Логотип
   
Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки

  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(8462) 35-59-56
(8462) 59-69-14

АЛЕКСИЙ - МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

"На Руси нельзя опираться только на Закон.
Служа Ей, одной рукой надо держать
Право, другой же - Правду".
Алексий Митрополит

"Политическая крепость прочна только тогда,
когда держится на силе нравственной".
В.О. Ключевский

Изучая в школе историю великого князя московского Дмитрия Донского, мы ничего не узнали об его опекуне, который был фактически главой государства в малолетство князя Дмитрия Ивановича и много сделал для Руси, митрополите Киевском и всея Руси Алексии - Елевферии Федоровиче Бяконт. По­видимому, немалые заслуги имел черниговский боярин Федор Бяконт перед - сыном Александра Ярославовича Невского московским князем Данилой, сын которого Иван стал кумом боярина Федора и боярыни Марии, и крестным отцом их первенца, восприняв его от купели. "Крести же его, еще младенца суща, князь Иван Данилович, еще сый не в великом княжении",- говорится в летописи. Мальчик родился в Москве, куда Бяконты переселились из Чернигова. Назвали новокрещенного Елевферием. Боярин Бяконт считается родоначальником дворян Плещеевых, Игнатьевых, Жеребцовых.

Елевферий Федорович в возрасте 15-ти лет поступил в монастырь Святого Богоявления, приняв иночество под именем Алексия. Монах Богоявленского монастыря Геронтий, учившийся в Греции, не однажды приносил из монастырской библиотеки нужную книгу и, открыв ее, находил ответы на многочисленные вопросы ученика - Алексия, а тот, вглядываясь в книгу с непонятными письменами, заражался жаждой прочтения премудрых страниц, жаждой познания. Знания, к которым стремился боярский сын, находились в монастырях. Московский Богоявленский был его университетом. Здесь находились истоки русского просвещения. Многое из трудов монахов­просветителей погибнет в огне многочисленных московских пожаров. В обширной библиотеке ученые монахи писали и переводили на русский язык с греческого и латыни не только богословские сочинения, но и труды по истории, математике, архитектуре, географии, военной организации государств и народов. У монахов­греков и переводчиков Алексий учится языкам, читает и переводит труды европейских ученых самых разных отраслей знаний. Он знакомится с военным делом, узнает о товарообороте и торговых путях в Европу, Иран, Китай. Познавая древнее Римское Право и судопроизводство западных стран, он размышляет о "Русской Правде" князя Ярослава и русском "правеже", Церковном Уставе и отделении церковного суда от княжеского. Свои размышления излагает на бумаге, что дает право называть его писателем. Бесценным памятником митрополиту Алексию служат его литературные труды, сохранившиеся до наших дней. Собственноручно написанное, переведенное им с греческого языка Евангелие издано в 100 экземплярах фотокопий в 1892 году, а "Окружное послание к пастве" и "Послание к христианам Новгородской области" издавались в 1849 и в 1861 годах. В 1779 году митрополитом Платоном была найдена писанная на пергаменте рукой Святого Алексия его Духовная.

Изучая архитектуру и описание Афинского Акрополя, он в качестве подмастерья каменщика проходит практику на строительстве первой московской каменной церкви - Собора во имя Успения Богородицы, который 4 августа 1326 года заложил митрополит всея Руси Петр - бессребреник, аскет, иконописец - 20 декабря того же года почивший и погребенный в недостроенном еще храме. В 1339 году Петра причислили к лику русских Святых.

Успехам сына радуются родители: боярин Федор и боярыня Мария, а сам он помогает образованию младших братьев Феофана и Александра Плещея. Он же наставник и попечитель сестер Евпраксии и Иулианы, которыми в 1358 году будет основан в Москве на Остоженке женский Алексеевский монастырь. Позже митрополитом Алексием будет введен новый Устав о женских монастырях, освобождавший их от подчинения мужским монастырям. Этот Устав будет окончательно утвержден Стоглавым Собором в 1551 году.

Долгие годы вел он аскетическую жизнь усердного монаха, проходящего ремесловую и книжную науку, и стал одним из образованнейших людей России того времени. В монастыре Алексий познакомился с иноком Стефаном, позже духовным отцом великого князя Семена Ивановича. "Они со Стефаном монашеской жизнью вместе жили и в церкви на клиросе оба, рядом стоя, пели". От Стефана Алексий впервые услышал о его младшем брате - блаженном пустыннике Варфоломее, будущем Святом Чудотворце Сергии Радонежском.

