Логотип
   
Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки

  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(8462) 35-59-56
(8462) 59-69-14


Школа оперы


"…Великая Божественная Музыка всегда утешит душу человека,
кому-то и напомнит, что он - Человек, рожденный для Добра,
Света, Праведных дел на благо нашей прекрасной и измученной
Родины…"
Евгений Колобов

Прекрасен Ваш союз!
Появление на сцене детского хора всегда пробуждает чувство радости и украшает любой спектакль.

Первая картина оперы "Пиковая дама" П.И. Чайковского. Петербург, Летний сад. Чудесный весенний день, по аллеям прогуливаются дамы и господа. Тут же нянюшки и гувернантки со своими воспитанниками. Дети играют в горелки, в мяч. Безмятежная, радующая глаз картина. Но вот под барабанный бой и звуки трубы появляются бодро марширующие солдатики с мушкетами "чрез плечо" и с командиром впереди. Раздается команда: "Мушкет к ноге!" и по знаку дирижера дети дружно запевают: "Мы все здесь собрались на страх врагам российским. Злой недруг, берегись и с помыслом злодейским беги иль покорись! Ура! Ура! Ура!". Звучит стройно, звонко, азартно! На фоне этих жанровых сцен, по контрасту с ними, рельефнее выделяется драма Германа. К слову сказать, великий драматург Чайковский знал толк в выстраивании мизансцен, составляющих контрапункт к главной сюжетной линии. К тому же, они создают исторический фон, представление о месте и времени действия.

Опера Бизе "Кармен". Солнечная Испания. Площадь перед сигарной фабрикой в Севилье. Пестрая, живописная толпа мальчишек чинно вышагивает за строем взрослых солдат, стараясь идти в ногу с ними, и лихо, чеканно поет: "…Грудь вперед, бодрей смотрите, гордо прямо голова! Руки все по швам держите! Раз и два! И раз, и два". Куплеты чередуются с имитацией звучания трубы и барабана. Блестящее действо! Ребята артистичны, раскованы, сцена для них - дом родной.

Эти юные артисты - учащиеся Детской центральной экспериментальной хоровой школы­десятилетки (ДЦЭХШД), которая в 2008 году отметила 15-ти летний юбилей.

15 лет! Много это или мало? Попробуем ответить на этот вопрос, перелистав страницы истории школы.

Как все начиналось
Пятнадцать лет назад, в начале 1993 года, руководители Самарского академического театра оперы и балета дирижер Владимир Коваленко, хормейстер Валерия Навротская и режиссёр Борис Рябикин обратились в областное управление культуры с предложением о создании при театре студии, в которой одаренные дети с юных лет могли бы начать профессиональную подготовку к будущей артистической карьере.

Необходимость открытия при театре хоровой школы как кадрового резерва назрела давно. Осенью 1993 года при поддержке областного управления культуры школа начала жизнь, но не как студия театра, а как учебное заведение с юридическим статусом и с правом работать в порядке эксперимента по авторским учебным программам. Одной из главных задач был выбор директора школы, от которого будет зависеть успех всего дела. Нужен был не просто руководитель, но личность творческая, способная увлечь, повести за собой и учеников, и будущих педагогов. Выбор пал на Михаила Анатольевича Губского, в то время еще студента вокального факультета Академии культуры и искусств и артиста хора оперного театра. Поверили его энтузиазму, его очевидному уже в те годы вокальному и актёрскому таланту - и не ошиблись: Губский оправдал доверие и справился с руководством этим весьма непростым учебным заведением.

Уникальная школа
Эта школа - явление уникальное. В России нет аналога такому учебному заведению. Существующие при оперных театрах детские хоровые коллективы заняты обслуживанием спектаклей, не предоставляя детям музыкального образования.

Именно поэтому создание в Самаре школы оперы выдвинуло массу организационных и творческих проблем. Решать их приходилось первопроходцам Михаилу Анатольевичу и Светлане Александровне Губским и их соратникам. Заново, на пустом месте, разрабатывались концепция школы, учебный план, экспериментальные программы.

