Логотип
Подписной индекс:
83218
 
Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки

  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(8462) 35-59-56
(8462) 59-69-14

"Борис Годунов" на сцене Государственного театра оперы и балета

И вот, наконец, свершилось это долгожданное событие: 1 июня 1931 года в помещении гор. театра оперой Мусоргского "Борис Годунов" открылся Средне-Волжский краевой государственный театр оперы и балета. К сожалению, информация об этой премьере, о театре весьма скудная. В архиве нет списков личного состава, приказов театра с 1931 по 1940 годы. В прессе дается лишь краткая восторженная рецензия. Приведем ее полностью:

Варлаам - Н.И.Сухов,  Самозванец - А.В.Дольский"Премьера краевого оперного театра "Борис Годунов" - наиболее удачна и приемлема из старого оперного репертуара и по своему содержанию, и по своим музыкальным качествам.

"Борис Годунов" в постановке Лапицкого - это такое художественное зрелище, которое по прежним оперным

составам Самаре не знакомо. Мы имеем дело с оперным театром, который совершенно очевидно пошел по линии наибольшего сопротивления.

Прекрасно сделаны массовые сцены, они доминируют, именно на них построена опера. Сильно и полно звучит хор и оркестр.

Работа художника Хондожевского определенно талантлива. Особенно хорошо сделана монастырская келья. Несколькими выпуклыми деталями художник полностью раскрывает замыслы режиссера.

Факт создания в краевом центре Средней Волги такой оперы - факт немаловажный. Удачные попытки отталкивания от оперных штампов, умелая диалектическая трактовка вопроса, - эти качества, которыми насыщен "Борис Годунов", должны быть во что бы то ни стало сохранены.

Н.И.Сухов - Варлаам Вокруг оперы край УЗП (краевому управлению зрелищных предприятий, уточн. автора) необходимо развернуть большую массовую работу". (18).

Как видим, в статье нет даже имен дирижера, главных исполнителей. Газета "Волжская коммуна" дала лишь афишу - сообщение об открытии театра. "Рабочая Самара" 31 мая поместила заметку - анонс, в которой дается оценка оперы Мусоргского как "своеобразнейшего явления в истории оперного искусства", которое "выгодно отличается резким отходом от оперного штампа - к музыкально-исторической трагедии". В то же время, автор А.М. подчеркивает, что "с литературной стороны опера эта далека от марксистско-ленинского толкования и раскрытия исторической сущности эпохи… "смутного времени".

Эта же газета весьма своеобразно откликнулась на уже свершившийся факт: "Создав несомненно дефицитную и сомнительную идеологически оперу, край УЗП под шум оперных тромбонов рискует угробить и развалить драм. театр". (19)

Е.Я.Бурлина, известный искусствовед, исследователь истории театра, называет главных "виновников" торжества: Лапицкого (один из крупнейших советских режиссеров), Антона Эйхенвальда (известный дирижер, композитор-этнограф) и Г.Серебровского - талантливого исполнителя заглавной партии. Отмечается "хорошее звучание его голоса, умение тонко выразить терзания совести Бориса и равнодушие к бедам народа". Автор подчеркивает интересное решение главной идеи спектакля - столкновение двух миров: "темной, забитой, нищей России и роскошно богатой, в золоте и ризах России конца XVI - начала XVII столетия. …Непреодолимая пропасть между Борисом и народом обозначена уже в момент его первого выхода.… На такого рода контрастах строилось все сценическое решение". Дирижеру удалось выявить контрасты сценического образа "спектакля в звучании оркестра и хорошо уравновешенного хора" (20, 9-11). К сожалению, автор не дает точных ссылок на источники.

Кое-что известно и о других участниках знаменательной постановки. Так, роль Ксении исполняла Н.Д.Шпиллер. Это было начало ее блистательной театральной карьеры. В Самару она приехала после окончания Киевской консерватории. Обо всем этом мы узнали из первых уст - на творческой встрече с артисткой в Доме актера в апреле 1988 г. Наталья Дмитриевна, много лет отдавшая Большому театру, с особенной теплотой вспоминала именно тот, первый свой спектакль. Ее окружали первоклассные музыканты: дирижер Антон Эйхенвальд, прекрасные певицы Петрусенко, Борейко, настоящий драматический тенор Бригиневич, блестяще исполнивший в "Борисе Годунове" партию Самозванца. Она говорила об огромном успехе того спектакля, о небывалом творческом подъеме всего коллектива. В последующие три года Н.Д.Шпиллер спела весь ведущий сопрановый репертуар, а с 1935 г. стала солисткой Большого театра. В Куйбышев неоднократно приезжала на гастроли.

