Логотип
Подписной индекс:
83218
Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки

  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(846) 335-59-56
(846) 959-69-14


Самарская областная детская библиотека - ЭТО МОЯ БИБЛИОТЕКА


На мероприятиях всегда интересно
На мероприятиях всегда интересно

Сборник «Моё «Эко-чудо!»:  Самарский край глазами детей

Сборник
«Моё «Эко-чудо!»:
 Самарский край глазами детей


Творчество юных читаталей библиотеки
«Творчество» юных читателей библиотеки

Писатели Э.М.Кондратов (г.о.Самара), Г.М.Цыпленкова (г.о. Сызрань), И.Г. Бардин (г.о.Сызрань) и композитор В.Н.Юдина (г.о.Сызрань)  частые гости Самарской областной детской библиотеки
Писатели Э.М.Кондратов (г.о.Самара), Г.М.Цыпленкова (г.о. Сызрань), И.Г. Бардин (г.о.Сызрань) и композитор В.Н.Юдина (г.о.Сызрань) частые гости Самарской областной детской библиотеки

На конкурсе «ЭК0-чудо»
На конкурсе «ЭК0-чудо»




Памятники промышленной архитектуры города Самары

Памятка для учащихся 5–9 классов
Составитель: Назарова О. В.
Редактор: Глинская Н. С.
Ответственный за выпуск: Канигина Е
. А.

Самарская областная детская библиотека
Отдел справочно-библиографической
и информационной работы


Дорогие ребята!

В 1851 году Самара приобрела статус губернского центра. Это стало поворотным моментом в истории нашего города. Как отмечают все пишущие о Самаре, полученный стремительный темп развития позволил совершить быстрое продвижение в будущее.

С развитием на Волге пароходства, а главное – с подведением к городу железной дороги, Самара становится крупным транспортным узлом, связанным с центральными районами страны и Южным Уралом и начинается бурный экономический рост ее. Самара за полвека превратилась в большой город, явив собой яркий пример такого быстрого роста, какой выпал на долю очень немногим русским городам.

В это время в Самару перебираются с верховьев Волги многие купцы-старообрядцы, которые скупали весной тощий скот, откармливали его летом в степи, а затем продавали мясо и топили сало. В городе появляется много скотобоен и салотопенных заводов.

После великой реформы 1861 г., отменившей крепостное право, начался период расцвета самарского купечества. Трудом, упорством, смекалкой пробившиеся на командные позиции в экономике самарские купцы подчинили застройку города своим интересам и вкусам. На смену дворянину пришел купец и заводчик.

Как и по всей стране, в Самарской губернии на рубеже XIX и XX вв. выросло число промышленных предприятий. Возводились паровые мельницы, пивоваренные, кожевенные, кирпичные заводы, красильни и другие предприятия. Успехи экономики сказались на облике города, на художественной стороне застройки.

 

На это время пришелся пик расцвета зодчества Самары. В нашем городе работали такие выдающиеся архитекторы, как А.Щербачев, Э.Жибер, Д.Вернер, фон Гоген, А.Зеленко, Г.Мошков и др. Купцы и промышленники Самары могли позволить себе строить добротно и красиво, используя при этом самые передовые достижения инженерной и архитектурной мысли. Не были чудом ни железобетонные, ни металлические конструкции, ни коммуникационные системы. А существование собственных кирпичных заводов обеспечивало сильнейшую строительную базу.

Вторая половина XIX века характерна появлением новых возможностей: строительная техника сделала новый рывок, появились новые типы сооружений, промышленные предприятия, стали осваиваться незастроенные территории, расширились границы города. Начало формироваться качественно новое явление – город эпохи промышленного капитализма. Были построены крупные предприятия, многие из которых работают и в настоящее время. Поволжье превращается в один из важнейших хлебных районов, поставщиком зерновых на мировой и российский рынок. Вывоз сырого и переработанного зерна закрепил за губернией зерновую специализацию на национальном рынке. Зерно и муку из Самарской губернии получали 38 пунктов Российской империи.

С ростом хлебного экспорта в регионе стали открываться филиалы столичных банков – Волго-Камского, Русского торгово-промышленного, Петербургского международного и других.

В конце XIX века Самара удивляла мир своими техническими новшествами, такими как Жигулевский пивоваренный завод (1881), макаронная фабрика Кеницера (1882), мукомольный концерн Башкирова и др.

