Логотип
Подписной индекс:
83218
 
Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки

  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(8462) 35-59-56
(8462) 59-69-14

"Борис Годунов" Мусоргского в Самаре

70-летию Самарского театра оперы и балета посвящается
(продолжение, начало в №7)

Тернистый путь шедевраКак всегда, провинция откликнулась на великое событие - появление новой оперы, лишь запоздалым эхом: в Самаре 90-х годов (19 в.) можно было услышать только фрагменты "Бориса Годунова" в концертном исполнении. Сценический вариант оперы самарцам пришлось ждать более 10 лет. Премьера прошла с большим успехом 30 ноября 1908 года в театре-цирке "Олимп" в исполнении труппы А.Н.Дракули и Д.Д.Друзякина. (9). А.Н.Дракули - известный бас, в прошлом - солист императорских театров, в этой постановке пел Варлаама. Другие партии исполняли: Борис - И. С. Петров, Самозванец - А.Н.Ященко, Марина - Е.Л.Львова, Шуйский - А.М.Лавров, Пимен - П.М.Штробиндер (он же режиссер), Хозяйка корчмы - А.О.Ленская, Рангони - Е.К.Кривошеев, Феодор - В.Д.Адина и др. Дирижер - Ф.В.Оцеп. В афише особо отмечено, что в театре собственные костюмы, парики, декорации. К сожалению, не было оркестра, спектакль шел под рояль.

Сценическая жизнь "Бориса Годунова" складывалась по-разному: были периоды, когда самарцы почти не расставались с любимой оперой, но были и длительные, более 20-ти лет, паузы в ее прокате. Как ни странно, более частыми были встречи с "Борисом" в "доисторическую эпоху" - до открытия стационарного театра. Так, до революции (с 1908 по 1917 г.г.) оперу привозили не менее пяти гастролирующих антреприз.

Театральный сезон 1909-1910 годов стал знаменательным в истории самарской оперы: меломаны смогли получить полное представление о "Борисе Годунове" в прекрасном исполнении труппы Казанского оперного товарищества во главе с замечательным певцом и талантливым антрепренером В.С.Севастьяновым. Рецензенты дали высокую оценку хору, оркестру, спектаклю в целом. Но самый шумный успех выпал на долю главного героя этих событий - блистательного исполнителя партии Бориса - Александра Ильича Мозжухина, который, по мнению многих, мог соперничать с самим Шаляпиным. Всего за время гастролей состоялось 5 спектаклей: 6-го и 20-го декабря 1909 г., 3-го, 22-го января и 26-го февраля 1910 г. (10).

Публика полюбила эту оперу. Особенно ярким был последний спектакль 26 февраля. То был бенефис Мозжухина. В свои 30 лет он уже был мастером, удивительно сочетающим вокальное совершенство и дар драматического актера. Природа щедро одарила его: роскошный бас-кантанте мягкого, теплого тембра, яркая сценическая внешность, заразительный темперамент. Несмотря на молодость, Мозжухин уже тогда показал высокую музыкальную культуру, тонкую вдумчивую игру, способность жить на сцене. Он царил над залом, публика боготворила его. Спектакли с его участием проходили всегда с аншлагами. Позже он вновь приедет в Самару с труппой Южина, а затем, в 20-х годах, уедет за границу. К сожалению, не сохранилось записей его голоса. Гораздо большей известностью пользовался его брат - "звезда" немого кино Иван Мозжухин.

В спектаклях 1909-1910 г.г. у Мозжухина были замечательные партнеры. Арию Самозванца пел В.С.Севастьянов (бывший солист Большого театра), тоже любимец публики. Красивый голос (драматический тенор с баритональным оттенком), музыкальность, безукоризненная дикция, сценическая выразительность, талант драматического артиста - все работало на успех. Рецензенты, правда, упрекали его за небрежный грим. Но он и без оного был обаятелен, даже красив. Это был настоящий подвижник театрального дела, приложивший огромные усилия для создания стационарного театра. Но, увы, не удалось собрать необходимых средств.