Ученики школы получают профессиональное музыкальное образование, позволяющее им поступать в специальные ВУЗы. Регулярная артистическая деятельность требует от учеников владения специфическими навыками, поэтому кроме базового для музыкальной школы предметного цикла (инструмент, хор, сольфеджио, музыкальная литература) здесь изучаются дисциплины театральной направленности: сольное пение, актерское мастерство, ритмика, сценическая практика.

Насыщенность и разнообразие учебных программ помогают детям основательно и прочно войти в мир искусства. Занятия в неделю составляют: в младших классах 14 часов, а в старших - 18 часов. Нагрузка большая, но разнообразие предметов, увлеченность и мастерство педагогов и та атмосфера, которая царит в школе, притягивают детей как магнит.

Полученные знания и умения учащиеся школы реализуют на сцене в оперных спектаклях. Выступления на сцене требуют от них хорошей вокальной подготовки, умения работать с симфоническим оркестром и разными дирижерами, демонстрировать навыки актерского мастерства. Используются различные формы работы с учащимися.

Подготовительный этап

-Урок (разводная репетиция, вокальный ансамбль, сводный хор);
- Подготовка к спектаклю (спевки, мизансценические и оркестровые репетиции);

Творческий этап

- Выступления в оперных спектаклях;

- Концертные выступления;

- Участие в конкурсах;

- Постановка и проведение школьных спектаклей и концертов;

- Участие в праздниках, посвященных знаменательным датам.

Учительское братство
Педагогический эксперимент мог стать успешным только при наличии преподавателей-энтузиастов. Одной из главных заслуг директора школы явилось создание коллектива единомышленников, профессионалов высокого класса, прекрасных воспитателей, которые сумели стать старшими товарищами в большой дружной семье учащихся хоровой школы.

За 15 лет педагогический состав, конечно, менялся. Есть тому объективные причины и главная - низкая зарплата. Нельзя жить на одном энтузиазме, существуют личные проблемы. Интересно, кому-нибудь из государственных мужей приходит в голову мысль об унизительном безденежьи учителей, готовящих наше музыкальное будущее? Но, слава Богу, школа живет. Возможно, срабатывает уже заслуженный авторитет и школы, и М.А. Губского, руководившего ею все эти годы. За это время скромный артист хора стал выдающимся мастером бельканто, востребованным и в Большом театре, и в Новой опере, и в нашем театре. Заслуженный артист России, Лауреат Российских и Международных конкурсов, М.А. Губский поет на престижных сценах мира, в окружении оперных звезд, с лучшими дирижерами и оркестрами. Головокружителен и его карьерный рост - до главного художественного руководителя и генерального директора САТОиБ. В связи с такой нагрузкой пришлось отказаться от административной работы в школе, оставшись художественным руководителем ее. Завуч Татьяна Ивановна Фомичева заняла пост директора.

Это подлинный энтузиаст, фанатик своего дела, человек колоссальной ответственности, работоспособности, энергии и высокой культуры. Она фактически выполняет и функции менеджера, осваивая новые формы привлечения контингента. Благодаря ей аттестация школы прошла на высшем уровне.

Педагогический коллектив представляет собой творческое содружество опытных преподавателей-ветеранов и молодых специалистов. Почти с основания школы работают преподаватели фортепиано Сафонова Л.Н., Оберемок Ю.В., Макарова С.В.. Цикл музыкально-теоретических дисциплин находится в надежных руках опытных мастеров Поберезкиной Т.М. и Тавельской Н.И. И рядом с ними - юные Марта Лукконен и Елена Нестерова, студенты ВУЗов.

Все знают, как велика роль концертмейстера в учебном процессе и в концертной деятельности. Прекрасно справляются с этой ролью две Ирины: Федорова и Расторгуева - многократные лауреаты конкурсов концертмейстеров, а также конкурса профессионального мастерства "Волжский проспект". Федорова - обладатель диплома "Лучший концертмейстер V международного конкурса юных вокалистов" в Екатеринбурге. Расторгуева имеет звание "Концертмейстер года- 2007". Обе преподают фортепьяно, и дети очень любят эти уроки.