Здание построено в стиле модерн с элементами готики. Находится оно на ул. А. Толстого, 30. Раньше, еще в конце XIX века, оно выглядело по-другому. Здесь располагался Волго-Камский банк. Купец Субботин перекупил его, перестроил и подарил дочери. С тех пор его называют домом Субботиной-Мартинсон.

Самарские мельницы

На рубеже веков Самарская губерния была преимущественно сельскохозяйственной, вывозившей много хлеба на рынки центральных районов и за границу, поэтому переработка зерна стала приоритетным направлением ее промышленного производства. Товарищества хлебопромышленников, получая щедрые кредиты, разворачивают строительство сети крупных зернохранилищ, мельниц и элеваторов.

Первое механическое мукомольное производство было открыто Петром Субботиным в 1876 г., через два года он построил еще две мельницы.

Если прогуляться по набережной реки Волги от ул. Осипенко и внимательно посмотреть на стены бывшего здания завода Кинап, то можно увидеть цифры 188... г. В этом старинном здании когда-то располагалась мельница Зварыкина, которую потом купил и модернизировал А.Н.Шадрин. В 1889 г. крупнейшую паровую мельницу на берегу реки Волги воздвиг торговый дом «Н.Е.Башкиров с сыновьями» (угол Преображенской и Старо-Самарской, ныне мелькомбинат на ул. Водников). По последнему слову техники в начале 90-х годов оснастил свою мельницу П.М.Журавлев (на ул. Казанской). Не отставал от него и А.Г.Курлин, у которого также была мельница в Засамарской слободе. Мощную мельницу выстроили в 1906 г. на Хлебной площади отец и сын Соколовы.

Глядя на уникальные строения, выполненные передовыми архитекторами своего времени, впечатлительные натуры восхищаются игрой времени с выдающейся архитектурой, а прагматики заключают: «Строили же раньше!». Так, невозможно не задержаться около мельницы Стройкова-Якиманова (на рисунке), случайно оказавшись на ул. Водников, 52–54. Четырехэтажное здание спроектировано известным архитектором А.А.Щербачевым и построено в 1903 г. из красного кирпича в «русском стиле». Оно смещено от красной линии застройки в глубь квартала. Фасады, ориентированные на улицу, богато декорированы традиционными для этого стиля элементами: зубчатым карнизом, арочными наличниками, небольшими башенками. Оконные проемы первого, второго и третьего этажей имеют форму лучковой арки, на четвертом этаже они образуют аркаду. В настоящее время здесь третий цех мукомольного завода № 3 по производству обдирной ржаной муки.

В начале 1900-х гг. на Преображенской улице наследниками А.Я.Стройкова-Якиманова была построена мельница, переданная в аренду В. Карпову, который возвел на этом месте громадный корпус для новой мельницы (ул. Горького, 65). Сегодня это один из корпусов СамГПУ.

Особенно примечательна своей архитектурой шестиэтажная мельница Соколова. Она была сооружена «Товариществом Я.Г. и И.Я.Соколовых» в 1906 г. в районе Хлебной площади. Долгие годы в ней размещался Самарский мукомольный завод № 1. В настоящее время здание используется в качестве выставочного центра. С 3 по 7 июня 2009 г. здесь проходил Первый Самарский Фестиваль искусств «АРТПОЛИС».

На ул. Куйбышева за неказистой оградой комбикормового завода виднеется корпус мельницы, построенной в 1913 г. Это редкий и притом великолепный пример архитектуры модерна промышленного здания.

По мнению многих архитекторов, здания самарских мукомольных заводов и мельниц с недавнего времени представляют собой художественно оформленные арт-объекты, весьма перспективные для дальнейшего использования.

Самарский элеватор

17 июля 1913 г. на Ново-Хлебной площади началось возведение Самарского элеватора по проекту инженера путей сообщения В.Г.Петрова.

Он занимал второе место в России по вместимости зерна (3 миллиона пудов) и был оснащен по последнему слову техники. В его сооружении и оснащении принимали участие многие российские и иностранные фирмы с мировым именем. Строительство не прекращалось даже в годы Первой мировой войны. 21 сентября 1916 г. крупнейший в Европе элеватор – великолепный пример промышленной архитектуры с элементами неоклассицизма – начал работу. Это был целый комплекс, включающий в себя хранилище зерна, железнодорожные пути, электростанцию, насосную станцию, жилые дома.