Самозванец - Дмитрий УзуновОткрытие театра премьерой "Бориса Годунова" явилось исторической вехой в культурной жизни города. Постановкой шедевра Мусоргского театр провозгласил свой курс на освоение и пропаганду русской классики. Высокий уровень постановки свидетельствовал о больших возможностях коллектива.

"Борис Годунов" не сходил с афиши театра в первые годы его существования. После небольшого перерыва в 1937 году к 100-летию со дня гибели А.С.Пушкина была осуществлена новая постановка оперы (в редакции Римского-Корсакова с добавлением нескольких сцен, написанных Мусоргским). Как свидетельствует рецензент Я. Ульяновский, театр верен замыслу композитора. (21). Опера поставлена именно как народно-музыкальная драма. Стройно и мощно звучит хор. Он не только поет, он живет. Прекрасно представлены народные сцены у собора Василия Блаженного и под Кромами: ярко, драматически напряженно. Это большая удача хормейстера Кропивницкого. Дирижер Шефер хорошо передал стиль музыкального письма Мусоргского. Это чувствуется и в вокальных партиях, и в оркестровом звучании. Оркестр органически связан с драматическим действием и не подавляет певцов. Хорошо звучали куранты и колокольный перезвон. Отлично передан чеканный ритм "Польского". Изящно звучат шуточные песни и прибаутки (терем Бориса). Очень глубока и драматична сцена смерти Бориса. Артист Холщевников дал яркую фигуру Годунова, властного человека, терзаемого муками совести и страстями. Сценический образ очерчен резкими штрихами. Вокальное исполнение роли прекрасно. Каждая интонация правдива.

Кроме Холщевникова эту партию великолепно исполнял солист Государственного Большого театра Алексей Пирогов. На высоте были и исполнители других партий. Рушев создал убедительный образ хитрого придворного интригана Шуйского. Прокошев - Щелкалов порадовал красивым сильным голосом приятного бархатного тембра. (Впоследствии солист Большого театра). Ни один исполнитель не нарушил ансамбль спектакля.

Удачно оформление (художник Б.Плецов), особенно терема и польского парка.

Вывод: это самый интересный и полноценный спектакль в сезоне. Серьезная работа и творческие способности коллектива дали прекрасный результат. Автор отдает должное большому художественному вкусу режиссера И.Н.Просторова, музыкальному чутью дирижера Шефера, мастерству хормейстера В.Кропивницкого. Народная драма передана ярко, свежо и сильно.

После этой постановки наступает долгая пауза в сценическом прокате оперы в нашем городе. Причин много. Главная - война, которая изменила планы театра. Как известно, с октября 1941 г. на протяжении одного года и девяти месяцев, в нашем городе находился в эвакуации Большой театр. В его репертуаре не было "Бориса Годунова". Наш театр не мог в то трудное время собрать силы для такой монументальной постановки. Были другие задачи: небольшими передвижными бригадами обслуживать фронтовиков и тружеников тыла.

Борис - В.П.Киселев,  Шуйский - В.БондаревНовая встреча с оперой состоялась только в 1950 г. Постановка была грандиозной, очень эффектной, с богатыми костюмами, декорациями, даже с настоящим фонтаном и живыми лошадьми. Сейчас, когда нам постоянно приходится сталкиваться с дефицитом финансовых средств в театрах, мы не перестаем удивляться щедрости руководителей страны в те трудные, послевоенные годы. Ведь тогда ни о каких спонсорах не было и речи.