Уроки сольного пения, формируя профессиональные вокальные навыки, помогают проследить и направить вокальное развитие каждого ученика в соответствии с его природными данными и возможностями. Не всякий вокалист может передать свои знания и умения ученику. В школе ярко проявился и педагогический талант М.А. Губского. Его лучшие ученики продолжают профессиональное образование в ВУЗах и музучилище. Среди них - лауреаты разных конкурсов, Дельфийских игр.

В русле профессиональной направленности учебного процесса важную роль играет "актерское мастерство", которое помогает детям адаптироваться к условиям сцены и способствует свободному общению в социальной среде. В разное время этот предмет преподавали очень яркие, интересные педагоги. Неизгладимый след в истории школы оставила Тамара Слесарева - уникальная личность, которая бредила театром, увлекала ребят своим горением, энтузиазмом, дала мощный толчок в приближении их к театру. Интересно работала Суворкина Л.М.
Заметный вклад в совершенствование сценической подготовки учеников внесла преподаватель ритмики, хореограф Елена Ключарева. Благодаря ей неопытные, начинающие свое обучение в школе дети были быстро введены в спектакли "Пиковая дама", "Кармен". К пятилетнему юбилею школы Елена подготовила блестящую музыкально-театральную композицию "Солнечный Неаполь". Все это единомышленники, увлеченные энтузиасты.

"Фундамент" музыкального "здания" школы
Спектр предметов школы охватывает все области музыкально-сценической деятельности. В соответствии с направленностью работы основой учебного процесса является хор, "фундамент" всего музыкального "здания школы". Хоровые занятия проходят 4 часа в неделю, во всех классах, начиная с первого.

В единый творческий союз сплотили обучающихся и преподавателей четыре коллектива: старший хор - "Ventus", младший хор "Радость", вокальный ансамбль "Весна" и хор первоклассников "Родничок". Руководителем первых трех коллективов является Светлана Александровна Губская. Она работает в школе со дня ее основания. Педагог от Бога, ее ценят и любят дети, их родители, коллеги. На уроках у нее создается непринужденная, но рабочая, творческая атмосфера. Ее доброжелательность удивительно сочетается с требовательностью. Она умеет заинтересовать детей, настроить на произведение, увлечь музыкой. Дети раскрываются, полностью погружаются в музыку, становятся ее творцами. Мудрый и чуткий педагог, прекрасный музыкант, талантливый дирижер­хормейстер,

Губская неоднократно удостаивалась звания "Учитель года" в областных смотрах­конкурсах профессионального мастерства. Руководимые ею коллективы - лауреаты и дипломанты многих конкурсов разных уровней. На Международном фестивале детских и юношеских хоров "Самарская лука-2001" хор "Ventus" стал лауреатом первой премии. Успешно выступают и младший хор "Радость", и вокальный ансамбль "Весна" - лауреат второй премии Международного конкурса на лучшее исполнение произведений И.О. Дунаевского "Звезды Родины моей" (первая премия не присуждалась).

Есть и особенно дорогие награды - лауреатские дипломы, подписанные Тихоном Хренниковым, Юрием Саульским.

Хор малышей "Родничок" демонстрирует первые успехи под руководством молодого хормейстера Юлии Парахиной.

Наблюдая за поведением детей, мы убедились, что они с большим интересом посещают все предметы. Но больше всего любят хор, где они активно участвуют в творческом процессе. В школе практикуется рискованный эксперимент: старшим ребятам доверяется разучивание хоровых партий с младшими. Они это делают с радостью, очень ответственно и грамотно, используя различные методы и приемы. Как гордятся юные хормейстеры этим доверием! Идет продуктивная работа, все увлечены общим делом, каждый пытается помочь другому. Такой подход способствует сплочению ребят, преемственности поколений, содействует укреплению певческого коллектива.

История школы - это фактически биография хоровых коллективов, их творческого становления, успехов и неудач. За 15 лет накоплен огромный репертуар. В силу специфики школы, в центре внимания - детские сцены в оперных постановках.