В архитектуре элеватора видна тенденция к наметившемуся монументализму – решающую роль в возведении высоких зданий сыграло применение бетона. Новый материал придавал элеватору необычный колорит и свои требования к эстетике. Этот элеватор служит нам до сих пор.

Рядом построены уже в наши дни большие элеваторы, но, к сожалению, в архитектурном отношении они малопримечательны.

Самарская пшеница создавала ряд самостоятельных производственных направлений. Это кулинария, связанная с зерном, пивоварение и др.

Паровой макаронный завод торгового дома «Кеницеръ и К.» (в настоящее время Самарская макаронная фабрика «Верола»)

Здание по адресу ул. Садовая № 119 – это другой самарский раритет – промышленное предприятие, бывший паровой макаронный завод торгового дома «Кеницеръ и К.», основанный в 1882 г. немцем Оскаром Карловичем Кеницером. Завод вырабатывал тогда «до шестисот пудов в день итальянских макарон, вермишели, русской лапши и других макаронных изделий из лучших Самарских мукъ» – так написано в старом рекламном проспекте. Здесь применялась самая современная техника. К 1913 г. торговый дом Кеницера считался крупнейшим в России. Архитектура выдержана в «кирпичном стиле».

Жигулевский пивоваренный завод (г. Самара, Волжский проспект, 4, 5/2) – объект культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Яркий образец промышленной архитектуры, сохранивший свое первоначальное использование.

Самым приметным явлением промышленной архитектуры стал пивоваренный завод, настоящий шедевр промышленного зодчества периода эклектики (художественный стиль второй половины XIX века, характерный намеренным соединением в одной композиции элементов различных стилей). В 1879 г. австрийский подданный Альфред фон Вакано взял в аренду на 99 лет участок городской земли под строительство каменного пивоваренного завода. В 1880 г. Вакано создал товарищество с фирмой М. Фабера и начал строительство. На берегу Волги в 1881 г. появились сначала одноэтажные корпуса, затем по проекту германской машиностроительной фирмы И. С. Швальбе развернулась их реконструкция. Строился завод на протяжении 34 лет по проектам нескольких архитекторов. Но им удалось создать единый архитектурный ансамбль.

«Все заводские постройки, сделанные из камня, отличаются своей солидностью и красотою и служат украшением города» (из предисловия к фотоальбому, выпущенному к 25-летнему юбилею завода в 1906 г.).

Корпуса Жигулевского пивоваренного завода и сегодня не утратили своей выразительности.

Территория комбината ограждена от Волги мощной, на вид неприступной подпорной стеной из камня. Над ней, несколько с отступом, поднимается многоэтажный, самый протяженный производственный корпус. Он построен не в один срок, о чем свидетельствуют отличительные признаки в структуре и материалах стен, а также некоторые различия архитектурных форм.

Так, в левой части корпуса со стороны Волги они обладают несколько большей художественной выразительностью.

Имитированная красным кирпичом по серому фону стены каркасная структура создала на фасаде здания приятное сочетание цветовых свойств строительных материалов. А кирпичные архитектурные формы широких лопаток, оконных наличников, карниза, увенчанного декоративными деталями башенок, придали зданию строгую нарядность и привлекательность, вызывая ассоциации с романтическими замками Средневековья.

Такими же качествами обладает и складской корпус, расположенный по Волжскому проспекту, слева от главного въезда на территорию комбината.

В комплексе всех сооружений комбината заслуживает также внимания бывший бондарный корпус, построенный в 1904 г. (Волжский пр., 16). Это двухэтажное здание на высоком цоколе из тесаного серого известняка, с темно-красными кирпичными формами декоративного убранства. Оно представляет собой своеобразный пример зарождавшейся в то время промышленной архитектуры.

Виды Жигулевского пивоваренного завода, особенно со стороны Волги, с конца 90-х гг. XIX в. начинают появляться на почтовых открытках, которые разлетались из Самары по многим городам России, зарубежных стран. Сооружения завода признаны памятниками промышленной архитектуры и кочуют по книгам, посвященным истории Самары.

История завода не всегда была гладкой, но завод, который строился на века, и по сей день украшает Самару.

