Логотип
Подписной индекс:
83218
 
Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки

  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(8462) 35-59-56
(8462) 59-69-14


Для полного счастья человека
необходимо иметь славное Отечество.
Сионид Кеосский. 5 век до н. э.

12 апреля 1961 года голос Левитана известил мир о выводе космического корабля с человеком на борту на околоземную орбиту. Мир замер в восхищении, а потом взорвался ликованием. ЮРИЙ ГАГАРИН - стал символом победы человеческого разума и мы гордились, что он наш советский, что мы впереди планеты всей. Не было сообщений в местных СМИ, но все куйбышевцы знали, что Гагарин отдыхает на 1-ой просеке в гостевом домике, знали, что самолет с ним приземлился на заводском аэродроме и на заводе " Прогресс", тогда завод №1, состоялся первый импровизированный митинг. Город, как и вся страна, а может и чуть больше, понимая свою причастность, радовался и гордился. Было удивительное единение народа. Юрий Гагарин стал близким и родным миллионам людей. Очередные запуски космических кораблей и, каждый раз новые имена, становившиеся гордостью страны - Герман Титов, Павел Попович, Андриян Николаев, Валерий Быковский, Валентина Терешкова и все они, после приземления, перед отлетом в Москву отдыхали у нас на Волге. Причастность города к освоению космоса горожане понимали - у нас отдыхают после приземления космонавты, работает секретное ЦСКБ, да и просто каждый наш пятый житель как-то был связан с этим комплексом. Долгое время к нам не пускали иностранцев и это тоже говорило о том, что здесь производится что-то очень секретное и нужное для страны.

Наступила перестройка и со многого была снята завеса секретности. Город ахнул от восторга и гордости. Оказывается, это у нас на заводе "Прогресс" при конструкторском сопровождении теперь всемирно известного ЦСКБ, возглавляемого генеральным конструктором Дмитрием Ильичом Козловым собирались две ступени ракеты-носителя "Восток", вынесшей корабль с Юрием Гагариным на космическую орбиту. А поднимали эту ракету-носитель двигатели, собранные на нашем куйбышевском заводе имени Фрунзе.

двигатель серии НК После гагаринского запуска более реальной становится мечта о полете на Луну. Человечество всегда мечтало о близкой к земле Селене, так называли древние греки ночное светило, стартовать с которой поможет "облегченная" гравитация. Самарские предприятия ракетостроителей, двигателистов, кислородчиков были головными по претворению в жизнь этого проекта Сергея Павловича Королева. Но уход с политической арены, влюбленного в космос Н.С.Хрущева, смерть С.П.Королева, высадка американцев на Луну, первые наши неудачные запуски лунной ракеты и тему закрыли. Причин было много, начиная от политических и кончая элементарной борьбой научных амбиций.. Хотя уже были разработаны в СНТК на Управленческом под руководством генерального конструктора Николая Дмитриевича Кузнецова и изготовлены на моторостроительном заводе имени Фрунзе двигатели НК-33, НК-43. Ныне эти двигатели закупили, так гордящиеся своими достижениями американцы. По видимому в 21 веке на них будут подниматься в космос американские ракеты. Кстати, американцы, навечно внесли в свою историю имя Н.Д.Кузнецова. Ну, а что же Луна? Она ждет своего часа. О Лунной ракете мы говорим одним- двумя абзацами, А тогда, в каких единицах можно было измерить мужество конструкторов, технологов, рабочих, когда они после каждого неудачного запуска видели осколки своей продукции, на которую были затрачены месяцы и годы напряженного умственного и физического труда, растрачено нервов и испорчено людских отношений в спорах. А назавтра, каждый вставал опять на свое рабочее место и начинал все заново. Откуда брался этот эмоциональный заряд и чувство преданности идеям освоения космоса, которые являются одними из определяющих при достижении, на первый взгляд, совершенно недосягаемых фантастических целей? Космонавтика- это удивительная наука, точнейшие расчеты которой фантастичны.

Самара причастна к опередившему время проекту генерального конструктора Валентина Петровича Глушко, по которому на околоземную орбиту с пусковой установки стартового комплекса ушла ракета-носитель "Энергия" грузоподъемностью 100 тонн. Изготавливали блоки для этой ракеты-носителя на заводе "Прогресс", а конструкторское и технологическое сопровождение осуществлял Волжский филиал НПО "Энергия" у истоков которого стоял главный конструктор Борис Георгиевич Пензин, а затем принявший, как эстафету Станислав Александрович Петренко. Когда, 15 ноября 1988 года в грохоте и пламени, ослепительный в своей сверхмощной красоте космический комплекс "Энергия - Буран" оторвался от стартового стола, человечество поднялось еще на одну ступень в бесконечном пути освоения космоса.

Здесь в Самаре в 50-ые годы был построен самый крупный, тогда в Европе, металлургический завод, поставляющий алюминий для космических изделий.

Легендарная "семерка", одна из главных проектов С.П.Королева переданная им в надежные руки Д.И.Козлова, возглавившего в 1958 году нынешнее ЦСКБ, более 40 лет служит верой и правдой. Эта великая труженица "семерка", прошедшая у нас в Самаре, несколько модификаций, конкурирующая только с американским "Шатлом" при выводе корабля с человеком в космос и принесшая нам самые громкие победы в освоении космоса.

Сюда, в Самару С.П.Королев передает и разработку автоматических космических аппаратов, ставших одними из основных направлений дальнейшей работы ЦСКБ по созданию космических средств национального контроля. У нас, в Самаре были созданы космические аппараты, не имеющие аналогов в мире, предназначенные для контроля соблюдения соглашений в области международной безопасности, для решения задач исследования природных ресурсов Земли и экологии, разработаны космические аппараты для многозональной и цветной съемки, такого качества, что получали заказы на фотографирование от многих стран, в числе которых была и не обращавшаяся никогда с просьбами Америка. Одно ядерное оружие само по себе еще проблему не решает, нужна обоюдная, даже при бесконфликтных ситуациях, осведомленность сторон в действиях предотвращающих внезапность нападения. Это обеспечивают спутники разработанные и изготовленные самарским космическим комплексом.

В начале 60-х годов молодежь рвалась в космос, ее манила романтика извечной мечты человечества. Конкурсы в авиационные институты и техникумы были побольше, чем, сейчас в юридические и экономические.

К сожалению, мы все увлеклись меркантильными интересами, а космос нас ждет и он нам нужен, особенно сейчас в наше смутное время, когда Землю все больше охватывают войны. И обязательно наступит время, когда наше Правительство поднимет голову, посмотрит на небо и вспомнит о спутниках, охраняющих это небо.

Самарцы, более 40 лет отдавая свои знания и силы освоению космоса, превратили город в неофициальную космическую столицу. И в память о их труде на Ленинском проспекте навечно установлена знаменитая "семерка".

Галина Маевская


Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000, Самарская Лука.