Будучи рядовым монахом, Алексий внимательно следил за деятельностью митрополита Петра, видя в первосвятителе великодушного наставника и славный пример бескорыстного служения Православной Руси. Получив в 1308 году ярлык о привилегиях русской Церкви от хана Тохты, а затем хана Узбека, митрополит Петр проводил энергичную политику по усилению Московского княжества за счет выгодных, вассально­союзнических отношений с Золотой Ордой. Решающую роль в этом объединении сыграла русская православная Церковь и ее митрополия, власть которой распространялась не только на Московское княжество, но на все русские земли, включая Великий Новгород и большую часть Литовско­Русского государства. Наибольший вклад в дело объединения русских княжеств вокруг Москвы, положили митрополит Петр и митрополит Феогност, перенесшие свою резиденцию из Владимира в Москву, превратив ее в церковную столицу Руси.

Говоря об объединительной деятельности Церкви, нельзя не упомянуть о ее исключительной материальной независимости, сложившейся со времен основания в 1261 году русского епископата в Сарае. Это стало возможным благодаря усилиям Александра Невского и митрополита Кирилла при правлении хана Золотой Орды Берке. Его преемник хан Менгу-Тимур (1266 - 1280), следуя духу Великой Ясы Чингисхана, пошел значительно дальше, издав особый ярлык, своего рода "хартию неприкосновенности" для русской Церкви. Этим ярлыком утверждались привилегии православного духовенства как социальной группы, в которую входили церковные деятели и члены их семей, монахи и все, работающие на монастырских землях и предприятиях. Они были освобождены от налогов и от военной службы. Монгольским чиновникам под страхом смерти запрещалось отбирать церковные земли и иное имущество, требовать исполнения каких­либо работ. Смертная казнь грозила клеветникам на православную Церковь и ее хулителям. В ответ от Церкви требовались публичные, искренние и ревностные молитвы за Менгу-Тимура, его семью и наследников. "А если кто­то из священников будет молиться с затаенной мыслью, тот совершит грех", - говорится в ярлыке.

Несмотря на политические разногласия великих и удельных князей, русское единение набирало силу. Оно осуществлялось за счет общенародного почитания Церкви, к которой почтительно относился и хан Золотой Орды. В единстве русской митрополии и Московских князей зарождалась Великая Россия со столицей в Москве.

Благодаря тонкой дипломатии русской Церкви, установился союз православной Руси с мусульманской Золотой Ордой. Жизнь на Руси становилась более благополучной, особенно в Московском княжестве. Увеличивалось население, а принятые меры против разбоя на больших дорогах благоприятствовали торговле. "Наступила тишина великая по всей Русской земле: ни татар, ни татей" - сообщает летописец. "Тишина" эта просуществовала вплоть до захвата власти в Орде темником Мамаем.

По одной из исторических версий мусульманским ханом Узбеком православному Великому князю московскому Ивану Калите в 1339 году как символ союза Москвы и Орды, подарена шапка­тюбетейка сделанная из искусно спаянных золотых проволочек, после обработки московскими ювелирами она превратилась в символ русской государственности, в драгоценную реликвию России.

"Через двадцать лет монастырского искуса и книжной подготовки" Алексий был взят митрополитом Феогностом "к себе на святительский двор".

Доволен крестником великий князь Иван I Калита. Он советует митрополиту определить ученого инока к должности, и Феогност поручает Алексию заведовать судебными делами Церкви, исполняя должность владычного наместника. "Пресвященный Феогност взя к себе во двор старца Алексия и учини его у себя наместником иже спомогати ему и разсужати церковныа люди въправду по священным правилом", - сообщает летописец в "Повести об Алексии митрополите всея Руси".

Алексий производит судебные разбирательства, ведет прием жалобщиков, часто выезжает из Москвы для расследования спорных дел в соседние княжества, Киев, Новгород, Литву. В своих заключениях, подаваемых митрополиту на утверждение, он руководствуется сборником законов епископского суда "Митрополичье правосудие", церковным Уставом, здравым смыслом, совестью и интересами Московского княжества. Растет авторитет владычного наместника среди духовенства, князей и простолюдинов. Алексий приобретает известность выдающегося деятеля православной церкви не только на Руси, но и в Царьграде. Митрополит Феогност, по достоинству оценив ум, энергию, твердость характера высокообразованного великокняжеского крестника, восстанавливает кафедру епископа Владимирского и посвящает Алексия в сан владыки, готовя его, себе в преемники. Посвящение произошло 6 декабря 1352 года.

Недолго пробыл во Владимире новый владыка. Словно предчувствуя беду, великий князь Семен Иванович Гордый и митрополит Феогност посылают посольство в Константинополь к патриарху Филофею с просьбой объявить преемником митрополита всея Руси Феогноста епископа Владимирского Алексия. И своей духовной грамотой князь Семен назначает Алексия советником своих братьев Ивана и Андрея. Эпидемия чумы 1353 года, унесшая множество жизней, нанесла церковному благополучию Руси, казалось, невосполнимый урон. Весной жертвами страшной "моровой язвы" стали митрополит всея Руси Феогност и великий князь Московский Семен Иванович.