Винный склад купца Т. И. Иванова (1906–1908)

Этот 2-этажный дом на углу ул. Молодогвардейской и Венцека, 61/39, непременно привлечет внимание любителей прогулок по городу. Запроектировал его для виноторговца Г. И. Иванова архитектор Г. Н. Мошков. С угла Молодогвардейской улицы открывается вид на оба фасада, решенных в относительно спокойных формах, и на центр дома, богато декорированный вазами, картушем, скульптурным декором.
Спокоен ритм простых прямоугольных окон на фоне глубоко рустованного первого этажа (рустовка – кладка или облицовка стен с грубо отесанной или выпуклой поверхностью), но богато декорированного арочными окнами и кариатидами в простенках второго этажа. Такой подход отражал внутреннее содержание полупроизводственного здания: подвальный и первый этажи предназначались для хранения вина, а второй – для конторских и жилых помещений. Элегантность архитектуры такого здания очевидна – это дворцовая архитектура, испытавшая воздействие архитектурной стилистики Европы. До недавнего времени здесь располагалась кондитерская фабрика.

Если у других, модных тогда архитекторов дома были «солидными», то у Г. Н. Мошкова – «душевными», вносящими в городскую среду радость и умиротворение. Они и по сей день украшают улицы нашего города.

Цементные склады Н. В. Мешкова

Большие объемы строительства вызвали необходимость создания крупных специализированных помещений для хранения цемента в связи с началом его применения в первом десятилетии ХХ века. Таковыми стали цементные склады пермского купца Н. В. Мешкова, положившие начало новому направлению в архитектуре. В 1909 году на берегу реки Волги, в районе современных улиц М. Горького и Комсомольской был создан комплекс производственного назначения, включивший здание администрации, особняк директора и 2 больших склада.

Склады Н. В. Мешкова являлись редкой для города постройкой из цемента. Они были возведены в 1909 году петербургской фирмой «В. Ротерт и Ко», которая одна из первых в России производила работы из железобетона и бетонных пустотелых камней. На небольшом участке недалеко от пристаней располагались два складских корпуса и особняк. Вместе они составляли, по мнению самарского историка архитектуры Н. В. Мельниковой, уникальный архитектурный ансамбль модерна. Здания имели специфическую декоративную отделку, исполненную с учетом фактурных особенностей бетона. Извивающаяся, ломаная линия наверший складов словно вырастала из пучины волжских волн, повторяя их бурный бег в бетоне.

Установить имя зодчего, к сожалению, не удалось. Но ясно одно: их автор – талантливый архитектор, понимающий ответственность за строительство на берегу великой реки.

Трубочный завод (ПО «ЗИМ»)

Черты неоклассицизма угадывались в корпусах Трубочного завода, а также в комплексе построек элеватора на берегу реки Самары. Это были работы столичных зодчих.

В начале ХХ века Самара остро нуждалась в свободных территориях. Необходим был новый градостроительный план, разработка которого затягивалась из года в год. Тем временем город отвоевывал жизненное пространство у садов и огородов, расположенных на территории современного Октябрьского района. Начало его интенсивного освоения было положено строительством военного Трубочного завода, первая очередь которого была введена в эксплуатацию в 1911 году. 27 сентября 1911 г. состоялась торжественная церемония пуска предприятия, самого крупного в дореволюционной Самаре.

По проектам великого инженера, архитектора и академика В. Г. Шухова в Самаре было построено несколько уникальных цехов с сетчатыми перекрытиями-оболочками. Также в Самаре были построены гиперболоидные сетчатые стальные водонапорные башни Шухова (на ЗИМе и у железной дороги).

Шухов первым в мире более 100(!) лет назад использовал для перекрытий сетчатые оболочки, распространённые в современном строительстве Европы, Японии и США.

Старые заводские корпуса Трубочного, ныне ЗИМа, поражают логикой организации функциональных процессов, мощными металлическими и железобетонными конструкциями внутрикорпусных пролетов, системой освещения и вентиляции. Самарский Трубочный завод был предметом гордости российских инженеров и строителей. К сожалению, в настоящее время легендарный завод уходит с карты города, его территория застраивается торговыми и деловыми центрами, жилыми домами.

