Логотип
Подписной индекс:
83218
Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки

  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(846) 335-59-56
(846) 959-69-14


Николай Герасимов - хормейстер из Самары

Николай Николаевич ГерасимовНиколай Николаевич Герасимов. Выпускник Омского музыкально-педагогического училища, музыкально-педагогического факультета Куйбышевского государственного педагогического института, Свердловской консерватории. Доцент Кафедры академического хора, руководитель учебного хора СГАКИ. Вместе с женой Натальей руководит хором VIVAT самарского государственного университета, неоднократным лауреатом международных конкурсов.

Николай Герасимов:

  • лауреат международных конкурсов;

  • лауреат Губернской премии в области искусства в 2003 и 2009 годах;

  • обладатель Общественной премии «Звезда Самарской губернии» в 2004 г.;

  • действительный член Самарской общественной гуманитарно-эстетической академии.

«Хор - это школа жизни, это целый мир, мир музыки. Это не просто хобби, а серьёзное увлечение, ставшее частью и, в значительной мере, смыслом моей жизни и многих артистов нашего коллектива».

Николай Герасимов в 1977 году стал руководителем хора VIVAT в самарском университете. Через год в хоре появился второй руководитель Наталья Герасимова. Концертмейстер хора - лауреат всероссийских конкурсов Марина Анатольевна Гриценко.

За высокий уровень исполнительского мастерства в 1988 году Академический хор Самарского университета удостоен звания Народный Коллектив. В 1989 году стал дипломантом российского конкурса академических хоров.

Этот коллектив известен не только в России, но и за рубежом. Серебряный призёр III Всемирной хоровой Олимпиады в г. Бремен (Германия, 2004 г., где принимало участие 380 творческих коллективов.). Получив серебряную медаль, хор разделил второе место с профессиональным коллективом - хором студентов Пражской консерватории. И там, в Бремене на дружеском концерте в зале Музея моря, «VIVAT» тихо, как будто не голосами запел, а сердцами прикоснулись к далекой родной земле, запели свою, волжскую: «Ах ты, степь широ-о-о-кая…». Мелодия песни набрала силу, разросшись в ширину и высоту, подголоски окрылили её, а широкое, свободное дыхание сообщило достоинство и удаль кульминации. Звуковое пространство подернулось тихой грустью, затуманилось и замерло тишиной. В зале плакали.

Хор VIVAT является организатором фестиваля хоровой музыки «Рождественские вечера в Мраморном зале» в Художественном музее - время «пиршества» русской хоровой музыки.

Для детей проводится весенний фестиваль «С певучим именем весны». Уже дважды проводился международный фестиваль-конкурс «Самарская лука», с надеждой, что запоет каждая школа.

В январе 2006 года в Самаре состоялась премьера Торжественной мессы Л.В. Бетховена, в которой участвовал хор VIVAT совместно с симфоническим оркестром театра оперы и балета. И как писала музыкальный критик Н. Эскина: «Торжественная месса» в Самаре прежде не звучала никогда… Не солисты и оркестр - хор стал главным героем вечера».

В мае 2006 года хор VIVAT выступает в концерте Дмитрия Хворостовского в Самаре.

Во всём мире молодёжные непрофессиональные хоры с этим баритоном еще не пели. Это был первый молодёжный непрофессиональный коллектив, который сотрудничал с маэстро такого уровня.

В 2007 году хор VIVАТ в числе 25-ти лучших молодежных хоров мира на юбилейном ХХV конкурсе в г. Кантонигрос (Испания) единственный представлял Россию.

На конкурсе общее для всех произведение - So nun der Geist И.С.Баха.

«VIVAT» запел Баха: где гордо, где с хитрецой, где добродушно, где радостно-светло звучала немецкая молитва. А потом, уже по-русски, разносились достойное «Верую во единого бога отца...» («Символ веры» П. Чайковского) и изящные, легкие, наполненные воспоминаниями о первой влюбленности стихи А.С.Пушкина «Наташа» Г. Свиридова.