А летом 1353 года вернулось из Константинополя посольство со словами: "Повелене бысть Алексию, владыке Володимирьскому, ити в Царьград к патриарху ставитися от него на митрополию".

Настольной грамотой Патриарха Филофея от 30 июня 1354 года Алексий возведен в сан митрополита Киевского и всея Руси. Все русские епископы, кроме Новгородского владыки Моисея, прислали патриарху грамоты с признанием Алексия митрополитом.

В то же время по настоянию Великого Князя Литовского Ольгерда из Русской митрополии была выделена и отдана Роману - сыну тверского боярина, митрополия Литовско­Русского государства, куда входили епископства Малой Руси, а также Туровское, Полоцкое и Литовское. Службы и проповеди в церквах новой митрополии проводились на русском языке, который являлся государственным языком великого княжества Литовского. Да иначе и быть не могло в государстве, где подавляющее большинство населения было русским, а относившиеся к Литве Киевские, Черниговские, Переяславские земли превосходили по территории саму Литву. О разделе митрополии летописец с недоумением сообщает: "Того же лета мятеж в святительстве сотворился, чего не бывало прежде сего в Руси: в Царьграде от патриарха поставлени быша два митрополита на всю Русскую землю Алексий да Роман, и бысть межи их нелюбие велие". Произошло фактическое разделение русской Церкви, которое Алексий не признал. И в следующем, 1355 году он ездил в Константинополь для защиты прав и границ русской митрополии, воссоединить которую ему удалось лишь после смерти Романа в 1361 году. На обратном пути в Москву корабль с митрополитом и его спутниками на борту в Черном море настигла жестокая буря. Вознеся молитву Господу, Алексий дал обет построить церковь в память избавления от гибели.

Во исполнение обета на реке Яузе была построена церковь в честь Нерукотворного Образа Христова, положившая начало знаменитому Андроникову монастырю. Кроме Андроникова по благословению Алексия были построены и восстановлены монастыри: женский Алексеевский в Москве; Владычный в Серпухове, Благовещенский в Нижнем Новгороде, Константино-Еленский во Владимире, Чуда Михаила Архангела в Московском Кремле. Но это было позже, а пока…

Положение главы московского правительства митрополита Алексия было очень нелегким. Казалось, только чудо может восстановить хозяйство опустошенной чумой Москвы и объединить вокруг нее русские княжества. Более всего Алексия заботила непререкаемость власти митрополита всея Руси и его епископов в русских княжествах, сохранение авторитета митрополии у ханов Золотой Орды. Вернувшись из Константинополя, он начинает с кадровых назначений, поставив доверенных епископов: Игнатия в Ростов, Василия в Рязань, Феофилакта в Смоленск, Иоанна в Сарай. За время своего первосвятительства Алексий поставил 21-ого епископа в русских княжествах и городах тяготевших к Литве: Тверь, Смоленск, Брянск, Чернигов, Новгород.

В 1357 году произошло событие, имеющее важные последствия для Руси. Тогда Алексий был приглашен в Сарай к ослепшей вдове хана Узбека царице Тайдуле для ее излечения. Авторитет чудотворца как целителя был уже достаточно высок.

Неизвестно к какому ордынскому княжескому роду принадлежала Тайдула по своему рождению, как и время, когда она стала женой ордынского хана Узбека (1313-1341). Русские летописи отметили, что в 1323 г. смерть жены Узбека -Баялун, открыла перед Тайдулой возможность стать старшей и любимой женой Узбека. О великой хатун Тайдуле - любимой жене Узбека арабский историк и путешественник Ибн-Батута, посетивший Сарай в 1333 году, сообщает пикантную, но, вероятно, немаловажную для ее "карьеры" подробность: "У Тайдулы было особое телосложение. Каждую ночь Узбек снова и снова обнаруживал ее девственницей и поэтому предпочитал ее всем остальным своим женам". В действительности влияние Тайдулы на своего супруга, придворное окружение и даже внутреннюю и внешнюю политику страны в целом объяснялось незаурядностью ее личности и постоянной поддержкой со стороны коалиции родовых князей. Зимой 1351 года она уже в ранге "главной матери" Джанибека. Тайдула занимала особое положение в Золотой Орде до самой смерти, которая настигла ее, как и многих татар царской крови во время "великой замятни". Хатун Тайдула была убита по приказу хана Кидаря в 1361 году.