Храм школы
Есть у школы свой Храм - Театр. Это не только метафора. На самом деле, ребенок впервые входит в театр как в Храм. Сначала робко, затаив дыхание, с замиранием сердца, еще не веря в возможность прикосновения к этому таинственному миру, делает он первые шаги к сцене. Приобщение к театру происходит постепенно. Опера пробуждает сначала любопытство ребенка, которое вскоре перерастает в интерес. Он погружается в новый мир, который все больше увлекает, очаровывает его. Сильное воздействие оказывают оркестр, поющие персонажи, хор. А декорации и костюмы поражают воображение, будят фантазию. Дети оказываются в центре интересных событий. Они перевоплощаются то в хулиганистых испанских мальчишек ("Кармен"), то в изысканно одетых деток аристократических семейств ("Пиковая дама"), то в буйную ватагу обидчиков Юродивого ("Борис Годунов")… Кстати, самое сильное впечатление произвело на ребят участие в спектакле Большого театра "Борис Годунов" во время его гастролей в Самаре. Юродивого пел их учитель М.А. Губский. Это в полном смысле слова историческое событие. На всю жизнь запомнят они и общение с мастерами мирового класса дирижером Мстиславом Ростроповичем и режиссером Робертом Стуруа во время подготовки мировой премьеры оперы Сергея Слонимского "Видения Иоанна Грозного".
Марина Коцько и Анастасия Хохлова заслужили много разных наград. Но самой дорогой для них была похвала Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской за исполнение партии любимой жены Грозного Анастасии в опере С. Слонимского "Видения Иоанна Грозного". После всех пережитых волнений и тревог - первая в их творческой жизни большая победа.

Незабываемо участие старшего хора в концертном исполнении II действия оперы Р. Щедрина "Лолита" с оркестром и солистами Мариинского театра под управлением самого Валерия Гергиева. Это событие происходило в Самарской филармонии в рамках фестиваля "Мстиславу Ростроповичу" в октябре 2008 года.

М.А. Губский рассказывает о влиянии театра на детей: "Ребенок любит играть, фантазировать, обезьянничать, разыгрывать. Школа и театр вместе реализуют эти способности. Дети, обучающиеся в школе оперы, имеют уникальную возможность играть всерьез - участвовать во взрослых оперных постановках: "Бал-Маскарад", "Пиковая Дама", "Богема", "Кармен", "Борис Годунов", "Видения Иоанна Грозного", в оперетте: "Сильва" и др. Это потрясающая встряска, открытие нового спектра ощущений, познание искусства не только со стороны потребляющего, но и со стороны творящего его"

Театр играет огромную роль в творческом развитии учащихся. Разные эпохи, страны, разная музыка, которую они поют и слушают, и при этом активно действуют на сцене, - все это дает мощный эмоциональный толчок, пробуждая доселе незнакомые чувства. Это и восторг, и удивление, и радость собственной причастности к настоящему, взрослому искусству. И потому, закончив выступление, дети спешат в зрительный зал продлить эту радость. Это те зрители, которые умеют слушать, сопереживать. Зная театральную работу "изнутри", понимая всю сложность подготовки спектакля, они осознают истинную цену театрального празднества. Не случайно любимыми становятся оперы, в которых дети сами участвуют.

Магия театра очаровывает, притягивает великой тайной, которая никогда не будет разгадана. И пусть на всю жизнь театр останется для этих детей Храмом музыки, великим Храмом.

Не только опера…
Авторитет, известность школы растут год от года. И не только участие в оперных спектаклях этому способствует. Постепенно расширяется сфера деятельности. Хоровые коллективы готовят самостоятельные концертные программы русской и зарубежной классики, духовной музыки, народных песен, произведений местных авторов. Есть в репертуаре и такие жемчужины, как "Stabat Mater" Дж. Перголези и Л.Боккерини (первое исполнение в Самаре и в России). Есть и редко исполняемые или забытые произведения, например, прекрасные ансамбли А. Рубинштейна. Запомнилась уникальная программа неаполитанских песен "Солнечный Неаполь". Интересно, изобретательно поставлены детские спектакли: "Теремок" С. Мышкиной, "Страна Читалия" Я. Дубравина, "Братец Кролик" А. Фаттаха, инсценировка "Мамины сказки" по Детскому альбому П. Чайковского (совместно с хореографической школой). К 10-летнему юбилею школы была поставлена опера Ц. Кюи "Кот в сапогах", получившая много наград на фестивале имени М.Г. Лазарева "Весенняя театралия": Гран­При в номинации "Лучший оперный спектакль фестиваля", Гран­При в номинации "Женская роль первого плана" - Хохлова Анастасия, диплом лауреата в номинациях "Женская роль второго плана" - Коцько Марина, "Лучшая сценография", "Лучшая реклама спектакля".