Трамвайное депо на улице Мичурина представляет значительную историческую ценность. По проекту генплана депо включено в зону регулирования застройки центральной исторической зоны города. На его территории сохранились здания 1915 года. Сейчас это памятники промышленной архитектуры, и их в любом случае надо будет сохранять. На территории депо уже сейчас есть трамвайный музейный поезд, памятник основателю самарского трамвая инженеру Суткевичу и часовня. Эту часть депо легко превратить в музей истории городского транспорта, интересный и для горожан, и для туристов.

Советское время оставило свой след в промышленной архитектуре нашего города. Это образцы архитектуры конструктивизма и авангарда 20–30-х гг.

Фабрика-кухня завода им. Масленникова

Фабрика-кухня завода им. Масленникова, построенная по проекту москвички Екатерины Максимовой, задумавшей воплотить в камне символ солидарности трудящихся, была открыта на проспекте Масленникова 1 января 1932 года.

Является хорошим примером конструктивистского зодчества с футуристическим уклоном. Строение представляет в плане символ, выразивший идею союза рабочего класса и крестьянства – серп и молот. Технологическое решение объекта строилось исходя из условностей плана: из «молота», в котором помещалась кухня, еда и полуфабрикаты по трем радиальным переходам доставлялись в полукруглый «серп», где находились буфеты и столовая. Уже в годы войны облик здания был серьезно изменен. Для экономии тепла заводчане заложили кирпичом широкие окна, составлявшие остекленный радиус фасада.

Фабрика-кухня в плане«Это единственное в мире воплощенное перекрещение серпа и молота, – говорит председатель Союза архитекторов России Ю. Гнедовский. – Уникальный феномен истории нашей страны». В одном ряду с этим памятником советского авангарда стоят Ростовский драматический театр имени Максима Горького в виде трактора, московские Дом культуры имени Русакова в форме гигантской шестерни и Театр Красной Армии, выполненный как пятиконечная звезда.

В 1998 году здание фабрики-кухни подверглось реконструкции. Памятник обшили пластиковой рейкой, была значительно изменена планировка. Там расположились торговый и два развлекательных центра.

В 2008 г. некая строительная компания, выкупившая здание и близлежащие площади, планировала построить здесь торгово-развлекательный комплекс. Саму фабрику-кухню планировалось разобрать и вновь собрать из других материалов. Против такого обращения с памятником архитектуры выступила не только местная общественность. К делу подключились представители архитектурного факультета Делфтского технического университета (Нидерланды), ЮНЕСКО и Фонда мирового наследия.

Хлебозавод № 9 на Московском шоссе, 15. Здания этого предприятия также являются памятниками советского конструктивизма 1930-х годов.

По словам самарского ученого-историка Глеба Алексушина, уходящая от нас материальная история интересна не только красотой старинных особняков. Фабрично-заводские строения тоже насыщены историей, которая, к сожалению, забывается быстрее.

Самара – удивительный город, объединяющий в своем облике самые разнообразные архитектурные стили. Своеобразие и уникальность нашего города определяют возведенные в разные эпохи здания, многие из которых стали памятниками архитектуры. Самара прошла славный путь от сторожевой крепости-заслона времен кочевников до города-миллионера, крупного промышленного и культурного центра современной России. Исторический путь города запечатлен прежде всего в его архитектуре. К сожалению, в настоящее время сохранность всего этого богатства находится под угрозой. Бесспорным сегодня является то, что памятникам архитектуры в Самаре должно уделяться больше внимания.

«Можно с уверенностью сказать, что в ближайшие 10 лет старой Самары не будет, – с горечью признаётся профессор Самарского государственного архитектурно-строительного университета, заслуженный архитектор России Ваган Каркарьян. – А вместе с тем исчезнет и культура, архитектурные направления предшественников. Город потеряет туристическую привлекательность, мы потеряем то богатейшее наследие». Если этот катастрофический процесс не остановить в ближайшее время, мы рискуем навсегда потерять ту самую историческую часть Самары, которую все знали и любили.

Список использованной литературы

1. Аксарин, А. Былое и думы. Зодчества и о нем : Сто лет одиночества. наследие зодчества : [беседа с членом союза архитекторов России А. Аксариным] / записала Е. Никишаева // Самар. газ. – 2001. – 18 апр. – С. 7.

