Логотип
Подписной индекс:
83218
 
Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки

  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(8462) 35-59-56
(8462) 59-69-14

Первым пароходом на Волге, выполнявшим коммерческие рейсы, был построенный в 1846 году Обществом "На Волге" буксирный пароход. "Волга" мощностью 250 л. с. Этот пароход в свой первый рейс прибыл летом 1846 года в Самару. Его наблюдали, жившие с мая 1846 года в Самаре, декабристы братья Беляевы - Александр Петрович (I803-I887) и Пётр Петрович (1805-1864), отбывшие каторгу и ссылку в Сибири, и солдатскую службу в действующей армии на Кавказе.

П. П. БеляевДо восстания декабристов братья Беляевы служили мичманами морского Гвардейского Экипажа в Петербурге и имели опыт дальних морских походов. У Беляевых возникла идея создать самарское Общество для постройки и эксплуатации волжского парохода. Эту идею поддержал прибывший на пароходе "Волга" в Самару главный инженер Общества "По Волге" голландец К.Рёнтген (или Ренхен, как его называет в своих воспоминаниях А.Беляев). Он обещал Беляевым содействие в проектировании парохода и изготовлении паровой машины. А. П. Беляев

Беляевы быстро организовали в 1846 году в Самаре Общество по постройке и эксплуатации парохода. За короткий срок в Самаре для этого Общества были собраны 30 тыс. руб. Сверх того, Беляевы обратились к ряду своих знакомых с предложением сделать вклады в это Общество. Откликнулся помещик Симбирской губернии князь Юрий Сергеевич Хованский, с которым Беляевы познакомились ещё в Петербурге. Жена кн. Ю.С.Хованского Екатерина Петровна была родной сестрой декабриста Василия Петровича Ивашева, друга Беляевых. Кн. Ю.С.Хованский внёс в начатое дело 15 тыс. руб. Генерал Пётр Петрович Нестеров - военный начальник Владикавказского округа, с которым Беляевы познакомились на Кавказе, внёс 5 тыс. руб. Такой же вклад сделал В.В.Недоброво, приятель Беляевых ещё с детских лет, и др.

На собранные деньги были заказаны в Роттердаме (Нидерланды) чертежи парохода и две паровых машины общей мощностью 160 л.с.

В 1847 году чертежи парохода были получены и началось его строительство в Рыбинске Ярославской губернии, которое, однако, вскоре было перенесено в Балахну Нижегородской губернии. В 1848 году в Твери получили заказанные паровые машины и переправили их в Балахну. В конце лета 1849 года буксирный пароход спустили на воду в Балахне. Машинистом на пароход был приглашён голландец. Пароход был назван "Самара", так как в Самаре составилось Общество по его постройке и эксплуатации. Окрашен пароход был в белый цвет соответственно фамилии Беляевых, стоявших во главе Общества. А.П.Беляев вскоре отошёл от деятельности Общества, стал работать управляющим имениями крупных помещиков Оренбургской, Саратовской, Самарской губерний, а во главе самарского пароходного Общества остался П.П.Беляев, ставший и капитаном (начальником) парохода.
Пароход "Самара" оказался четвёртым коммерческим пароходом на Волге. От Общества "По Волге" работали, кроме "Волги", вступившие в действие в 1848 году ещё два мощных для того времени 460-сильных буксирных парохода "Геркулес" и "Самсон". Мы не располагаем изображением парохода "Самара", но он был подобен пароходу "Волга".

Мост и нагрузка барж Первые рейсы пароход "Самара" с двумя баржами совершил в 1849 г. из Нижнего Новгорода в Пермь, а затем из Нижнего Новгорода в Астрахань и из Астрахани в Саратов, оставшись в Саратове на зимовку. В последующие годы пароход совершал регулярные рейсы между Рыбинском, Нижним Новгородом, Самарой, Казанью, Астраханью и другими городами с грузами зерна, рыбы, ярмарочных товаров и др.

Конкуренция между буксирными пароходами на Волге в то время была ещё невелика. Пароход "Самара" работал с хорошей загрузкой и давал высокую прибыль. Дивиденды составляли от 10% до 12% в год. Через 5 лет вкладчики Общества возвратили весь затраченный капитал.

Буксирный пароход "Самара" ходил по Волге до 1855г ода, пока весной в большую воду, недалеко от Вольска (Саратовской губернии) он не вышел из строя вследствие взрыва котла. Общество не захотело выписывать новый котёл, и пароход был продан за 2/3 его первоначальной стоимости. П.П.Беляев был приглашён пароходным Обществом "Кавказ и Меркурий" на должность агента Общества в Саратове, где он и работал до кончины в 1864 году.

Следующий волжский пароход с названием "Самара" появился во второй половине 1850-х годов. Это был 60-сильный буксирный пароход Общества "Польза", основанного в 1854 году с управлением в Петербурге. Сколько времени ходил этот пароход неизвестно, но в конце 1860-х годах его уже не существовало.

К сожалению, описанный выше эпизод из истории волжского судоходства, связанный с первым пароходом "Самара", оказался забытым в самарской краеведческой литературе о речном транспорте.

А.И.Носков

Буксирный пароход "Волга"

 


Источники:

1. Беляев А.П. Воспоминания о пережитом и перечувствованном с 1803 года // Русская Старина 1884 №4 и 5, 1885 №3 и 12, 1886 №11.
2. Шубин И.А. Волга и волжское судоходство. М., 1927 (репринтное издание 1992г.).

Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000, Самарская Лука.