Прибыв в Сарай, Алексий вернул зрение Тайдуле и приобрел имевшее огромное значение для митрополии и Москвы - ее покровительство. Эта поездка совпала с весьма опасными для чудотворца событиями, происшедшими в Орде. Больной хан Джанибек был убит своим сыном Бердибеком, занявшим золотоордынский трон. Алексий и его спутники не пострадали. С облегчением записал летописец: "Умре царь Шанибек, седе на царство его сын Бердибек с пристателем своим Тувлубием и уби 12 братии своеи. Того же году бысть во Орде Алексий митрополит и много истому подья от татар; и милостию божиею пречистые Богородицы прииде здрав на Русь". "Свирепый Бердибек", желая утвердиться на троне и упрочить отношения с русской митрополией, исполняет просьбу митрополита: в ноябре 1357 года выдает Алексию грамоту, подтверждающую ярлыки Менгу-Тимура и Узбека о привилегиях Русской Православной Церкви, что не только повышало ее благосостояние, но и укрепляло экономику Руси в целом. Льготы стимулировали развитие церковного хозяйства, особенно монастырей как хозяйственных единиц с расширением сельхозугодий, строительством при монастырях мельниц, образованием кузнечных, деревообрабатывающих, кожевенных мастерских и иных ремесленных заведений, а также библиотек и школ со штатом переводчиков, переписчиков книг, летописцев. Вот что пишет по этому поводу писатель и историк И.Е. Забелин: "Известно, что все церковные люди, состоявшие в ведомстве митрополии, были освобождены от всяких даней и пошлин, а к церковным людям принадлежали и ремесленники, писцы, каменные создатели, древоделы и иные мастера, каковы не буди, как упоминалось в царских ярлыках-грамотах".

Кроме того, богатство Церкви в ХIII-ХIV веках приумножалось за счет доходов от пошлин с внешней торговли и налогов за право проезда по большим дорогам Московского княжества. Эта привилегия-"костки" за право взимания дорожных сборов была предоставлена церквам св. Богородицы и св. Михаила великим князем Иваном Ивановичем. Но никакие льготы не могли сами по себе поднять благосостояние Церкви и мощь Московского княжества. Это было немыслимо без восстановления численности населения опустошенной чумой Руси. Забегая вперед, отметим, что для восстановления и приумножения экономического и военного могущества Руси митрополиту Алексию хватило четверти века его государственной деятельности. И это в условиях постоянной борьбы с Тверью и Великим Князем Литовским Ольгердом! Но при союзе митрополии с Ордой.

Князю Дмитрию Ивановичу исполнилось лишь 9 лет от роду, когда в 1359 году умер его отец - великий князь Владимирский и Московский Иван Иванович Красный. Престол великого князя Владимирского освободился. В это время митрополит Алексий находился в Киеве, куда прибыл осенью 1358 г. для восстановления разоренных церквей, но был арестован не без хлопот Романа и содержался под стражей. Поэтому он не мог добиться ханского ярлыка на великое княжение Владимирское для малолетнего московского князя. Ярлык был пожалован будущему тестю Дмитрия Ивановича суздальскому князю Дмитрию Константиновичу, которого на великое княжение Владимирское в кафедральном Владимирском соборе венчал сам митрополит Алексий, убежавший из киевского плена.

Не смирившись с потерей князем Московским Дмитрием Владимирского престола, он уже в 1362 году добился его возвращения.

Неустанными трудами митрополита растет и крепнет на Руси власть великого князя Московского и Владимирского Дмитрия Ивановича, а противодействие великих и удельных князей пресекается решительными действиями Алексия, доходившими иногда до закрытия церквей, что, согласно его воле, сделал в Нижнем Новгороде преподобный Сергий Радонежский.

Не останавливается митрополит и перед лишением владычных кафедр архиепископов, несогласных с его политикой и тяготеющих к Литве. Так строго он поступил в 1365 году с ранее им назначенным владыкой тверским Василием за поддержку великого князя Михаила Александровича, отлученного от церкви. Отлучен от церкви и Смоленский князь Святослав. Столь решительные меры были вызваны многолетними противодействиями тверского и смоленского князей политике Алексия, направленной на объединение русских княжеств вокруг Москвы. Войска этих князей входили в состав армии Литовского князя Ольгерда, безуспешно осаждавшей Москву в 1368 году, и нанесшей тяжелейшие разрушения городам и селам княжества. Масштабы этих разрушений были столь велики, что автор Троицкой летописи с горечью сообщает: "такого зла и от татар не бывало".

Правитель Литовско­Русского государства - Ольгерд!… В нем видит митрополит Алексий главного соперника великому князю Дмитрию за контроль над русскими княжествами и Великим Новгородом. Однако - это не мешает ему после смерти митрополита Романа посетить Литву и заручиться согласием великого князя Литовского на назначение епископа Брянского. Летом 1363 года в Твери Алексий крестит дочь язычника Ольгерда, привезенную из Литвы ее бабкой Анастасией - вдовой тверского князя Александра Михайловича. Эти события происходят в пятилетний период замирения с беспокойным литовцем. Вот как достойно, назидательно для потомков характеризует этого жесткого противника Москвы и талантливого, необычного человека русская летопись: "Сей же Олгерд прмудре бе зело, и многими языкы глаголаше, и превзыде властию и саном паче всех, и воздержание имяше велие, от всех плищей суетных отвращашеся, потехи и играния и прочих таковых не внимаше, но прилежаше о дръжаве своей всегда день и нощь, и пианства отвращашеся, и вина, и меда, и пива и всякого питиа пианьственнаго не пиаше; отнюдь бо ненавидяше пианства, и велико воздержание имяше во всем: и от сего велик разум и смысл приобрете, и крепку думу стяжа, и таковым коварьством многы страны и земли повоева, и грады, и княжениа поимел эа себя, и удержа власть велию, и умножася княжение его паче всех, ниже отец его, ниже дед его таков бысть".

