказывает свое, но это "броуновское" движение не несет в себе разрушительную энергию. Что-то здесь не так. Может, вымуштровали детишек учителя до состояния оловянных солдатиков? Ну почему, к примеру, из распахнувшихся дверей 7 "в" не вырывается племя ирокезов с воинствующим кличем, а спокойно выходит деловой говорливый народ (самого, кстати, "воинственного" возраста)? Не утерпев, спрашиваю у первых попавшихся мальчишек:

- Давайте начистоту. Почему не кричите, не пинаете, к примеру, дверь?

Меня не сразу понимают, поняв, переглядываются, пожимая плечами:

- Да как-то не хочется, - отвечает за всех рослый светловолосый крепыш.

Все, оказывается, очень просто - им не хочется хулиганить. Мелочь? Может быть. Но, достаточно красноречивая. И самую последнюю точку над самым последним "i" ставит мое эксклюзивное интервью, взятое у первоклашек.

- Мне нравится, что здесь читают сказки.

- Здесь очень вкусно готовят.

- Мне нравится, что здесь можно танцевать.

Мой собеседник на вопрос "А ты умеешь?", тут же прямо у парты, рискуя запутаться в длиннейших шнурках кроссовок, демонстрирует пять балетных позиций и в завершение - по-мужски сдержанный балетный поклон

- Здесь нет наркотиков, - тихонько говорит сероглазый в пепельных кудрях кроха.

- А ты знаешь школу, где они есть?

- Да, вон в той, - машет он куда-то рукой. Значит, действительно знает. Слышал от кого-то из взрослых. Значит, в свои 7 лет сумел уже оценить все "за" и "против". Это, по моему мнению, умеют ценить в абсолютном большинстве те, кто ежедневно по звонку заполняет прекрасно оборудованные (нередко - самими детьми) классы и предметные кабинеты, спортивный и балетные залы, маленькие, как музыкальные табакерки, кабинеты для индивидуальных занятий по музыке... В тишине коридора звучит "морзянка" мелка - кто-то, вызванный к доске, выводит математическую формулу или "борется" со сложносочиненным предложением. И, вторя ему, где-то в глубине просторного школьного здания, из-за приоткрывшейся двери неожиданно звучит нежнейшая мелодия Дебюсси. В 101-й школе идет обычный учебный день.

Яблоко Ньютона?

Особый мир этой школы ощущаешь сразу, как теплоту весеннего солнца в окне. А ведь был тот самый первый кирпичик, который лег в его фундамент. Была изначальная идея, которой суждено было воплотиться во весь этот мир, многозвучный и яркий как красочное панно. В конце концов, на кого-то должно было свалиться легендарное яблоко Ньютона как раз то, что необходимо для настоящей идеи.

С.И.Гребешкова -  директор 101 школы г.Самары- Какое там яблоко! Какая идея, когда за три месяца нужно было построить школу, что называется, с нуля, - отмахивается от предложенных мной образов моя собеседница - директор школы 101 Софья Ивановна Гребешкова. - Представьте, школу на улице Свободы закрывают, новая школа когда еще будет, нужно куда-то девать прежнее имущество и доставать новое оборудование, да еще, не спускать глаз со строителей. И, как будто, прошло не 24 года , а месяцев пять назад Софья Ивановна, "рассовывала" по соседям все эти школьные шкафы и архивы, связки учебников и наглядные пособия от глобусов до пробирок химического кабинета и добывала новые, еще не собранные парты. Ей все нужно было успеть до 1 сентября: решить вопрос с учительскими кадрами, принять новую школу под ключ, оборудовать всем необходимым кабинеты и классы. Чтобы 1 сентября был праздник для всех.

Она все успела. Не ошибусь, если скажу, что с неукротимой энергией Софья Ивановна и три такие школы смогла бы открыть. Очевидно, с учетом именно этого свойства характера, судьба устроила ей сюрприз. 1 сентября, когда была перерезана традиционная алая ленточка, высказаны все соответствующие поздравления и напутствия, вручены все принесенные букеты, выяснилось, что вместо предполагаемых 1000 учеников в школу, по странным обстоятельствам явилось много больше.

"Я снова - на товарную станцию - "выбивать" дополнительные парты. Пока "ловила" машину, пока загружали, ехали, наступила ночь, а разгружать парты некому, прямо, хоть садись на подножку и плачь" - с улыбкой вспоминает Софья Ивановна. Между нами говоря, так и было, хотя парты, конечно же, сгрузили.