Успех той постановки был предрешен отнюдь не ее роскошью, а блестящим составом исполнителей. 1950-й год был переломным в жизни театра благодаря приходу нового директора Н.П.Садкового. Ему удалось привлечь в театр целую плеяду первоклассных певцов - актеров. И многие из них были заняты в спектакле. Роли исполняли: Борис Годунов - Н.Г.Ястребов, Самозванец - А.В.Дольский, Шуйский - А.В.Швецов, Варлаам - В.Р.Шахновский, Щелкалов - В.Г.Соловьев, Марина - К.В.Кедрова, Юродивый - Н.П.Платонов и др. Дирижер - Г.И.Рисман, режиссер - Ю.Н.Лоран, художник - В.Г.Роберг, хормейстер - А.А.Бельский.

В центре спектакля не психологическая драма Бориса, а трагедия народа. Режиссер Лоран трактует оперу как социально-народную драму. Но дирижер Рисман, напротив, стремится оттенить психологические сцены. Это, по мнению рецензента, нарушает единство постановки. Но, по-моему, здесь нет противоречия. Напротив, на фоне драматичных или бунтарских массовых сцен еще трагичнее выглядят страдания Бориса, терзаемого муками совести. Принцип контраста - двигатель оперной драматургии.

Мне довелось слушать оперу в той постановке не один раз, и я могу сравнить свои впечатления с мнением, кстати, уважаемого мною рецензента. Действительно, исполнение роли Бориса - большая творческая удача Н.Г.Ястребова. Обладатель сильного, довольно гибкого драматического баритона и яркого темперамента, он создал выразительный, психологически глубокий образ страдающего преступного царя. Но его Борис не вызывал сочувствия. Что-то зловещее, порочное было в нем, не было шаляпинского "трагического обаяния". Убедительно прозвучала вокальная партия, особенно ария "Достиг я высшей власти".

Однако, на мой взгляд, самое яркое впечатление производил Самозванец - А.В.Дольский. Нарушая привычную иерархию в расстановке действующих лиц оперы, он был явным лидером спектакля. Как всегда, грим точен и характерен, и бородавка "украшала" его нос. Но его Самозванец не был похож на спесивого, тщеславного выскочку - авантюриста, каким нередко предстает в опере беглый монах Гришка Отрепьев. Его герой - сильная, мужественная личность, одержимая жаждой власти, но вызывающая симпатии своей неординарностью, волей, энергией, находчивостью, острым умом, мужским обаянием. Уже в келье Чудова монастыря мы видим не мальчика, но мужа, решившегося на отчаянный шаг. Да, он --авантюрист, но он и страстный любовник, не теряющий достоинства даже тогда, когда надменная шляхтянка унижает его своим презрением. Как темпераментно и зло парировал он ее упреки в нерешительности: "Но когда царем я сяду в величьи неприступном, о, с каким восторгом я насмеюсь над тобой!…" В финале оперы в доспехах, на белом коне, он был величав и прекрасен. Да, такой самозванец мог убедить кого угодно в подлинности царского происхождения. Такая трактовка могла бы вызвать возражение, но Дольский убеждал нас силой своего таланта в ее правомерности.

Как всегда великолепно, филигранно отточена партия. Владение тончайшими интонационными нюансами, богатая тембральная палитра давали возможность достигнуть предельной выразительности фразировки.

Его партнершей была К.В.Кедрова, исполнявшая Марину Мнишек. Рецензент упрекал ее в отсутствии коварства. По-моему, его было с избытком. К тому же, красива, притягательна, надменна, хитра. Прекрасно провела сцену "обольщения" (у фонтана). Голос небольшой, но красивый, гибкий. Певица хорошо передала смену настроений: гнев, презрение, вкрадчивую лесть, томный зов любви.… Да, это хищница, хитрая, коварная интриганка, но и обаятельная женщина, "чаровница".

В спектакле хорош был весь ансамбль солистов, кроме Ильина - Пимена. Очень колоритен и характерен был Варлаам в исполнении молодого певца В.Р.Шахновского, обладателя мощного баса. Правда, образ получился скорее комичный, чем богатырский. С подлинным мастерством исполнил партию Щелкалова - В.Г.Соловьев, запомнился Юродивый - Н.П.Платонов. Выразителен Шуйский - А.В.Швецов. Прекрасно звучал хор, несмотря на малочисленный состав, особенно в сценах у Василия Блаженного и под Кромами. Словом, спектакль можно считать большой удачей театра. Он знаменовал решительный поворот к русской классике.



1 2 3

 


 

Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000, Самарская Лука.