А. Мозжухин

А. Мозжухин

Д. Южин

Д. Южин

Ф. Вазерский

Ф. Вазерский

Хороши были и остальные участники спектакля: Борина - Марина, Княгинин - Рангони, Морозова - Феодор и другие. Отдали должное искусству дирижера Голинкина и режиссера Гецевича. Репертуар отличался разнообразием - около 30-ти постановок. Но "Борис Годунов" занимал одно из самых почетных мест.

Можно встретить много хороших отзывов об этой труппе не только в периодической печати, но и в мемуарной литературе. Например, известный актер и летописец театра Г.А.Шебуев, которому посчастливилось слушать спектакли труппы в Казани и в Самаре, писал: "Почти все артистки и артисты были в расцвете дарований, и трудно сказать, кто был любимцем публики". (11, 35).

Не прошло и года, как самарская публика вновь встретилась с "Борисом" (21 января 1911 г.). Первоначально в афише были объявлены гастроли труппы М.Ф.Шигаевой. Однако, вследствие разразившегося скандала, вызванного неуплатой жалованья, Шигаева заявила о прекращении антрепризы. Тогда артисты решили создать кооперативное товарищество. Первым спектаклем был объявлен "Борис Годунов" (21 и 23 января). Судя по отзывам прессы, спектакль не удался. Молодой дирижер г. Клибсон, "несмотря на все старания, мог очень немногого добиться от слабого и в качественном, и в количественном отношении оркестра". Довольно серым был состав исполнителей. (12).

Неоднократно гастролировала в Самаре оперная труппа под руководством П.П.Россолимо. 10 ноября 1913 г. в "Олимпе" давали "Бориса Годунова". Этому предшествовало появление в газете "Волжское слово" большой статьи Ильи Кунина об операх Мусоргского. Наконец-то он признан "гением русской музыки, погубленным тем, что слишком поздно пришло признание". (13). Тотчас после спектакля появилась рецензия. Автор за подписью В. У. хоть и признает историческую роль Мусоргского, однако, бросает ему упрек в чрезмерном увлечении новаторством. Отзыв о спектакле весьма сдержан: "Старательно исполнено и прилично обставлено. Но декорации лучше костюмов, а звон колоколов напоминает удары в таз". Положительно оценивает критик исполнение главных партий. (14). Было много публики. Кстати, о публике была специальная заметка, в которой автор сетует на отсутствие культуры поведения: разговоры, хождение во время действия - в порядке вещей. Но зато обычно очень теплый прием, щедрые аплодисменты.

Следующее упоминание о "Борисе" в Самаре находим в газетах 1915 г.: "В помещении городского театра передвижная опера под управлением Д.Х.Южина дает спектакли с 23 по 29 марта. Дирижеры И.П.Палиев и А.А.Карлэ. Участвуют артисты императорских театров, Одесской, Киевской, Харьковской оперы. Открывает гастроли "Борис Годунов".

После революции, несмотря на голод и разруху, опера звучала в Самаре. Д.Х.Южин, известный певец и театральный деятель, бывший солист Большого театра, получил субсидию и создал оперную труппу в помещении театра им.К.Маркса (бывший "Олимп"). В театре были свой оркестр (40 человек), хор, балет, прекрасные солисты. Украшением труппы были Александр Мозжухин, юная Глафира Жуковская, ставшая вскоре одной из ведущих солисток Большого театра. Пели в спектаклях гастролеры из Большого театра братья Григорий и Алексей Пироговы (а всего их было четыре брата, и все - басы, составившие славу русского вокального искусства). "Борис Годунов" занимал ведущее место в афише театра. И снова Мозжухин потрясал своим вокальным и драматическим искусством в заглавной партии.

Даже в голодный, 1921-й год, опера звучала в полный голос. Театр вел огромную просветительскую и благотворительную работу, отчисляя деньги в пользу голодающих детей. Газета приводит весьма показательный эпизод: на одном из спектаклей публика освистала Алексея Пирогова, отказавшегося петь бесплатно в пользу голодающих детей. Среди дирижеров выделялся яркий, талантливый музыкант, эрудит, человек высокой культуры Александр Васильевич Павлов-Арбенин, посланец Луначарского. Сам Южин ставил спектакли как режиссер, а также с успехом исполнял партии драматического тенора. К сожалению, театр Южина смог продержаться лишь 4 года - с 1919 по 1923-й год.