В ознаменование 15-летнего юбилея школы на сцене СТД поставлен великолепный мюзикл Ефрема Подгайца "Злодеюшка", или "Кот - композитор" (режиссер - Елена Александрова из Новой оперы). Дети, исполнявшие роли мышей, пели и играли азартно, увлеченно. В главных партиях выступили артисты хора театра.

Школа ведет активную концертную, просветительскую деятельность, обживая все новые концертные площадки. Традиционными стали концерты в Мраморном зале с участием ведущих солистов театра, а также хора "Людмила" (хормейстер В. Навротская). Выступления школы всегда отличаются оригинальностью, особой выразительностью, искренностью, каждый номер представляет собой небольшое театральное действо. Исполнение отвечает самым высоким требованиям к вокалу, строю, ансамблю, стилю.

Появились свои традиции, которые бережно хранятся и развиваются. Это концерты, посвященные Дню Учителя, Всемирному Дню музыки, Всемирному дню театра; творческие встречи с воспитанниками детского сада № 349; Рождественские вечера; "Посвящение в хористы"; отчетные классные концерты; праздник Весны; мероприятия, посвященные Победе в Великой отечественной войне; отчетные концерты каждого творческого коллектива школы; конкурс "Клуб Веселых Музыкантов"; фестиваль "От сердца к сердцу"; выпускные вечера; выступления на различных фестивалях и в концертах города, участие в конкурсах, экскурсии в художественный музей и по родному краю.

В последнее время у нас стали популярны всевозможные национальные проекты. Много говорится о необходимости нравственно­патриотического воспитания. Образцовым примером работы в этом направлении может служить вся деятельность школы и, в частности, талантливая музыкально-театральная композиция "Память, говори…", созданная М. Губским на основе песен, стихов, рассказов, рожденных военным временем, писем фронтовиков. Автор посвятил эту работу памяти своего деда - участника войны. Губский - и ведущий, и солист, и режиссер. Правда, на этот раз его помощницей в воплощении замысла стала молодой режиссер "Новой оперы" Е. Александрова. Получился волнующий, драматичный рассказ о страшной войне, которая коснулась каждой семьи. Дети великолепно входят в роль очевидцев, а потом и участников событий того времени. Юные артисты искренне переживают все, о чем поют, превращая зрителей в соучастников. Песни далеких военных лет поют так, будто они рождаются здесь и сейчас. Спектакль имел огромный успех не только в Самаре, но и в Москве на сцене "Новой оперы", и на Урале - в Екатеринбурге, в Верхней Пышме и в родном городе Губских Среднеуральске. И везде зрители выходили после представления со слезами на глазах, говорили, что давно ждали именно таких проникновенных слов и песен о войне, о великой Победе. Слезы были и на глазах самих исполнителей. Особенно ценно то, что в этой постановке прослеживается связь поколений: Михаил Губский и его сын Владислав - внук и правнук фронтовика Максима Антоновича Губского - воспели подвиг поколения их деда и прадеда. Взволновали всех кинокадры, запечатлевшие эпизоды войны и праздника Победы. В одном из них простая русская женщина, бабушка Михаила, Наталья Федосеевна Губская, произносит: "Война - это так страшно!". Это представление останется в памяти как его участников, так и зрителей, среди которых были и школьники, и ветераны войны. Эффект эмоционального воздействия двойной - по обе стороны рампы.

Счастливые дети
Главные герои этой музыкально-хоровой истории, конечно же, - дети. В эту школу принимают всех, кто искренне хочет учиться. "Бывает, приходят дети, потерявшие интерес к занятиям инструментом, и занятие голосом для них - альтернативный канал на какое­то время, причем к инструменту они все же возвращаются в процессе обучения у нас. Мы погружаем в живую музыку, учим воспринимать ее энергетику, учим слушать и слышать", - говорит Михаил Губский.