Неудача Ольгерда при осаде Москвы объясняется не только общим усилением Московского княжества под управлением в. кн. Дмитрия и митрополита Алексея, но с постройкой в 1367 году каменного Кремля значительно увеличилась крепостная надежность Москвы, ее неприступность для врага. На строительство даже деревянной крепости требовалось разрешение золотоордынского хана. Так на восстановление сгоревших в пожаре 1331 года стен Кремля великий князь Иван I испрашивал позволения хана Узбека. После пожара 1365 года новые стены Кремля с благословения митрополита Алексия строились очень спешно с отступлением от обгоревших дубовых на 30 и более сажен из камня заготовленного в Мячниковских каменоломнях. На это строительство разрешения татарских ханов не спрашивали. Построенная за год каменная твердыня Москвы очень помогла московскому княжеству устоять против Ольгерда и вынудить его запросить мира.

Алексий давно знал о существовании каменных крепостей и городов Европы. Он слушал о них рассказы своего наставника Геронтия, монахов Богоявленского монастыря, бывавших в Греции, Венгрии, Италии. От купцов-путешественников - о кирпично-каменном Самарканде, Багдаде, Дербенте. А Царьград и прекрасный Софийский собор его поразили своим величием, достойным императора Византийского. Возвратившись, из Константинополя он увидел Москву, опустошенную страшным пожаром 1354 года, когда "погорел Кремник весь, церквей сгорело тринадцать". И это был не первый и не последний пожар в бытность Алексия. "Горела Москва и от воли Божией и от воли обиженных ею людей, и по правде и по неправде", - сообщает летописец. Глядя на обугленные стены Кремля, Алексий подавлял в себе чувство горечи, греховной зависти к Царьграду с его каменным великолепием. Ему - монаху неприличен бунтарский дух и он подавляет в себе протест против русского убожества, отсталости, невежества. Под сводами Успенского собора - начала каменной Москвы, благодарит Господа и просит наставить его на путь истинный, избавить от сомнений при исполнении духовной и светской власти.
Ольгерд умело пользовался разногласиями русских князей, но Москву взять не сумел. И в 1370 году предложил Дмитрию Ивановичу заключить вечный мир, закрепив его браком между литовской княжной Еленой Ольгердовной и двоюродным братом московского князя - Владимиром Андреевичем - талантливым полководцем, будущим героем Куликовской битвы. Мир был заключен в 1371 году и оформлен "Перемирной грамотой послов в. кн. Литовского Ольгерда Гедиминовича с в. кн. Дмитрием Ивановичем". В конце текста, на лицевой стороне грамоты привешены две желто­восковые печати: одна литовская, другая митрополита Алексия. После этого события и победы москвичей над Рязанью в 1372 году, большинство князей северо-восточной Руси признали себя "подручниками" князя Московского и Владимирского Дмитрия Ивановича. В 1374 году в Переяславле состоялся объединительный съезд представителей княжеств Великого Княжения Владимирского и Московского и Великого Новгорода, чего так долго добивался Алексий. Татарский представитель на съезд приглашен не был.

Тверской князь Михаил, попытавшийся выступить против Москвы, встретил всеобщее осуждение. Летом 1375 года объединенная русская армия, включая новгородцев, под командованием Дмитрия Ивановича подошла к Твери. Князь Михаил капитулировал, признав себя "младшим братом" князя московского. Об этом подписано "Докончание в.кн. Дмитрия Ивановича с в. кн. Тверским Михаилом Александровичем". Грамота начиналась со слов: "По благословлению отца нашего Алексия, митрополита всея Руси…". Алексием была введена практика приложения печати митрополита к важнейшим государственным документам. Это подчеркивало превосходство власти церковной над властью княжеской, что соответствовало действительности вплоть до возмужания великого князя Дмитрия Ивановича, принявшего русское единение из рук престарелого, слабеющего митрополита, но не оценившего в полной мере заслуг своего опекуна и Первого Министра.