Я уже писала о другом подвижнике земли русской - Ф.П.Вазерском (15 ). И он не смог пройти мимо шедевра Мусоргского: в 1924 г. в созданном им любительском коллективе при клубе им. Революции 1905 г. была поставлена сцена "под Кромами". О высоком уровне свидетельствует тот факт, что по требованию публики сцена была повторена "на бис". (15, 21).

Ф.П.Вазерский, этот уникальнейший талант, обладающий фантастической энергией, хорошо известен в Самаре и как прекрасный певец-тенор, создавший замечательный образ Юродивого в постановке 1927 г. Спектакль этот был поставлен в труппе Дагмарова, которая создана в Самаре в 1925г. Ленинградским посредническим бюро работников искусств. Состав труппы часто менялся, к тому же, коллектив выезжал на гастроли, надолго оставляя Самару без оперы. Но были времена, когда собиралась очень сильная труппа. Повезло и "Борису Годунову". В 1927 г. партию Бориса с большим подъемом исполнил Казакевич. Самозванца прекрасно спел и сыграл Борис Евлахов (солист Большого театра). Попова и Зелинская хороши были в роли Марины Мнишек, Чайковская очень характерна в роли Хозяйки корчмы. Выразительны Ястребов и Игнатьев (Варлаам и Мисаил). И особенно хорош был Вазерский - Юродивый. Однако, на этом похвалы рецензента (псевдоним - Омега) кончаются. По его мнению, спектакль не удался, ибо массовые сцены были попросту не готовы, и после генеральной репетиции пришлось отказаться от таких важных в драматургии оперы сцен, как "Коронация" и "под Кромами". Таким образом, "театр дал не народную драму, а индивидуальную драму преступного царя Бориса и свел социальное содержание к нулю". Далее критик обрушил свой гнев на дирижера Л.И.Гискина и оркестр, делая вывод о "полной недоработанности всей музыкальной стороны". Оркестр не звучал и по причине количественной недостаточности, его роль сведена к аккомпанементу. Исполнение не проникнуто определенной идеей. Вывод: "Бориса Годунова" как оперы мы не получили, а имеем ряд сцен, прекрасно исполненных солистами". Вот такой суровый приговор вынесен спектаклю 1927 г. (16).

Опера размещалась в то время в помещении городского театра, не приспособленном для музыкальных спектаклей. К тому же небольшая вместимость театра не позволяла снизить цены на билеты, достаточно высокие по тем временам (в среднем 1 руб. 06 коп.), ведь зарплата некоторых категорий граждан была ниже 30-ти руб. в месяц. Правда, театр проводил абонементные спектакли, представления для неимущих, даже бесплатно.

Интересно перелистывать газеты той поры, окунаясь в атмосферу далеких двадцатых. Вот, например, информация о заседании художественного совета управления зрелищными предприятиями. На повестке дня доклад А. Волгина "О положении оперного дела и перспективах". Факты вроде бы обнадеживающие: сборы растут (до 850 руб. за вечер), посещаемость увеличивается. Предполагается поставить кроме оперных, еще и балетные спектакли, усилить труппу приглашением Евлахова на постоянную работу, увеличить состав оркестра, хора, добавить больше общедоступных спектаклей. Главный вывод: опера может существовать в Самаре, но необходимо перевести ее в театр К. Маркса (17).

Так почему же опера продолжает ютиться под одной крышей с драмой? Удалось найти ответ на этот вопрос в периодической печати. Оказывается, театр имени Карла Маркса (бывший "Олимп") в 20-е годы превращается в общедоступный кинотеатр с дурно пахнущей шашлычной, партер переустраивается под манеж, строятся конюшни для 28 лошадей.

20-е годы были трудными и для страны, и, конечно, для театра. И все же это был период накопления сил, подготовки к открытию стационарного театра.

1 2 3

 


Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000, Самарская Лука.