Логотип
Подписной индекс:
83218
Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки

  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(846) 335-59-56
(846) 959-69-14


Павел Петрович Мочалов

П.П. МочаловК 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

В министерстве на должность руководителя строительства в Куйбышеве завода-гиганта для развития авиационной и ракетно-космической техники, обсуждалась единственная кандидатура – Павла Петровича Мочалова. Его уже знали как умелого организатора, возглавлявшего с 1947 года, построенный в годы войны металлургический завод в Каменске-Уральском.

Павел Петрович родился 7 июля 1909 года в Киеве. В 1928 году окончил Саратовский индустриальный техникум, и был направлен в Вольск на завод «Пионер». Летом 1931 года ему предложена должность инженера технического отдела на строящийся в Сетуни металлургический завод по выпуску полуфабрикатов из алюминиевых сплавов. В 1932 году без отрыва от производства получил диплом инженера-механика в Московском механическом институте.

В 1951 году Павел Мочалов возглавил в Куйбышеве трест "Металлургстрой", строительство завода началось на бескрайних картофельных полях на окраине города.

В конце 50-х годов завод приступает к освоению профилей для ракетно-космической техники. Еще не закончено полностью строительство завода, а Мочалов принимает на себя должность директора Куйбыщевского металлургического завода.

За годы войны в Куйбышеве появилось много промышленных предприятий, на которых требовались квалифицированные рабочие и инженерно-технические работники, а многие эвакуированные сюда во время войны уезжали после ее окончания. Так что основной состав кадров для нового завода составляли недавние фронтовики и молодежь из ближайших сел. Конечно же, они не имели ни малейших навыков работы в металлургическом производстве, и начинать им приходилось с азов.

Основная задача, стоящая перед Павлом Петровичем в эти годы - в сжатые сроки создать дееспособный коллектив и быстро освоить и ввести в работу производственные мощности завода. Не менее важным было создать для сотрудников завода и их семей благоприятные условия жизни. Предстояло одолеть непочатый край работы: строить нормальное жилье, детские сады и ясли, школы общеобразовательные и музыкальную, библиотеки; заводской дом культуры, стадион, ателье, клуб, построить и оснастить, как следует медсанчасть, профилакторий – очень длинный перечень выстраивался. И не было в нем второстепенных позиций – все требовалось в равной мере и это усложняло задачу.

В работе любого промышленного предприятия не бывает и не может быть периодов, когда полностью снимается напряженность, уходят прочь неожиданности, сбои, неполадки всех родов и жизнь превращается в сплошной праздник. Павел Петрович приходил на завод к восьми утра и возвращался домой к полуночи, стараясь своим примером заразить подчиненных, увлечь, добиться того, чтобы работа на заводе стала для них неотъемлемой составляющей самого их существа, главным смыслом жизни.

Выпуск труб для авиационной промышленности на КМЗ (СМЗ) был начат с 1958 года сразу же после пуска в эксплуатацию трубопрокатного цеха. За короткий срок были освоены прогрессивные технологии прессования, прокатки, калибровки, термообработки и правки труб ответственного назначения. Куйбышевский металлургический завод становится единственным в стране выпускающим тонкостенные трубы с высокой точностью геометрических параметров для авиакосмической промышленности.

Завод, оснащенный самым современным и уникальным металлургическим оборудованием с начала 1960 года становится основным в стране поставщиком материалов и полуфабрикатов из алюминиевых сплавов для авиационной и бурно-развивающейся, в те годы, ракетно-космической техники.

В начале 1970-х годов появилась необходимость в создании нового поколения ракетно-космической техники с резким увеличением грузоподъемности, прочности и других характеристик. Это могло быть решено при резком снижении удельного веса аппаратов за счет использования высокопрочных алюминиевых сплавов, обладающих высокими механическими свойствами и высокой коррозионной стойкостью. Кроме того, для создания баков, являющихся одновременно несущей конструкцией аппарата, профили должны быть обязательно пустотелыми. Получение пустотелых профилей из сплава АМГ6 было успешно решено коллективом прутково-профильного отдела ОТКО Куйбышевского металлургического завода.

Благодаря решению этой задачи, на многие годы было определено направление развития космических аппаратов с использованием топливных баков в несущей конструкции с пустотелыми профилями из сплава АМГ6 в качестве шпангоутов.

На прессах усилием 3000 и 5000 тн.с. были освоены и выпускались пустотелые и сплошные профили и панели из разных сплавов для ракетно-космической техники. Первыми изделиями, полученными на этих прессах были прутки из разных сплавов, пустотелые профили в 1960-1970 гг., а далее сплошные профили, пустотелые и сплошные панели.

В 1961-1962 гг., когда в СССР встал вопрос о создании крупных космических аппаратов для околоземных и межпланетных полетов, перед заводом "Прогресс" г. Куйбышева была поставлена конкретная задача по изготовлению топливных баков для ракет. Топливные баки по конструкции представляли собой в то время емкости шаровидной формы от 3 до 12м в диаметре. Было признано целесообразным, изготавливать шары из сегментов (лепестков) свариваемых по стыкам.

Ракета "Союз" на площади им. Д.И. КозловаКМЗ был привлечен к работе, как имеющий самое мощное в стране листопрокатное производство, «уникальное штамповочное оборудование» -пресса усилием 6 000, 30 000 и 75 000 тонн, позволяющие получать все виды крупногабаритной листовой продукцииии... Завод всегда работал в тесной связи со всеми куйбышевскими предприятиями ракетно-космического комплекса.

Павел Петрович начал строительство Куйбышевского металлургического завода с первого колышка и довел до сдачи правительственной комиссии. Тридцать лет проработал он в должности начальника строительства и директора Куйбышевского металлургического завода имени В.И. Ленина, никогда не щадил себя ради успеха общего дела. За плодотворную и неустанную деятельность П.П. Мочалов удостоен звания Героя Социалистического Труда и награжден восемью орденами, в том числе четырьмя орденами Ленина, лауреат Ленинской премии. В 1979 году город назвал его своим Почетным гражданином. В этом же году Павел Петрович уходит на заслуженный отдых, оставляя свое «детище» - завод с высоким коэффициентом надежности...

16 января 1988 года Павел Петрович Мочалов умер. Он похоронен в нашем городе, ставшем для него родным. Его имя присвоено премии, которой награждают лучших металлургов СМЗ, площади напротив Дворца культуры металлургов.

15 ноября 1988 г. в СССР проведены успешные испытания космического корабля многоразового использования "Буран". В работах по созданию ракетно-космической транспортной системы "Энергия" с кораблем "Буран" участвовали специалисты кузнечно-прессового, механо-штамповочного производства: В.М.Буданов, А.А.Калугин, В.Я.Вальков, Д.М.Иконников, Ю.А.Василевский, Е.М.Конов и другие.

За годы работы КМЗ, трудно перечислить, сколько раз звучали при создании его продукции слова: «Впервые в стране», «Впервые в мире».

Память о Павле Петровиче Мочалове живет в шумных кварталах городка Металлургов, в цехах металлургического завода, хотя в связи с произошедшими в стране изменениями, завод продан американцам, но на нем все так же льют, прокатывают металл, производя из него алюминиевые изделия.

И если посмотреть на установленную в Самаре на площади имени Д.И. Козлова ракету-носитель «Союз», то почти вся ее видимая часть, изготовлена из металла, произведенного на КМЗ им. В.И. Ленина основу которому заложил Павел Петрович Мочалов.


Валентина Калюга

Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000-2009, Самарская Лука.