За судьбу учащихся этой школы можем быть спокойны. Михаил Губский в одном из интервью так отзывается о своих воспитанниках: "Наши дети не курят и не пользуются непечатной лексикой - это о многом говорит. В том числе это и показатель наполненности души ребенка высоким познавательным смыслом. Его не тянет в подворотню, у него есть дело. Участие в концертах, в спектаклях, хоровых композициях - вот инструменты, с помощью которых мы пытаемся настроить тонкую материю души". Счастливые дети! Их не только учат хорошо петь, играть на инструментах, постигать премудрости музыкальной грамоты, но и понимать, ценить красоту в искусстве и жизни. Они рано осознают, что создание красоты требует огромных усилий, и далеко не всегда приходит успех как награда за труд. Тем радостнее мгновенья торжества победы, когда, наконец, выучена сложная программа, и зрители благодарят их бурными аплодисментами и криками "браво!". Успехи хора "Ventus" отмечены дипломами, призовыми местами в разных состязаниях, в том числе и международных.

Но не погоня за лауреатскими званиями и наградами составляет суть деятельности школы. "Дарите радость людям, чтоб быть самим богаче", - эти замечательные слова из песни А. Пахмутовой и Н. Добронравова можно считать девизом хоровой школы. Сверхзадача всего учебно-воспитательного процесса - служение искусству и людям. В справедливости этого утверждения можно убедиться на любом концерте хоровой школы. Например, Рождественский вечер в кирхе. Перед началом концерта маленькие артисты дарили зрителям сувениры, которые смастерили сами. Надо было видеть их сияющие доброй радостью глаза, когда они преподносили свои поделки со словами: "С Рождеством Христовым!". И дрогнули сердца зрителей, слезы навернулись на глаза, захотелось обнять очаровательных малышек. Но они спешили занять свои места в хоре. И зазвучала прекрасная, вечная музыка Баха, Моцарта, Бизе, Каччини, Шуберта, русские духовные песнопения и "Тихая ночь" Грубера. Ангельские детские голоса сливались в дивной гармонии с лучезарным тенором Михаила Губского. Все мы пережили счастливые мгновенья приобщения к великому чуду подлинной красоты.

Ученики Школы оперы на всю жизнь получают "прививку" от пошлости и дурновкусия. По свидетельству родителей, дома они постоянно напевают арии из опер, оперетт. Даже малыши. Есть среди них уникальный мальчик Павел Пастушенко. В свои восемь лет он знает много арий, обожает слушать оперы, особенно - "Пиковую даму", "Евгения Онегина". В семье есть разные записи этих опер, в том числе и диски с фильмами - операми. Павел просит вновь и вновь ставить эти записи. В театре, на концертах, не шелохнувшись, с пристальным вниманием воспринимает такие большие оперы, как "Князь Игорь", "Дон Карлос", (причем, в концертном исполнении), гала-концерты. Его знают и любят артисты, называя Павлом Сергеевичем. Он в хоровой школе уже четыре года, хотя в общеобразовательной - только во втором классе. Мечтает стать оперным артистом, а пока очень счастлив, что его определили в класс сольного пения Анжелы Губской, выпускницы Екатеринбургской консерватории, солистки нашей оперы.

Обучение в ДЭЦХШД накладывает большой отпечаток на дальнейшую судьбу учащихся, порой определяя выбор их жизненного пути. Девять выпускников школы продолжают профессиональное образование в ВУЗах Самары, Тольятти и Москвы, четверо - в средних специальных учебных заведениях. Даже те, кто в будущем не связывают свою жизнь с музыкой, искусством, кем бы они ни стали, любовь к музыке, театру сохранят на всю жизнь и передадут ее своим детям.

Главный показатель эффективности работы школы - взаимная любовь преподавателей и детей, любовь к занятиям, к школе. Приходя домой, ребята с восхищением рассказывают о малейших подробностях, происходящих на занятиях. Это говорит о том, что у них появился устойчивый интерес к музыке, она стала неотъемлемой частью их жизни и общение с ней приносит им большую радость.

Одна семья
Родителей учащихся Школы-оперы можно считать полноправными членами большой семьи - содружества школы, семьи и театра.