Звучит гимн фестиваля. Идёт награждение. Хор «VIVAT» из Самары из России …Второе место! Награды, награды, а предшествует им кропотливая работа.

Вот об этих рабочих моментах рассказывает артистка хора Наталья Лопатинская:

«Николай Николаевич - руководитель в полном смысле этого слова. Он - главная движущая сила большой и сложной машины под название хор «VIVAT».

Его можно сравнить с двигателем, без которого автомобиль может и красивая, но бесполезная груда металла. Под пользой я имею в виду художественное и интеллектуальное содержание произведения. В работе над произведением можно чисто, верно с вокальной точки зрения озвучить нотный текст, но это не будет музыкой. Именно благодаря Николаю Николаевичу, а иногда из-под его палки нам удаётся превратить нотный текст в музыку.

Он заставляет нас задумываться над духовным содержанием произведения, над его эмоциональным подтекстом, над сюжетом. При этом Николай Николаевич никогда не даёт готовых решений: «В данном произведении говорится вот об этом, петь надо вот так». Он подталкивает и провоцирует, решение мы должны найти сами.

В этом, я думаю, проявляется ещё и его педагогический талант. Он воспитывает в артистах хора чувство собственного достоинства и уважения к тому делу, которое мы делаем вместе. А также глубокое уважение к хоровой культуре, как русской, так и зарубежной.

Я думаю в этом его уникальность, как дирижёра и педагога. Наверное, это удаётся далеко не всем руководителям музыкальных коллективов.

Николай Николаевич - неиссякаемый источник афоризмов и шуток, типа: «Альты, ну что же у вас «си» волосатая как бревно» или «Мутный у басов звук, недельной заварки звук». Мы эти афоризмы коллекционируем.

Конечно, в том, что достигли Николай Николаевич и хор «VIVAT» огромная заслуга и Натальи Эммануиловны, без которой наш хор просто не мыслится, которой стоит посвятить отдельную статью.

Хотелось поделиться мыслью. Дирижёр всегда стоит спиной к зрителю и лицом к своему коллективу. Поэтому зритель не видит и не знает той огромной работы, которую проделывает дирижёр, её знают только артисты. Зритель аплодирует исполнителям, зачастую не осознавая, что больше всего аплодисментов должно доставаться дирижёру».

Рассказ Наташи дополняет участник хора с 1997 года Горюнов Дмитрий:

«Герасимов Николай Николаевич. Что это за человек? Да, невозможно несколькими словами описать великое дело, которое живет и развивается благодаря неуёмной энергии и трудолюбию этого педагога, дирижёра, руководителя - Учителя с большой буквы. Уже больше десяти лет я имею счастье участвовать в хоровом коллективе под управлением четы Герасимовых. Их творческий союз - это нечто святое! Ему нет преград, нет пределов для новых и новых свершений. Бывают ли разногласия? Да! Бывают ли обиды? Да! Но этот накал страстей и рождает искусство - искусство, которым хочется наслаждаться, которое хочется дарить людям. Николай Николаевич, обладая превосходным чувством юмора, при этом очень требователен и настойчив, а его педантичность, порой граничит с придирчивостью. Но… при этом он с точностью диспетчера, управляющего полетом, неизменно держит ситуацию под контролем.

Каков он в жизни? А как бы вы сами ответили о человеке, который всю жизнь посвящает искусству? Я не знаю, есть ли на свете другие профессии кроме музыки, которые не оставляешь, уходя с рабочего места, а несёшь домой, на кухню, в зал - в свой дом, пропитав насквозь свой быт делом жизни.

В 10 вечера - звонок, беру трубку - бодрый, но извиняющийся за позднее время голос Николая Николаевича: «Дима, Вы можете говорить (он всегда с нами со всеми на Вы), - отвечаю что могу, - так что завтра сможем ли в 17-00?, а то Клементьев о-очень волнуется за квартет…» Конечно смогу!.. Кладу трубку… Я уверен, что это не последний звонок за сегодня, сделанный из «штаб-квартиры».