2. Алексушин, Г. «Вящей славе России послужит сердечно» : легендарный завод уходит с карты города / Алексушин Г. // Свежая газ. – 2008. – № 29–30 (62–63,  ноябрь. – С. 10.

3. Алексушин, Г. Наследство фон Вакано : Жигулевский пивзавод был самым передовым в России / Г. Алексушин // Свежая газ. – 2008. – № 4 (37), июль. – С. 11.

4. Алексушин Г. Наследство фон Вакано : ист. Жигулевского пивоваренного завода / Г. Алексушин // Свежая газ. – 2008. – 18 июля. – С. 10.

5. Алексушин Г. Самарские брэнды : из истории самар. предпринимательства / Г. Алексушин // Волж. коммуна. Суббот. вып. – 2008. – 1 марта. – С. 6.

6. Браженко Е. Единство формы может быть нарушено : за самар. фабрику-кухню вступилось ЮНЕСКО / Е. Браженко // Самар. изв. – 2008. – 1 апр. – С. 7.

7. В пространстве города [Электронный ресурс] : архитектурные и скульптурные памятники Самары : дайджест. – Самара, 2004.

8. Градюшко М. Самара переходного периода:Оптимистический взгляд на архитектуру нашего города / М. Градюшко // Свежая газета – 2008. - № 6 (39), июль. – С. 4.

9. Демидова И. Теплые руки самарских улиц : исторический очерк-экскурсия по городским улицам [Текст] / И. Демидова, А. Демидов. – Самара : Новая техника, 2000. – 96 с. : ил.

10. Жигулевский пивоваренный завод. – Режим доступа: http://www.mkmp.ru/CultureNasled/

11. Кабытов П. С. Самарское наследие [Текст] / П. С. Кабытов, Завальный А. И. – Самара : Самар. ун-т, 1994. – 28 с. : ил.

12. Казарин В. Н. Пивной король и наследники [Текст] – Самара : Новая техника, 2001. – 104 с. : ил.

13. Каркарьян В. Г. Модерн в архитектуре Самары [Текст] / В. Г Каркарьян. – Самара : Издательский дом «Агни», 2006. – 336 с. : ил.

14. Каркарьян В. Г. По улицам старой Самары [Текст] / В. Г. Каркарьян, В. Л. Неверова. – Куйбышев : Кн. изд-во, 1988. – 80 с. : ил.

15. Каркарьян В. Г. Старая Самара : история, дома и люди : очерки по истории города и его архитектуре [Текст] / В. Г. Каркарьян. – Самара : Изд-во «СВИР», 1998. – 254 с. : ил.

16 Львов, Д. Молотом по серпу / Д. Львов // Самар. газ. – 2008. – 18 марта. – С. 4.

17. Моргун А. Г. От крепости Самара до города Куйбышева : заметки об архитектуре [Текст] / А. Г. Моргун. – Куйбышев : Кн. изд-во, 1986. – 224 с. : ил.

18. Памятники истории и культуры Куйбышевской области [Текст] / сост.

К. Я. Наякшин, Л. В. Храмков. – изд. 2-е, доработ. и доп. – Куйбышев : Кн. изд-во, 1984. – 288 с. : ил.

19. Первый Самарский Фестиваль искусств «АРТПОЛИС». – Режим доступа: www.archi.ru/events/extra/event_current.html

20. Прошла акция в защиту здания фабрики-кухни. – Режим доступа:

http://www.samso.ru/news/samara/01.04.2008.

21. Синельник, А. К. Градостроительная история Самарского края [Текст] / А. К. Синельник. – Самара: ООО НВФ «СМС», Самарская государственная архитектурно-строительная академия, 2000. – 192 с.

22. Синельник, А. К. История градостроительства и заселения Самарского края [Текст] / А. К. Синельник. – Самара : Издательский дом «Агни», 2003. – 228 с.

23. Фон Вакано – гражданин мира // Самара. Журн. столицы региона. – 2006. – № 7. – С. 88–90.

24. Шрамко Л. Вступились за серп и молот : самар. обществ. орг. «Фабрика-кухня» провела акцию «Тот кто смел и сердцем молод, защищает Серп и Молот» / Л. Шрамко // Время. – 2008. – № 12. – С. 16.


Составитель: Назарова О. В.
Редактор: Глинская Н. С.
Ответственный за выпуск: Канигина Е. А.

 

Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000-2009, Самарская Лука.