Алексий пережил многих московских князей - ревнителей о благе Отечества. За годы их правления ярлык на Великое Княжение Владимирское не единожды уходил из Москвы. Спор за него сопровождался самыми бесчестными деяниями, не согласными с учением Христовым. Подкуп, доносы, заложничество, убийство - все пускалось в ход князьями, связанными кровным родством. Зная об этом, Алексий находит успокоение, облегчение от тяжести государственных дел в Успенском соборе в молитвах у национальной святыни - гроба Святого Петра, отвергавшего при жизни властолюбие и алчность, выступавшего с простыми, доходчивыми проповедями. Этот первопрестольный храм, представлявший собой небольшую одноглавую церковь, стал главным храмом Московского государства. В нем, а впоследствии в его преемнике - современном Успенском соборе построенном в 1479 году Аристотелем Фиораванти, нашли вечное с успокоение 19 митрополитов и патриархов Русской Православной Церкви. За иконостасом, в приделе Петра и Павла покоятся современники Алексия и его учителя - Святой Петр и митрополит Феогност.

К 1375 году закончил великий князь Дмитрий Иванович формирование и перевооружение полков. Рядом с Дмитрием постоянно находится престарелый митрополит, благословляющий его советник и наставник в делах мирского властвования. Но все чаще, и чаще его советы раздражают князя, который со свойственным молодости самомнением выходит из-под опеки митрополита.
Главной причиной охлаждения отношений возмужавшего ученика и дряхлеющего учителя явилось возникновение противоречий светской власти и Церкви во внешнеполитическом курсе по отношению к Орде.

После знаменательного тверского похода 1375 года среди русских князей во главе с Дмитрием Ивановичем возобладали настроения активного неподчинения Орде с перспективой перехода от обширной автономии в составе Улуса Джучи к полной самостоятельности Русского государства. Эти настроения поддерживали и некоторые церковные иерархи. Но Митрополит Алексий оставался непреклонным сторонником мирного союза с Ордой; опираясь на заветы Александра Невского, популярность которого была исключительно высокой, и на авторитет покойного митрополита Петра, считал преждевременным отделение от Орды с неизбежной разрушительной, бедственной войной. Ханы всегда стремились поддерживать дружеские отношения с митрополией, не замечая, как церковно-государственная политика ее превращается в общерусскую национальную идею.

Но у князей были свои нарекания к Церкви. Некоторые объясняли поддержку митрополией союза с Ордой как плату за ханские ярлыки о налоговых льготах, упрекали церковные власти в корыстолюбии, накопительстве богатств. Богатство русской Церкви являлось раздражителем во взаимоотношениях светской и духовной власти. Борьба за это имущество велась все годы золотоордынского владычества и вызывалась государственной нуждой, возникающей в русских княжествах. Нельзя не принимать во внимание и морального ущерба, наносимого русским князьям, достоинство которых унижалось не столько от необходимости платить вполне терпимый "выход" царю, как от сознания собственного взяткодательства и зависимости от бесчестных мздоимцев. Без взяток у коррумпированных ордынских чиновников ничего не решалось.

Алексий был выдающимся русским дипломатом. И тяжела была его ноша, его крест, который он достойно пронес до конца, правдами и неправдами добившись старшинства, главенства великого князя Дмитрия Ивановича и объединения вокруг Москвы русских земель.

Перед своей кончиной митрополит Алексий завещал положить свое тело в Чудовом монастыре в Кремле и указал место погребения за алтарем храма, из смирения не желая быть похороненным в храме. Однако Дмитрий Донской, несмотря на разногласие последних лет, глубоко почитавший митрополита Алексия, велел положить его тело в церкви близ алтаря. Митрополит Алексий скончался 12 февраля 1378 года. "В лето 6886-го февраля 12 день преставился Алексий митрополит, в митрополитех бысть 24 лета, и всех лет живота его 85 лет, и положен в церкви Чуда Михаила Архангела в пределе Благовещения Богородицы", сообщает Архангелогородский летописец.

"Митрополита Алексия стали забывать еще при жизни". К такому мнению приходят некоторые историки. Началось единоличное правление великого князя Московского и Владимирского Дмитрия, чего много лет добивался его регент Алексий. Но смена верховных правителей всегда переносится болезненно, тем более, что ослабевший митрополит постепенно утрачивает былую непререкаемость своих решений и в делах Церкви. Он безуспешно пытается оставить своим преемником преподобного Сергия Радонежского, зная, о претензиях на это архиепископа суздальского Дионисия и Митяя - духовника и фаворита Дмитрия Ивановича. А в Киеве появляется митрополит Киприан, что стало тяжелым ударом по авторитету и самолюбию престарелого первосвятителя. Наступил период забвения великого, но уже не могучего государственного деятеля.

Такое забвение, вероятно, было одной из причин опоздания с созданием "по горячим следам" биографии Алексия. Но уже сын Дмитрия Донского великий князь Василий, который в 1386 году убежал из Тохтамышева плена с верным другом, племянником митрополита Алексия Данилой Феофановичем восстанавливает почитание святителя. Имя Алексия рядом с именами Святого Петра и Сергия Радонежского звучит в молитвах, обращенных к Богоматери за защитой от нашествия Тамерлана в 1405 году. Об этом сообщает Патриаршая летопись в главе об иконе Владимирской Богоматери.