С утра - студенты, днём - заседание кафедры, вечером - репетиция хора, и всё это в разных концах Самары, а потом домой - отдыхать… Не-ет! Надо же ещё напечатать партии, договориться о концертах… и так - всегда! Каждое мгновенье! Всю жизнь!»

Продолжает разговор солистка (сопрано) хора «VIVAT» - Костюченко Елена:

«Николай Николаевич Герасимов - дирижер-хормейстер, обладающий тонкой музыкально-эстетической интуицией. Его исполнительское «прочтение» произведений из мировой сокровищницы хоровой музыки всегда правдиво и настолько содержательно, глубоко, что помогает любому, даже неопытному слушателю, с необычайной легкостью проникнуть в самую суть музыкального номера и всецело ощутить радость от причастия к настоящему произведению искусства.

Я, являюсь его студенткой по классу хорового дирижирования в СГАКИ, и поэтому говорю как о преподавателе. На уроках всегда царит творческая атмосфера, он помогает студенту ощутить свою силу, раскрыть весь свой потенциал и выразить его в дирижерском жесте. Учит нас непосредственно переживать музыку и находить в ней все новые и новые грани человеческой реальности, всё многообразие переживаний души человека, потаенный и неразгаданный внутренний мир композитора. Этот огромный мир МУЗЫКИ открывает нам Николай Николаевич.

А еще я пою в хоре «VIVAT». 0н и здесь прекрасный руководитель коллектива, сумевший довести самодеятельный коллектива до уровня профессионального... сложность программ, исполняемых хором весьма высока и требует высокой техничности в исполнении, и это все при том, что профессиональных музыкантов в коллективе около 10-15 %. Поднять студенческий хор до вершин хорового исполнительства ( о чем свидетельствуют многочисленные победы хора на различных международных конкурсах ) может только невероятного трудолюбивый и самоотверженный руководитель, каким и является Николай Николаевич».

Блестящие победы! И стоит за ними ежедневный труд хормейстера. Стиль его мышления, который индивидуален и генетически заложен в каждом человеке, определяя своеобразие таланта личности. У каждого хормейстера он свой, особый и воплощается в индивидуальной манере звучания его музыкального инструмента - хора.

Лео Кремер, известный органист и дирижёр, знаменитый интерпретатор классической музыки снова в Самаре. Нынешний его приезд связан с хоровой музыкой и он работает с хором «VIVAT».

Мы встретились с Лео Кремером.

- Уважаемый господин Кремер!

Самарские любители музыки хорошо знают Вас как замечательного европейского музыканта, представителя немецкой музыкальной культуры. Мы благодарны Вам за чрезвычайно интересную афишу ваших концертов, незабываемые художественные впечатления, полученные от Ваших программ.

В течение 3-х лет Вы сотрудничаете с Академическим хором студентов Самарского государственного университета, которым руководит самарский музыкант, педагог Николай Николаевич Герасимов. Многие любители музыки в Самаре с любопытством и интересом наблюдают, как этот любительский хор за короткий срок шаг за шагом от простого песенного материала приступил к исполнению сложной, виртуозной музыки. И, если Ваше сотрудничество с хором и его руководителем продолжается столь долгий срок, то позвольте узнать:

Чем Вам интересен этот творческий коллектив и его руководитель?

- Я горд, что общаюсь с этим хором, владеющим вокальным материалом и высоким уровнем всех голосов. Все члены хора очень музыкальны. Этот хор привлекает внимание и тем, что они находятся в той счастливой ситуации, когда они имеют двух прекрасных руководителей Герасимова Николая и его жены Натальи, которая уделяет большое внимание вокальному формированию голосов хористов. Считаю, что в хоре поют уже не любители, а настоящие профессионалы и мне очень нравится с ними работать.

В работе с Николаем Герасимовым привлекает хоровое мышление дирижера, основанное на чувстве интуиции, его способности быстро находить правильное решение задачи без длительных доводов и убедительных рассуждений.

Совместная работа с этим хором, с его хормейстерами перерастала в дружеские контакты между руководителями хора и мной.

В исполнительской и сценической манере хора неизбежно проявляется личность его руководителя, его музыкальность, его «вокальное ухо», его жёсткость или душевность, а в случае с молодёжным хором - его педагогическая позиция.