Этих "и снова" в жизни Софьи Ивановны бесконечное множество. И по-прежнему, любой прожитый день для нее слишком короток, а то, что сделано - всегда недостаточно. Лидер по характеру, она привычно берет на себя основной груз ответственности и, если требовательна к другим, то к себе - во сто крат строже. Рядом с ней неуютно людям, с опережающим вопросом: "А кому это надо?". Ей все новое, неординарное и интересное - надо. Потому, что надо детям. И только - по максимуму. Именно поэтому, удерживая четыре года подряд, в числе других звание "Школа года России" , 101-я, одна из двух в городе, завоевала свой теперешний титул "Школа века России". Ах, если бы чуть-чуть больше возможностей ее директору! Чтобы, действительно, вровень с веком. Чтобы - дополнительные кабинеты с видиотеками и второй спортзал со столами для настольного тенниса, и новую библиотеку с читальным залом, и свой радиоузел, чтобы выпускать школьную радиогазету, и ... Кто-то учится танцевать С самооценкой Софьи Ивановны - "сделано меньше, чем требуется", можно согласиться: наши дети сегодня лишены такого количества элементарного и остро необходимого, что совестно перед ними за свою беспомощность. Но в том-то и дело, что в 101-й школе с этим не хотят мириться и делают все зависящее от них (и даже чуть больше), чтобы этот дефицит уменьшить. Нет, не самолюбивое "если быть, то быть лучшей", хотя, если бы не это прекрасное качество человечества, не было бы ни Олимпийских игр, ни конкурса имени Чайковского. Просто, Софья Ивановна, определив для себя главный ориентир в жизни - дети, по нему и выстраивает всю свою работу. Иначе, просто, приняла бы под свое начало новую школу, 24 года тому назад, и спокойно работала. Но... "Я представила: школа внутри микрорайона, а вокруг - ни детских клубов, ни элементарной спортплощадки и сотни детей, которым некуда себя деть. Нет, так не годится. Значит, нашей школе нужно стать, своего рода, центром спортивной и воспитательной работы, таким местом, где ребятам было бы интересно".

Ну вот, и определился тот самый первый кирпичик, он же - знаменитое яблоко Ньютона, с которого и началось созидание живого, деятельного и многокрасочного мира, который сегодня именуется школой 101. А тогда, 24 года назад, был создан отличный спортивный комплекс с беговыми дорожками, баскетбольной площадкой и футбольным полем, с турниками и специальной площадкой для малышей. Была оборудована библиотека и найдены помещения, где установили пианино, разметили баянистов с аккордеонистами и струнников музыкально-хоровой студии, открытой в стенах все той же 101-й, начали работать кружки. Но и это было лишь временным этапом.

- Не у всех родителей есть возможности учить своих детей в платной музыкальной школе. Кружки, в том числе и музыкальные, эффективней, но опять-таки занимаются в них не все. А нам хотелось, чтобы все дети приобщались к культуре во всем всеобъемлющем значении этого понятия, - говорит Софья Ивановна, вспоминая то время, когда пришлось кардинально перестраивать всю внутреннюю систему организации классов по тем или иным направлениям эстетического воспитания. О том, насколько безошибочно был найден сегодняшний действующий вариант, факты говорят сами за себя. Нет таких творческих состязаний (будь то конкурс, предметная олимпиада или смотр), в которых ученики этой школы не заняли бы призовых мест. И тем не менее, вас не покидает ощущение непрекращающегося движения, того что все это живое, талантливое и самобытное - не последняя модель, В 101-й непременно возникнет что-нибудь новое, еще более интересное. А кто-то поет Потому что любовь к детям в этой необычной школы трансформируется в понятие "нужно для детей", а это уже - форма действия. Так было, когда студентка Днепропетровского пединститута Софья Гребешкова проходила свою преддипломную практику, когда возглавила прежнюю школу № 101. Кстати, о номере школы. У переехавшей школы по правилам должен был быть новый номер. Но Софья Ивановна не согласилась: "Школа не может вот так, взять и исчезнуть. Переехать - другое дело, но со своим именем". Так и отстояла номер "своей" ныне титулованной школы. Первое лицо даже внештатного расписания - по складу характера, Софья Ивановна ни на йоту не теряет своей энергии и обаяния. Как и прежде, когда для занятий по живописи нужны были мольберты, она, не тратя время на поиски (все равно не найти), распорядилась изготовить их на уроках труда, так и сегодня, Софья Ивановна готова к нестандартному решению любой возникающей проблемы. Неизменно - хозяйка положения? Скорее - стратег. Хозяйка школы? Скорее - правительница пусть небольшого - в пределах трех этажей - но государства. А уж авторитет и властительница ребячьих душ - безоговорочно.

- Изменились ли дети? Вне всякого сомнения, ведь мы и сами живем сегодня в ином мире. Может быть, теперешние слишком быстро теряют свою наивность, более раскованы и напористы, им, естественно, труднее. К сожалению, иными стали отношения школы и родителей, большинство которых, как-то отдалились, замкнулись в собственных проблемах. Хотя, что скрывать, мы и сами, если раньше, расставаясь с очередным выпуском, больше радовались, чем грустили, то теперь, тревожно за них. Справятся ли наши дети с тем, что готовит им взрослая жизнь? Софья Ивановна вспоминает, как недавно в школу заглянули пятеро выпускников 95-го года. Все - с отличием защитили дипломы, у каждого уже определилось место работы. И их бывшие наставники не знали, чему радоваться - красным корочкам (наша закваска!) или тому, что ребята трудоустроены.

- И все-таки, школа - это всегда - дорога вперед, - говорит Софья Ивановна, - вот мы и строим это будущее, растим наших детишек разносторонне развитыми, вон, сколько одаренных выпустили в жизнь. А подрастает еще больше. Нет, не по своей должности директора школы Софья Ивановна видит в каждом ученике личность самобытную и одаренную, а по устройству своей души, наделенной самым главным человеческим талантом - любовью к людям. Маленьким - особенно.

1 2



Л.Б.Матяш

 

Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000, Самарская Лука.