Не единожды Святой Алексий упоминается в летописях как заступник Москвы от вражеских нашествий. Имя его значится вторым после имени Святого Петра в списке московских святителей и всея Руси чудотворцев, а память празднуется в один день с памятью Петра, Ионы, Филиппа и Гермогена 5/18 октября.

Говоря о великом нашем предке, Святом Алексие, нельзя особо не упомянуть о Чудовом монастыре, им основанном. Монастырь возник на месте бывшего ордынского посольского подворья и конюшенного двора, подаренного Алексию хатун Тайдулой. Он строился не один год. Начало общежительскому монастырю положила деревянная церковь. Но она сгорела во Всесвятском пожаре 1365 года, и на ее месте была построена шестая в Москве каменная церковь во имя Чуда Михаила Архангела. Чудов монастырь являлся одним из наиболее почитаемых святых мест России. С ним связаны не только чудесные исцеления у гроба Святого Алексия. "Особое учительское" значение монастырь приобрел с момента основания как очага просвещения. Он становится местом жительства православных ученых монахов, прибывающих в Россию, одним из которых будет знаменитый Максим Грек. В монастыре была основана "ученая Греко-Латинская" школа, положившая начало "Славяно-греко­латинской академии", где впоследствии учился М.В. Ломоносов. Об этой школе голландец Кленк писал в 1675 году: "Чудов монастырь скорее можно назвать дворянским учебным заведением, чем монастырем". В его кельях создавались хранилища

человеческой памяти - истории России.
"Еще одно, последнее сказанье
И летопись окончена моя…
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу…"

В Чудовом монастыре вынашивал свой дерзкий план девятнадцатилетний инок Гришка Отрепьев, и принял постриг несчастный царь Василий Иванович Шуйский. Здесь со времени Ивана Грозного вошло в обычай крестить царских детей у мощей Святого Алексия.

Постройки Чудова часто страдали от пожаров и подвергались перестройке, а то и полной разборке. При строительстве новой церкви Чуда Архангела Михаила на месте разрушенной 20 мая 1439 года были впервые обретены мощи Святого Алексия. Землекопы, копавшие рвы под фундамент " обрели в земле чудесныя мощи святителя целы и нетленны и ризы его неврежены, яко вчера облечены". Мощи Чудотворца, признанные святыми в 1519 году, в течение веков не единожды перекладывались в обновляемые серебряные раки и переносились. В Алексеевскую церковь, построенную по чертежам царя Федора Алексеевича в 1686 году, святые мощи на руках несли царевичи Иван и Петр в сопровождении царевны Софьи. Одному из юных царей выпала великая, чудоподобная судьба. Не потому ли, что во время его крещения у мощей святителя царица-мать Наталья Кирилловна положила царственного младенца Петра в раку к Чудотворцу? Кроме Петра рака святителя принимала будущего императора Николая I. Позже Николай возложит золотую медаль в честь побед в Персидской войне на раку Чудотворца. Нетленные мощи его оставались нетронутыми самыми сильными пожарами, не щадившими никого и ничего. В великий пожар 1547 года монастырь выгорел весь. "Были сохранены Божиим милосердием одне мощи святителя Алексия. Старцев погорело по погребам и полатам 18, слуг 50 чел., запас монастырский весь сгорел," - сообщает летописец.

Но не только от бича Москвы - пожаров страдал Чудов монастырь. Он знал нашествие Тохтамыша 1382 года, когда была "обитель сия опустошена огнем и мечём", убит архимандрит Иаков и несколько монахов.

Здесь хозяйничали надменные поляки с самозванцем Григорием Отрепьевым.
Побывал в Чудовом монастыре и император французский Наполеон Бонапарт, разместивший здесь свой штаб. А в алтаре Алексеевской церкви была устроена спальня маршала Даву. Но мощи Святого Алексия сохранились, хотя и были "низринуты из раки и 10 ноября найдены в углу церкви".
И горькое сожаление, и вину испытывает всякий православный человек при воспоминании о печальном конце драгоценной православной святыни, разрушенной в 1929 году. Но и в этот раз святые мощи Алексия сохранились. Они были перенесены в Архангельский собор, а с 1947 года почивают в Московском кафедральном Богоявленском (Елоховском) соборе.

Житие митрополита Алексия написано Питиримом, епископом Пермским в 1445 году и отредактировано Пахомием Логофетом. Оно внесено в Макарьевские Четьи-Минеи.

Сохранились личные вещи Чудотворца, среди которых посох, перстень с личной ханской печатью - подарок хана и знаменитый саккос, подаренный Тайдулой, видевшей Алексия во сне в этом парадном облачении и приказавшей изготовить его к приезду святителя в Орду в 1357 году. Саккос и перстень хранятся в Оружейной палате. Орнаментальное шитье саккоса выполнено преимущественно по русским мотивам. На нижней полосе облачения изображены золотые лебеди, плавающие в озере.

