Логотип
   
Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки

  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(8462) 35-59-56
(8462) 59-69-14


О чём молчит Серная гора

На мятежной когда-то окраине российской земли, среди дикого поля, возвышаются маленькие тектонические горы - Жигули. Седые от выходов известняков и гипсов, хранят в себе и на себе следы множества людей и событий: нападений кочевников-савроматов на городища белогорцев, набегов новгородских ушкуйников на булгарские поселения, походов Ермака и Ивана Кольцо, последнего вольного казака Семена Барбаши. Оставил свой след в 70-х годах прошлого столетия и местный "Герострат", распахавший оборонительные валы "Муромского городка" - большого средневекового города на Великом торговом пути вдоль великой реки.

Но Жигули хранят следы и более грандиозных масштабом и отдаленных местом событий мировой истории. Порох для многих российских побед XVIII века сделан из жигулёвской серы. С тех пор одна из гор называется Серной. На пологой, заросшей лесом вершине, среди отвалов и воронок манят таинственной темнотой входы в "Серные рудники". Глубокие карстовые колодцы, низкие галереи и залы, стенки, выложенные пустой породой, загадочные "органные трубы". Именно здесь расцветала слава Самарского Военно­промышленного комплекса в петровские времена.

В начале XVIII века молодая, строящаяся держава нуждалась в современном оружии и боеприпасах. По инициативе Петра I в 1720 году в Жигулях началась добыча серы. Сотни людей работали на военном производстве. Добывался гипс с включениями серы, заготавливался лес, мастера­гончары делали из глины горшки - булакры (похожие на чайники) для выплавки серы (глину тоже кто­то добывал). Всё это свозилось в одно место и мастера (на всякое дело нужны мастера) набивали булакры породой, замазывали плотно крышки и на огне выплавляли из породы серу. И сейчас на берегу Волги можно найти скатанные водой обломки использованных горшков. Среди других попался обломок с отпечатком пальца гончара - свежим, словно не было трёх последних веков и всё ещё впереди.
А впереди у нации что­то есть, если будет сохранена память: обломки булакров, огарки свечек-лучинок, если никто не переработает Серную гору на дешёвую щебёнку, как переработали Царёв курган.
Сегодня говорят, что у России не стало врагов (что сербы вроде бы не братья), что вермахт совсем не вермахт, а бундесвер. Только обломки горшочков добытчиков серы ворчат что­то своё, потревоженные волжской волной.

Сегодня ещё можно посмотреть на "Серные рудники" своими глазами. Для этого достаточно запастись электрическим фонариком, комбинезоном, фотоаппаратом и найти Серную гору. Очень желательно взять в проводники опытного спелеолога.

И так, спустимся в глубокую воронку на вершине Серной горы. В основании небольшого скального обрыва темнеет низкий вход. На четвереньках начнём наше путешествие под землёй. Над нами конечно не земля в обычном понимании, а довольно прочная горная порода - гипс. Электрический фонарик в наших руках удобнее, надёжнее и долговечнее лучинки­свечи. В остальном, всё почти как без малого триста лет назад.

В полутора десятках метров от входа на полу выработки светится яркое пятно. Добираемся до него. Над нами окно-колодец в шестиметровой гипсовой толще. Зимой под ним образуется небесно­голубой снежный конус. Наш дальнейший путь пройдёт мимо таинственных стрелок на потолке к старинному забою с обгоревшими лучинками­свечками, оставшимися в породе кристаллами серы.

После забоя нам попадётся старая крепь, миновав рухнувшие пласты породы, двигаясь по узким лазам, можно добраться до конуса обломков, вывалившихся из вертикального канала, ещё не ставшего окном на поверхность. В одном из закоулков многосотметровых выработок, при достаточном внимании, над головой можно заметить вертикальный канал, под которым нет ни обломков, ни снега, ни света с поверхности. Канал "не доделан". Это органная труба. Органная труба вверху не сужается, она кончается плоским пластом мергеля - рыхлой, непрочной горной породы. На поверхности над этим местом можно обнаружить воронку с неглубоким колодцем. Почему два канала один продолжение другого, так и не соединены между собой?

Продолжаем наш путь. Повороты, тупики, осевшие многометровые глыбы, небольшие, уютные забои. Попадается множество деревянных предметов: лучинки, клинья, крепь, но ни одного кусочка железа. Очередная загадка.

Осмотрим внимательно один из забоев. Кроме ярко жёлтых кристаллов серы встречаются остатки минерала марьино стекло - плоских как слюда прозрачных кристаллов гипса. Крупные куски его в давние времена ушли на остекление в окрестных сёлах: Подгоры, Выползово, Рождествено. Ненужный никому в те времена целестин - тяжёлые, голубоватые кристаллы, не любит солнце: выцветает. Золотистые кристаллики пирита - совсем не золото, просто обманка. Много ещё минералов можно встретить в рудниках. Но это давно уже не подземная кладовая, запасы по нынешним временам не промышленные, это - музей и довольно маленький. Музей минералов и славы Самарского ВПК.

Однако для начала хватит - пора на поверхность. Чтобы не повторять проделанный в путаном лабиринте рудников путь, можно подняться по узкому лазу - лепестку, что не так просто.

На поверхности приходит на ум ещё один вопрос: почему рудники были заброшены до исчерпания запасов серы? Поиск ответа приводит к старым книгам: ответ грустный и прозаический - приватизация! Купец Иван Мартов "получил" серный завод от казны, а его сын прекратил производство в 1765 году. Спустя почти полвека, в 1808 году встал вопрос о возобновлении производства серы, и в 1809 году правительство сделало очень ненастойчивую попытку выкупить Серную гору у графов Орловых, но безуспешно. Наверно, это к лучшему. Подземный музей остался до сих пор музеем.

 


Виктор Букин

Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000, Самарская Лука.