Логотип
Подписной индекс:
83218
Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки

  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(8462) 35-59-56
(8462) 59-69-14

О.Скивко и О. Белов... - И пусть принесет справку, что он не дурак! - с этого единодушного решения и начались злоключения Ивана-дурачка. Обитателям книжных полок рядовой библиотеки показалось вдруг оскорбительным соседство Ваньки. Какого-то корявого, в лапоточках, вечно в затылке чешет вместо того, чтобы ловкое словцо ввернуть в светских разговорах. Попытались, было, вступиться за Ивана донской рубака-казак и Илья Муромец, да куда там, - погнали Ивана за справкой к Мудрецу. А какая сказка без Бабы Яги и Змея Горыныча, без чертей и всякой иной нечисти? Правда, нынешняя Баба Яга - вполне современная деловая баба: вместо избушки на курьих ножках сооружает комфортабельный "котэджик", а черти и вовсе не по - сказочному ушлые и крутые. Захотелось им ни много, ни мало, а отобрать монастырь у кротких монахов. И ведь, что обидно, сам Иван и подсказал им ход: спеть любимую песню стражника. Ах, как сладко, как дивно зазвучал "чертов" хор - так сладко, что оставил свои ворота зачарованный стражник-монах, а черти без штурма, жертв и разрушений, спокойно вошли в монастырь. Горько каялся потом Иван, да сделанного не воротишь.

А справку он добыл, успел, как положено, до третьих петухов. Вернее, даже не справку, а саму Печать, которой Мудрец должен был удостоверить, что не такой уж Иван и дурак. Да и сам Мудрец оказался егозливым старикашкой с мелкими грешками. Так что и огород городить было, в общем-то, нечего. Но...

Сквозь остроумную забавность сказки чудится знаменитая шукшинская усмешка, в ней и злость, и кураж, и горчинка. Как в фильме "Печки-лавочки": вроде бы над собой, недотепой, но, отсмеявшись, вдруг видишь - сам-то ты не лучше. Ведь, отдали мы, господа соотечественники, свой монастырь чертям. И звучат в нем сегодня не высокие хоралы, а черт его знает что. А мы то подпеваем, то начинаем суетиться, доказывая, что общий аршин - нам не мерка и что "умом Россию не понять", и все нужны нам какие-то свидетельства (может, в самом деле, справка?). А нужно-то всего понять не чем-нибудь, а именно умом и спокойно взяться за дело, и стать самими собою.

До третьих петухов А теперь позвольте представить. Олег Белов, он же - Ванька и Ведьмина дочка, Бедная Лиза и Илья Муромец, Змей-Горыныч и Обломов, царевна Несмеяна и ... Короче все, кто населяет мудрую, хотя не очень-то веселую сказку Василия Шукшина "...про Ивана-дурачка, как он ходил за тридевять земель набираться ума-разума". Поставленный в год 70-летия Василия Макаровича, спектакль до сегодняшнего дня пользуется популярностью, кстати, вполне заслуженной. Объясняется это не только графически выразительным шукшинским текстом: то густо перченным, то щемяще грустным, но и точно найденным языком сценического воплощения. На маленькой сцене камерного зала - минимум декораций, отнюдь не сказочно, а скорей, по-деловому выглядит главный и единственный исполнитель всех действующих лиц. И, тем не менее, сказка - вот она, с хитро задуманным сюжетом и кажущейся простотой, уводит нас в свой придуманный мир. А ты, уж как хочешь, поддавшись этой лукавой простоте, реши для себя, что так не бывает или, вглядевшись в сюжет, вдруг удивись - до чего все это похоже на наше, сегодняшнее.

На фестивале "Северная звезда" -Должен признаться что, к своему стыду, эту потрясающую сказку я прочел только тогда, когда мы готовили ее постановку, - говорит Олег Белов, - меня поразило то, насколько она современна, словно написана вчера, и второе: если не бояться высоких слов, то понятие Родина, в каком-то особом, до боли в сердце, смысле, мне открыло именно это произведение Шукшина. Хотя уже и "Калину красную" не раз смотрел, и "Печки-лавочки". Не могу объяснить, что такое запрятано в этой сказке, но всякий раз, выходя на сцену, с какой-то внутренней радостью повторяю знакомые реплики. Это наверное, то же, что идти по знакомой тропе в знакомом лесу - всякий раз, по-новому оживает душа.

Розенкранц и Гильденстерн мертвы За десять лет, которые миновали с дебюта Олега Белова в роли Дуардо (комедия Лопе де Вега "Остроумная дуреха"), он сыграл множество ролей, став ярким характерным актером, популярным у самарских театралов. Дормидонт в "Поздней любви", репортер в "Яблочной леди", Бен в " Бродвейском блюзе", гоголевские "Вечера на хуторе близ Диканьки" и "Розенкранц и Гильдестерн" Тома Стоппарда - разные роли, разные эпохи и стили, различные режиссерские трактовки, а все вместе, - удачно сложившаяся актерская судьба. Моноспектакль "До третьих петухов", поставленный выпускником Самарской академии искусств Олегом Скивко, известен не только самарским зрителям. Он был призером "Шукшинских чтений" на родине писателя в селе Сростки, на Шукшинском региональном фестивале, организованном СТД и центром Шукшина, спектакль получил первые премии за режиссуру и актерскую работу. Так же как и на международном фестивале моно-спектаклей в Киеве. Успех сопутствовал ему на таких же фестивалях в Германии и Венгрии. Аплодировали моно-спектаклю зрители Москвы, Мурманска, Перми и Иркутска. И пусть еще многие из тех, кто придет на спектакль "До третьих петухов", по-новому открывают для себя мудрость Василия Шукшина, которому дано было видеть насквозь не только нас, "человеков", но и время. Успеть бы нам всем, как его Иван, поумнеть до третьих петухов.


Д.П.Кулинич

 

Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000, Самарская Лука.