Логотип
Подписной индекс:
83218
Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки

  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(846) 335-59-56
(846) 959-69-14

 

Слово о полку Игореве, Игоря, сына Святослава, внука Олегова

Памятник средневековой русской литературы конца XII века. Рукопись "Слова" была обнаружена в Спасо-Преображенском монастыре (г.Ярославль) одним из наиболее известных и удачливых коллекционеров письменных и вещественных памятников русской старины - графом А.И.Мусиным-Пушкиным (1744-1817г.г.). Опубликована в 1800 году. Подлинная рукопись "Слова" погибла в огне московского пожара 1812 года. Благодаря усилиям ученых первоначальный текст памятника был восстановлен и тщательно прокомментирован. Библиография работ по "Слову" насчитывает многие тысячи названий.

"Слово о полку Игореве" оказало влияние на русскую литературу (переводы В.А.Жуковского, А.Н.Майкова, Н.А.Заболоцкого), искусство (В.М.Васнецов, В.Г.Перов, В.А.Фаворский), музыку (опера "Князь Игорь" А.П.Бородина). "Появление "Слова" в печати сделало эпоху в нашем литературном мире..." - так впоследствии оценил это событие поэт А.Н.Майков. Прекрасная постановка «Слово полку Игореве» была осуществлена в 1997 году в городе Новокуйбышевске Самарской области. У новокуйбышевцев по времени звук набата на сцене совпадал со звоном колокола, расположенного рядом Храма и зрители буквально замирали, переносясь в Древнюю Русь.

Точная дата написания «Слова» нам неизвестна, как неизвестно и имя автора. Большинство исследователей датируют его временем от 1185 г. до конца XII в.

В основе сюжета - неудачный смелый поход князя Игоря Святославича 1185 года, на своего бывшего союзника половецкого хана Кончака. В первом бою русские князья разбили половцев, но, углубившись в степи, потерпели поражение у речки Каялы, в Донской степи и были пленены. Один эпизод русско-половецких войн претворен в событие общерусского масштаба, что придало монументальное звучание основной идее - призыву к князьям прекратить усобицы и объединиться перед лицом внешнего врага. Автор ведет повествование «Слова» от старого Владимира Святославича Киевского до Игоря Святославича Новгород-Северского. Начинается поход с грозного предзнаменования (солнечного затмения 1 мая 1185 года). Но князь не внемлет предостережению Неба:

Но, взглянув на солнце в этот день,
Подивился Игорь на светило:
Середь бела-дня ночная тень
Ополченья русские покрыла.
И, не зная, что сулит судьбина,
Князь промолвил:
«Братья и дружина!
Лучше быть убиту от мечей,
Чем от рук поганых полонёну!....

Намерение Игоря одобряет и его брат, «Буй Тур» Всеволод. Встретившись с братом, Игорь выступил в поход. В пути следования все предвещает князьям поражение:

...свист звериный встал,
Взбился Див,
кличет на вершине дерева...

— предупреждает своих о походе русичей. Уже не может быть речи о внезапности нападения, на которую так надеялся Игорь. Хищные птицы, волки, лисицы, предвкушая добычу, стремятся к войску. Игорево войско ночует в степи, а наутро разбивает передовые отряды половцев, захватывая богатую добычу и пленников. Себе Игорь берет только боевые знаки врагов. Еще одна ночевка в степи. А враги собираются огромными силами напасть на полки Игоря. С рассветом началось великое побоище. «Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля покрывает...». Храбро бьются русичи.

В лирическом отступлении, которым автор периодически прерывая повествование, вспоминает прошлое Руси и родоначальника нынешних князей Ольговичей — Олега Святославича, который своими походами положил начало междоусобий в Русской земле. Описываемая битва длилась два дня, и закончилась полным разгромом русских. И пошел плач по земле от Киева до Чернигова по убитым, а поганые восторжествовали и стали брать дань по белке от двора. Игорь-князь попал в плен, будучи раненым в руку. Автор показывает, что поражение Игоря оказалось очень тяжелым для всей Русской земли, оно уничтожило предыдущие победоносные походы на половцев Святослава Киевского.

Печальный результат похода Игоря в изображении автора предстает как одно из проявлений разобщенности, вина за которую лежит на всех русских князьях. Политический идеал автора - сильная и авторитетная власть киевского князя, которая скрепила бы единство Руси, обуздала произвол мелких князей. И великого князя Святослава автор изображает как мудрого, грозного правителя и посвящает ему центральную часть произведения, вкладывая в его уста призыв к единству и совместной обороне Русской земли, изображая его объединителем всех русских князей, в совместных военных действиях против врагов.

