Логотип
Подписной индекс:
83218
 
Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки

  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(8462) 35-59-56
(8462) 59-69-14

В.Я. ЛитвиновВ тридцатые годы, если о чем и мечтали 16-летние, так это об авиации. Она была самым зримым воплощением технического прогресса, своего рода символом неограниченных возможностей человеческого разума. И неудивительно, что таганрогский мальчик, Виктор Литвинов, перенявший от отца-слесаря тягу "к железкам", пошел учиться в индустриальный (позднее авиационный) техникум. Ему повезло: по окончании техникума в 1930 году он был направлен в Москву на авиационный завод №1 техником-конструктором в слесарно-сборочный цех. А через два года молодой специалист Литвинов поступает на вечернее отделение Московского авиационного института. В 1937 году с отличием заканчивает его и получает новое назначение - начальник технического отдела. Блестящие способности студента-вечерника не остались незамеченными: Литвинову предлагают аспирантуру. Однако, он предпочитает завод. В свои 28 лет он уже заместитель главного инженера - главный технолог завода.

Он был одним из основных авторов и организаторов первого поточного метода сборки самолетов по суточному графику. Суть нововведения заключалась в том, что самолеты на специальных тележках по рельсам конвейера передвигались от стенда к стенду. Это был первый опыт поточной сборки самолетов в советской авиапромышленности, который был успешно освоен на других авиазаводах.

Еще работая рядовым технологом-конструктором, в начале 30-х годов он организовал первую на заводе хозрасчетную бригаду конструкторов. Это значительно сократило сроки составления чертежей и улучшило их качества. Как главный технолог завода, Виктор Яковлевич в 1938 году организовал проектирование и изготовление сборно-разборных стапелей с унифицированными элементами. Многократное использование основных элементов - литых стандартных узлов, блоков и труб - значительно сокращало циклы изготовления стапелей и давало существенную экономию металла.

Под руководством Литвинова в 1940 году, при освоении выпуска первых истребителей конструкции Микояна и Гуревича, впервые в отечественном самолетостроении был внедрен "принцип параллельности". Это значит, что подготовка производства велась одновременно с конструкторскими разработками и выпуском чертежей новой машины.

В.Я.Литвинов среди заводчан22 июня 1941 года начался отсчет совсем иного времени в жизни страны. Демонтаж, эвакуация и сверхсжатые сроки монтажа завода на новой площадке в городе Куйбышеве, освоение выпуска штурмовиков вместо прежних истребителей - совсем этим главный инженер В. Я. Литвинов справился успешно. Организовал и здесь поточное производство, изменил принцип работы конвейерной линии с тем, чтобы при стендовой сборке передвигались и самолеты, и сами стенды. После доклада Литвинова об этом новшестве на отраслевом совещании, переход на конвейерное и поточное производство стал в авиапромышленности массовым. С 1944 года он возглавил завод.

"...Завод наш был серийным, выпускали мы изделия и поточным методом, - вспоминал он годы спустя, - но всегда стремились к обновлению своей продукции. Как только налаживался устойчивый серийный выпуск той или иной машины, я ехал в Наркомат и просил новое задание". И Москва не боялась поручать ему освоение машин новейших типов, передовых по своей конструкции и техническим характеристикам.

Завод, участвуя во Всесоюзном соревновании, 26 раз удерживал Красное Знамя Государственного Комитета Обороны. А когда прогремел долгожданный салют Победы, знамя было передано заводу на вечное хранение. Рядом с орденом Ленина, была прикреплена вторая заводская награда - орден Красного Знамени.

Вручение награды Литвинову было дело до всего, начиная с организации производства и производственного быта и кончая условиями жизни заводчан. Он продолжил начатое А. Т. Третьяковым жилищное строительство, развернув его гигантскими темпами. За два года с 1943 по 1945-й было построено около 30 000 кв. м благоустроенного жилья, пионерлагерь на 500 мест и клуб "Победа". А в послевоенные годы - еще 129,8 тысяч кв. м, в том числе методом народной стройки - 65 тысяч кв. м. Это благодаря В.Я.Литвинову площадь им. Кирова венчает великолепный Дворец культуры. К слову, за "архитектурные излишества", так в свое время Хрущев окрестил колоннады и тому подобное, В.Я.Литвинову был объявлен партийный выговор, но он стоял на своем и проект не изменили.

В 1958 году завод начинает освоение новой ракетной техники. Сергей Павлович Королев направляет на завод своего заместителя Д.И. Козлова, такого же одержимого в работе, начинается внедрение и освоение новой техники и технологии. Менялась технология, цеха приводились в соответствие самым жестоким требованиям по оснащенности, чистоте и освещенности. В цехе, осваивавшем изготовление баков Р-7, полы и стены были выкрашены светлой краской, чистота, тишина, раздавалось лишь легкое потрескивание сварочной дуги, пахло озоном. Вход был запрещен в цех без белого халата. Иногда В.Я. Литвинов проверял чистоту носовым платком.

В.Я.Литвинов с космонавтами Первая ракета Р-7, изготовленная на куйбышевском заводе №1, 17 февраля 1959 года совершила успешный полет. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1960 года завод получает третью награду - орден Трудового Красного Знамени, а В.Я.Литвинов удостоен второй звезды Героя Социалистического Труда.

Высокий коэффициент надежности Виктор Яковлевич заложил в основу завода, которому отдал 18 лет. И когда,его, в 1962 году назначили председателем куйбышевского Совнархоза, а через три года - заместителем министра общего машиностроения, завод представлял собой великолепно налаженную систему, способную к выпуску как серийных, так и новых "необкатанных" машин. Традиция быть первым сохранилась. Сохранилась и память о талантливом человеке, не только в мраморном изваянии бюста дважды Героя Социалистического Труда и дважды лауреата Государственной премии, кавалера четырех орденов Ленина и ордена Трудового Красного Знамени В.Я.Литвинова, установленного на его родине - в Таганроге. Память о Литвинове живет в шумных кварталах Безымянки и Юнгородка, в величественном здании ДК на площади Кирова, в том большом государственном деле, имя которому - завод "Прогресс".

Галина Маевская


Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000, Самарская Лука.