Родители разные и по разным причинам привели своих детей в эту школу. Кто-то, посвятив свою жизнь театру, музыке, хочет и ребенка приобщить к этому миру. Например, заслуженная артистка России Н. Ильвес, сын которой Антон после школы оперы учится в Высшем театральном училище им. Щепкина. И дети Губских - Владик и Людочка - с радостью участвуют в спектаклях и хорошо знают оперную биографию знаменитого папы. Но таких родителей меньшинство. Большинство же просто хотят уберечь ребят от влияния улицы, занять их "полезным делом". Кто-то услышал о школе от знакомых, соседей, кто­то увидел учащихся школы на сцене театра и загорелся желанием увидеть и своего ребенка среди участников спектакля. Есть и такие, которые привели своих детей из музыкальных школ, куда они ходили по принуждению. А теперь эта проблема отпала - дети сами рвутся в школу, даже когда болеют. Есть и проблемные семьи, для которых общение с музыкой, театром, - единственная отдушина, радость.

Родители активно участвуют в жизни школы: готовят детей к выступлениям, посещают с ними театры, концерты и даже иногда принимают активное участие в творческом процессе. Например, на отчетном концерте бабушка Павла, Александра Павловна Котянина, участвовала в спектакле в роли Хозяйки. В "Новогодних колядках" родители играли с детьми в игры. Среди них есть творческие личности. Одна мама сочинила замечательную композицию, в которой изобретательно, с чувством юмора повествуется о комичных ситуациях из жизни ребят. И все это в стихах! Дети с удовольствием изображали и родителей, и бабушек, и учителей. Это представление было приурочено к дню учителя как подарок любимым педагогам. В таких концертах участвуют и преподаватели. И всегда украшением их являются выступления Михаила Губского. Эти праздники - замечательная традиция школы, они очень интересны и всегда проходят в дружном кругу детей, родителей и преподавателей. Как отмечают родители, в этой школе происходит обогащение и развитие не только детей, но и их самих. Родители видят, как меняются их дети: "Ребята раскрепощаются, раскрываются как личности, становятся неординарными, выразительными, заряжаются энергией. Эти дети отличаются от своих сверстников жизнерадостностью, эмоциональностью, культурой поведения. У них даже меняется характер, они становятся более чуткими, заботливыми и внимательными к окружающим". Ребята очень дружны между собой, что и понятно, ведь они заняты общим, любимым делом. Совмещать общеобразовательную школу с хоровой очень сложно, но ведь успевают.

Юбилейный концерт
1 июня 2008 года школа торжественно отметила свое 15-летие. Какое яркое зрелище! Концертная программа была построена так, что вместе с новыми произведениями исполнялись и звучавшие ранее, на протяжении всей творческой деятельности школы. Это дало возможность участвовать в концертной программе выпускникам, которые внесли особую праздничность. Они не только пели в хоре, но и солировали наравне с оперными артистами, преподнеся любимой школе музыкальное поздравление - "Репетиция концерта" В. Моцарта. Роль солистки- дирижера исполнила Юркова Елена, студентка государственного университета. Ярко выступила всеобщая любимица, ныне студентка тольяттинского института искусств, Марина Коцько. Порадовала своим красивым сопрано и музыкальностью Анжела Губская. Как всегда с полной отдачей, будто это столичная сцена, пел Михаил Губский. Все хоровые коллективы исполнили разнообразную программу. Пели на подъеме, вдохновенно. Особенный восторг вызвали итальянские песни с солистом Губским. Это был настоящий праздник музыки!

Итак, 15 лет! Совсем юный возраст. Но как много успела школа дать детям, их родителям и будущему города.

В 2008 году школа Оперы стала лауреатом конкурса "Детская школа искусств - достояние Самарской области" в номинации: "Школа профессиональной карьеры".

Школа Губского - так называют это любимое, хотя и трудное, его детище. При одном упоминании о ней, добрая улыбка озаряет его лицо. Он гордится успехами своих учеников, особенно, тех, кто избрал нелегкую судьбу артиста. А таких становится все больше.

Остается пожелать этому прекрасному Союзу Театра, хоровой Школы, учащихся и их родителей дальнейшего процветания, новых творческих открытий и роста популярности в мировом масштабе!


 

 


Эрна Сэт
Юлия Парахина

Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000, Самарская Лука.