Встаньте, государи, в злат-стремень
За обиду в этот черный день,
За Русскую землю,
За Игоревы раны –
Удалого сына Святославича!

Автор «Слова» использует много символики и образности, основанной на языческом мировосприятии. В качестве поэтических символов звучат имена языческих божеств (Даждьбога Стрибога, Хорса, Велеса) и мифологических персонажей (Дива, Карны и Жли, Девы-Обиды и др.). Но, у автора не языческое мировоззрение, что доказывается противопоставлением в поэме христиан и «поганых», т. е. язычников, и призывами к князьям встать на защиту христиан от «поганых».

Автор создает лирико-эпическое личностное произведение, ведя сюжетное повествование через собственное восприятие и оценку, одушевляя природу, целиком втягивает ее в события. Не только животные и птицы наделены способностью к чувствам, предсказаниям, действиям, но и реки, травы, деревья, которые то враждебны к человеку, то сочувствуют и помогают ему. Природа в «Слове» эмоциональный, музыкальный фон произведения, влияющий на наше отношение к происходящему, делающий повествование лиричным и взволнованным.

Вороны над пашнями кружились,
На убитых с криками садились,
Да слетались галки на беседу,
Собираясь стаями к обеду…

Степь поникла, жалости полна,
И деревья ветви приклонили.
И настала тяжкая година,
Поглотила русичей чужбина…

И хотя имя автора неизвестно, но высокие художественные достоинства «Слова» дают возможность с уверенностью говорить о его авторе как о профессиональном поэте, книжнике обладающем большим литературным талантом, хорошо знающем книжные памятники своего времени (в частности, летописи, на которые он опирается, повествуя о походе Игоря и событиях XI в.), а также народную и дружинную поэзию. Он прекрасно осведомлен в политической обстановке описываемого времени, в родовых связях князей, в военных вопросах своего времени. Все это указывает на то, что автор - один из придворных риторов, книжников и поэтов, которые, как правило, являлись одновременно советниками (думцами) князя, выполняли посольские поручения, будучи членами старшей дружины.

Постоянно возвращаясь к рассуждениям о междоусобицах на Руси, автор страстно призывает князей выступить за землю русскую.

Возвращаясь к повествованию об Игоре, автор показывает безмерную скорбь жены князя:

Над широким берегом Дуная,
Над великой Галицкой землей
Плачет, из Путивля долетая,
Голос Ярославны молодой:

— Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу
Наклонясь, в Каяле омочу.
Улетят, развеятся туманы,

Приоткроет очи Игорь-князь,
И утру кровавые я раны,
Над могучим телом наклонясь.
Далеко в Путивле, на забрале,

Лишь заря займется поутру
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:
Что ты, Ветер, злобно повеваешь,

Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?
Чем тебе не любо на просторе

Высоко под облаком лежать,
Корабли лелеять в синем море,
За кормою волны колыхать?
Ты же, стрелы вражеские сея,

Только смертью веешь с высоты.
Ах, зачем, зачем мое веселье
В ковылях навек развеял ты?
На заре в Путивле причитая,

Как кукушка раннею весной
Ярославна кличет молодая
На стене рыдая городской:
— Днепр мой славный! Каменные горы

В землях половецких ты пробил,
Святослава в дальние просторы
До полков Кобяковых носил.
Возлелей же князя, господина,

Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слезы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!
Далеко в Путивле, на забрале,

Лишь заря займется поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:
— Солнце трижды светлое! С тобою

Каждому приветно и тепло.
Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?
И зачем в пустыне ты безводной ……

Ярославна обращается к силам природы, прося вернуть ей любимого. Как бы в ответ на мольбу ее Бог указывает Игорю путь из плена в землю Русскую. Воспользовавшись относительной свободой, Игорь бежит от половцев. Сама природа помогает ему, указывая дорогу домой и препятствуя его преследователям — Гзаку и Кончаку.

Игорь благополучно возвращается на Русь. Его встречают с почестями. В конце «Слова» традиционная здравица князьям-участникам похода и дружине.

«Слово о полку Игореве» оказалось пророческим произведением, предсказавшим дальнейшее историческое развитие России в последующую эпоху.

P.S. Отрывки из поэмы «Слово о полку Игореве» даны в переводе Н. Заболоцкого.
 


Екатерина Колмычкова
 

Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000-2009, Самарская Лука.