Особое место среди творений рук человеческих, напоминающих о Святом Алексии, занимает икона "Алексий митрополит с житием", написанная Дионисием на ранней редакции жития Алексия (около 1486 года). Вот как начинается описание иконы в каталоге древнерусской живописи: "На среднике фигура в рост, в фас, в красновато-коричневом саккосе, украшенном золотыми крестами в зеленых кругах, обведенных голубовато-серой каймой. На голове белый куколь. Руки распростерты, правая - благословляющая, в левой - евангелие. Средник обрамлен двадцатью клеймами жития".

В каталоге даются пояснения ко всем клеймам, отображающим основные моменты жития Алексия: от рождения младенца Елевферия, до кончины митрополита всея Руси. На клейме 15 изображены стоящие у гробницы святителя великий князь Дмитрий Иванович и его двоюродный брат Владимир Андреевич Серпуховской. Здесь же отпевающий епископ.

Из двадцати клейм пять относятся к посещению Орды Алексием и его взаимоотношениям с ханским семейством. На клейме 10 рисуется ЧЕСТЬ, которой хан удостоил чудотворца: хан встречает Алексия и, сняв шапку, преклоняет перед ним колени. Это подчеркивает огромное значение для Руси дружественных отношений, установленных Церковью с Ордой и всячески поощряемых Святым Алексием.

Н.Н. Петровский


"Автор не профессиональный историк, а краевед, который попытался по своему интерпретировать прочитанное о митрополите Алексии. Публикуемый материал не претендует на научность. Кое - где автор допускает вольности, но они простительны. Это восприятие фрагмента русской истории применительно к истории нашего края" - доктор исторических наук, профессор Э.Л. Дубман

Используемая литература

1. Алабин П.В. Двадцатипятилетие Самары как губернского города.

2. Антонова А.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи.

3. Валишавский К. Иван Грозный.

4. Вернадский Г.В. Монголы и Русь.

5. Гончарова А.А., Хамцов A.И. Древние соборы Кремля.

6. Горский А.А. Москва и Орда.

7. Греков И.Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды.

8. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь.

9. Егоров В.А. Развитие центробежных устремлений в Золотой Орде.

10. Епифаний. Житие Сергия Радонежского.

11. Забелин И.Е. История города Москвы.

12. Каргалов В.В. Конец Ордынского ига.

13. Ключевский В.О. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства.

14. Костомаров Н.И. Русская история.

15. Лощиц Ю. М. Дмитрий Донской

16. Муравьев А.Н. Путешествие по святым местам русским.

17. Пресняков А.Е. Образование Великорусского государства.

18. Приселков М.Д. Ханские ярлыки русским митрополитам.

19. Полубеяринова М.Д. Русские люди в Золотой Орде.

20. Прозоров И.А. История старообрядчества.

21. Рыбаков Б.А. Саккос митрополита Алексея.

22. Скрынников Р.Г. Митрополит Алексий и Сергий Радонежский.

23. Таисия монахиня. Русские святые.

24. Федотов Г.П. Святые древней Руси.

25. Черепнин А.В.Образование Русского централизованного гасударства 13 - 14 в.в.

26. Шишев А. Русские князья.

27. Щанев Я.Н. Княжеские уставы и церковь в древней Руси.

28. Духовные и договорные грамоты Великих и удельных князей 14 - 16 в.в.

29. Православная энциклопедия.

30. Полный православный богословский энциклопедический словарь.

31. Полное собрание исторических сведений о монастырях и примечательных церквах России.

32. Полное собрание Русских летописей, т.т. 9-12, 37,Троицкая летопись.

33. Русский биографический словарь. т.2.

34. Церковь, общество и государство в федеральной России. Сборник АН СССР.

35. Энциклопедический словарь русской цивилизации..

36. Энциклопедия отечественной истории с древнейших времен до 1917 года

Н.Н. Петровский"Умер молча как от пули…" Эти слова точно относятся к Николаю Николаевичу Петровскому, с которым 17 августа 2006 года мы смеялись, разговаривая по телефону, обсуждая планы на будущее, а на следующий день его не стало. "Пулей" убившей его была окружающая жизнь. Не мог он смириться с уничтожением особого самарского духа на улицах города, не мог смириться с творящимся в обществе беспределом, не мог смириться с уничтожением культуры. Строитель по профессии, много лет проработавший начальником большого строительства на Колыме, не заработал ни большой квартиры, ни машины. У него были другие интересы. Его университетами были библиотеки, музеи, выставки. С возрастом не ослабевала жажда познания, казалось увеличивался его интерес ко всему в окружающем мире. Постоянно публиковался в нашем журнале, желая донести до широких читателей, то, что узнавал сам. Светлая ему память.
Галина Маевская

 



Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000, Самарская Лука.