- Какие качества своего руководителя, по вашему мнению, выносит на сцену хор «VIVAT»?

- Высокая компетенция, которой Николай владеет и влияет на коллектив. Сюда относится его фундаментальное музыкальное образование, дисциплина хора и нельзя умолчать о музыкальном воодушевлении, творческом подходе, о творческих способностях господина Герасимова. Особо хочу сказать о тех аспектах творческого союза, в которых проявляется духовная музыкальная способность, что и способствует нашему творческому контакту.

В работе над партитурой он проявляет свое отношение к музыкальному тексту, выявляя наиболее важные и значимые стороны материала, формируя художественный образ на основе внутреннего слуха и внутреннего пения.

- Господин Кремер, подготовка каждого концертного выступления - это большая работа, напряжение, ответственность. Но именно в совместной работе люди узнают друг друга, открывают в них качества неожиданные или вполне характерные для данного профессионального круга, для данной страны.

Какое впечатление произвёл на Вас человек Николай Герасимов в рабочем общение, в минуты отдыха?

- Меня покоряет его абсолютная профессиональность и непререкаемый авторитет, который воспринимается всеми членами хора. По-другому быть не может, потому что только своим музыкальным талантом и своей влюбленностью в хоровую музыку можно влиять на такой коллектив.

Мы работает в унисон на одном уровне и меня это всегда трогает и волнует. Это проявляется и на концертах, и на репетициях Меня привлекает в господине Герасимове его умение после концерта, после огромного напряжения расслабиться - и устроить небольшой праздник и при этом оставаться радостным воодушевленным и естественным.

Уважаемые читатели! Вы познакомились с Николаем Николаевичем? Уверена, что теперь Вы обязательно пойдете слушать этот хор и прослушав раз, будете стремиться слушать еще и еще.

- Удачи Вам, Николай Николаевич! Творческих успехов! Мы поздравляем Николая Герасимова с присуждением звания Лауреата Губернской премии за 2009 год в номинации «Музыкальное искусство».

Подготовила Светлана Лазько

Поет хор «VIVAT». Дирижер Николай Герасимов
Поет хор «VIVAT». Дирижер Николай Герасимов

Поет хор «VIVAT». Дирижер Николай Герасимов
Поет хор «VIVAT». Дирижер Николай Герасимов

Поет хор «VIVAT». Дирижер Николай Герасимов
Поет хор «VIVAT». Дирижер Николай Герасимов

Вохмянин Леонид Григорьевич
Вохмянин Леонид Григорьевич

Выпускник Горьковской Государственной консерватории
(1970 год — кафедры специального фортепиано, 1976 год — кафедры теории и композиции), композитор, профессор, директор Института художественного образования Самарского Государственного педагогического университета, заслуженный деятель искусств Российской Федерации.

«...замечательно, что в Самаре проходят такие фестивали, куда можно прийти и послушать выступление такого удивительного хора, от которого мурашки по телу идут...»

 

Клементьев Георгий Евгеньевич
Клементьев Георгий Евгеньевич
Дирижер Академического симфонического оркестра
Самарской филармонии.

«Спасибо вам большое! Среди вас нет профессиональных певцов, но, благодаря проделанной работе, благодаря технологии, которую применяют в репетициях Наталья и Николай Герасимовы, вы звучите так, будто многим из вас один шаг до Паваротти»

Репетиция
Репетиция

Лео Кремер(в середине), Наталья и Николай Герасимовы
Лео Кремер(в середине),
Наталья и Николай Герасимовы

Дмитрий Хворостовский, Наталья и Николай Герасимовы. На заднем плане - хористы «VIVAT»
Дмитрий Хворостовский,
Наталья и Николай Герасимовы.
На заднем плане - хористы «VIVAT»

Это надо сберечь

Предельно занятый человек, Николай Николаевич находит время для работы, кропотливей которой, кажется, нет. Действительно, набор нот - это не только «набивание» всех значков, составляющих нотную запись, а их превеликое множество и нужно знать, как они печатаются компьютерной программой. Николай Николаевич работает в программе Finale - самой богатой, но и самой сложной программе по набору нот. Нотные знаки нужно ещё уметь так расположить на нотных станах, чтобы музыкантам было удобно их прочесть, чтобы нотная графика отражала внутреннее соподчинение элементов музыкальной ткани и, тем самым, помогала раскрыть содержание музыкального произведения. Другими словами: набор нот сегодня - это вполне самостоятельная профессия.

Когда Николай Николаевич работает с рукописью музыкального сочинения, он не просто переводит рукописные знаки в печатные. Зачастую его опыт подсказывает, как правильнее разместить фактуру произведения в соответствии с требованиями нотопечатания. В вокально-хоровых сочинениях Николай Николаевич может посоветовать автору, какое голосоведение даст лучшее звучание. Ответственная задача встаёт при наборе рукописи композитора, чей жизненный путь уже завершился: в оригиналах встречаются описки и в таких случаях непросто найти верный вариант.

Самое удивительное это то, что Н.Н. Герасимову удалось выработать свой стиль нотного набора. Ведь музыканты знают, что ноты разных издательств имеют свой облик. Так, например, ноты издательства Peters отличаются от нот фирмы Breitkopf & Hartel, а французское нотное письмо не спутаешь с немецким.

Обложки семи выпусков нотного издания "Это надо сберечь", набранного Н.Н. ГерасимовымНоты, вышедшие из под руки Герасимова, отличаются изяществом, соразмерностью компонентов, лёгкостью восприятия. Нотное издание, набранное Николаем Николаевичем, привлекло внимание сотрудников Государственного центрального Музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки. На презентацию нотных сборников под общим названием «Это надо сберечь», издаваемых при содействии Губернатора Самарской области, в октябре 2009 года в Самару приехала А.А. Игнатьева, научный сотрудник Музея. Она привезла из Москвы целую коллекцию нотных, книжных и мультимедийных изданий Музея. Завязались тесные взаимоотношения. Ноты, напечатанные в Самаре, были приняты на хранение в Музей. В декабре 2009 г. А.А. Игнатьева вновь приехала в наш город, и был снят фильм об известной самарской певице Р.П. Ермолаевой. А через месяц Раисы Петровны не стало. Получается, ноты Николая Николаевича помогли сберечь память об удивительном человеке.

Среди нот, выпущенных при участии Н.Н. Герасимова, следует отметить антологию «Духовное наследие народов Поволжья: живые истоки». Это уникальное издание выходит под редакцией профессора, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, члена союза композиторов СССР И.А. Касьяновой.

В определённом смысле ноты, созданные Николаем Николаевичем, становятся визитной карточкой музыкальной Самары. Таково издание Гимна Самарской области (музыка Л. Вохмянина на слова О. Бычкова), осуществлённое Правительством Самарской области в 2007 г. Показательно, что когда председатель Самарской организации Союза композиторов России народный артист России М.Г. Левянт был приглашён в г. Уфу на празднование юбилея Союза композиторов Республики Башкортостан, то в качестве подарка башкирским коллегам Марк Григорьевич взял с собой ноты издания «Это надо сберечь».

Наверное, стремление к совершенству - отличительная черта людей искусства. Николай Николаевич может вернуть ноты, уже отданные в печать, потому что нашёл лучший способ сочетания нотных штилей в многоголосии.

Поражает удивительная скромность Н.Н. Герасимова. Будучи одним из составителей многотомной серии «Это надо сберечь», он позволил включить в сборники всего одно (!) произведение в своей обработке, хотя Николай Николаевич известен как аранжировщик, чьи работы входят в репертуар многих хоровых коллективов Самары и за её пределами.

Не будет преувеличением сказать, что из труда таких подвижников своего любимого дела, как Николай Николаевич Герасимов, и складывается культура нашего края, его история.


Семёнов В.Т.
профессор кафедры фортепиано
Самарской государственной академии культуры и искусств,
руководитель проекта «Это надо сберечь»


 

Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000-2010, Самарская Лука.