Логотип
Подписной индекс:

83218

Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки


  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(846) 335-59-56
(846) 959-69-14

Антон Павлович Чехов

К 150-летию со дня рождения

Памятник Антону Чехову, созданный на частные средства, открылся в Самаре. Открытие приурочено к отмечавшемуся 2 июля 2004 г. 100-летию со дня смерти писателя. Статуя классика русской литературы украсила самарский сквер имени Чехова. Автор памятника - известный самарский скульптор Иван Мельников. Трехметровая скульптура выполнена из белого известняка, добытого в Жигулевских горах. Великий писатель изображен стоящим на метровом постаменте с тросточкой в руке. Памятник на собственные деньги установил местный предприниматель Павел Коровин, пожелавший, по его словам, закрепить в сознании горожан память о Чехове.

Несмотря на то, что Чехов никогда не был в Самаре, многие жители Самарской губернии были обязаны ему жизнью: в 1898 году Чехов проводил благотворительный сбор средств для голодающих детей Самарской губернии. Благодаря Чехову, от голодной смерти были спасены десятки тысяч детей.

«-Вы грустны сегодня, Антон Павлович,- сказал я, глядя на его простое, доброе и прекрасное лицо, слегка бледное от лунного света<...>

- Это вы грустны,- отвечал он.- И грустны от того, что потратились на извозчика.

А потом серьезно прибавил:

- Читать же меня будут все-таки только семь лет, а жить мне осталось и того меньше: шесть. Не говорите только об этом одесским репортерам...»

Стройный экипаж разрезает мглу нежной весенней ночи. Два задумавшихся пассажира укрыты тенью кипарисов, но свет их творчества разольется по всему миру и пройдет сквозь века.

Один из них - написавший эти строки. Его имя я произношу всегда с восхищением перед мастерством тонкой, глубокой поэзии, льющейся даже из прозы. Это Бунин Иван Александрович.

Второму 29 января 2010 года исполнилось 150 лет. За эти годы человечество неустанно прокладывало тропу к его творчеству. Оно настолько правдиво и ясно, что может даже обескуражить, оттолкнуть своей кажущейся простотой и спокойствием. Путь к этому писателю найдет только тот человек, кто ищет счастья в правде... Писатель этот Чехов.

Памятник А. П. Чехову в Самаре
Памятник А.П. Чехову
Самара, проезд 9 Мая

 

А.П. ЧеховОн родился в 1860 году, в семье купца третьей гильдии Павла Егоровича Чехова, человека «старой закалки», артистичного и религиозного, не гнушающегося насилия над детьми. Мать же, Евгения Яковлевна, была светлым ангелом детства Антона - тихая, кроткая, всю себя она посвятила семье. И в такой патриархальной семье родились дети истинно свободные и талантливые: сделавшийся художником Николай, ставшие писателями братья Александр, Михаил, Антон. Вскоре, правда, семья «раскололась» - разорившийся отец с семьей бежал в Москву, оставив будущего писателя следить за хозяйством в Таганроге. В 1879 году Чехов окончил Таганрогскую гимназию, переехал в Москву к родным, где закончил медицинское отделение Государственного университета в 1884 году. Еще в студенческие годы он печатался в популярных юмористических журналах («Зритель», «Будильник», «Стрекоза» и т.п.) со своими искрометными короткими рассказами, причем большую часть заработка, включающего и доходы от врачебной практики, отдавал семье. Антон Павлович практиковал и в Истре, и в Звенигороде, высоко ставя свое звание врача, всегда сопряженное с выдержкой, самоконтролем, терпением и сочувствием, пускай даже скрытым. Эти же качества во многом определяют и его неповторимую прозу, не зря Чехов считал, что его медицинское призвание оказывает большое влияние на литературное. Однако скоро он вновь переехал в Москву, затем посетил Петербург, к 1887 году выпустил два сборника «Пестрые рассказы» и «Невинные речи», включавшие ныне хрестоматийные рассказы, такие как «Ванька», «Тоска», «Лошадиная фамилия» и другие. 19 ноября того же года москвичи могли лицезреть первую постановку чеховской пьесы «Иванов». Пьеса прошла успешно, вызвала множество споров, но полное признание чеховского новаторства было еще впереди. 1889 год был ознаменован значимыми переменами в жизни писателя: в бытовом плане - переезд с семьей в Харьковскую губернию на дачу к Линтаревым, в творческом - написание повести «Степь», которая была попыткой прорыва в жанр романа. И тонкая, лишенная дидактизма философия, основанная на стремлении главного героя к счастью, и наполненное меткими деталями степное царство лиричны и многоплановы. И хотя попытка закончилась неудачей, повесть до сих пор занимает особое место и в творчестве Антона Павловича, и в литературе.

А.П. Чехов с собачкойПрактически у каждого писателя есть герой, если не представляющий собой идеал сочинителя, то неизменно стремящийся к нему. Писатель невольно хочет приблизить любимого персонажа к вершинам собственной души. Для всех героев Чехова эта вершина непокоримая, Эверест. Потому что ни в одном из них нет той титанической силы духа, того страстного стремления к великому подвижничеству сердца и (главное!) возможности сие подвижничество совершить, которые были у их создателя, в 1890 году отправившегося на Сахалин. Воистину, это было испытание души, измученной мелочностью быта и желавшей совершить что-то полезное для общества, например, вывести на свет погрязшее в насилии и жестокости над заключенными начальство тюрем или показать произвол деспотичной императорской власти. Но не только общественные побуждения двигали писателем, - каждому из нас знакома эта тяга к неизведанному, к приключению, к нови. Каждый хоть раз жаждал испытать свой дух на прочность и выдержку, насытить свое бренное существование моментами, ради которых стоило жить. Чехов не был исключением.

Долгий путь предстоял ему: сквозь города Ярославль, Пермь, Екатеринбург, Благовещенск, Николаевск, сквозь реки Обь, Иртыш, Томь, Амур, сквозь дивную красоту Байкала и Татарский пролив достиг Антон Павлович заветного Сахалина. Точнее, Александровской слободки, где он и поселился. Плодом его проживания там стала вышедшая в 1895 году книга «Остров Сахалин». Повествование сжато и объективно, Чехов поднимается над своим мнением, чувствами, и кажется, что писалось это не человеческой рукой, но рукой правды. Ни прекрасного пейзажа, ни пространных «лирических отступлений», только факты, но они должны глубже воздействовать на читателя, чем возвышенные, жалостливые слова. И они подействовали - книга вызвала эффект разорвавшейся бомбы, появились десятки последователей и «первооткрывателей окаянного острова». Чехов добился своего, подорвав здоровье, но обретя новый импульс к творчеству и удвоенную тягу к жизни.

В 90-е годы создаются лучшие творения писателя. «Палата №6», где подлинное сумасшествие властвующих убивает людей, способных мыслить и сострадать. «Студент», любимый рассказ Чехова, исполненный света, любви и счастья просто быть частичкой человеческой истории. «Анна на шее», о жизни погрязшей в пучине пошлости девушки. Трилогия, состоящая из «Человека в футляре», «Крыжовника», «О любви», после которых читателям «вся Россия показалась в футляре». «Ионыч», своеобразная «энциклопедия русской пошлости». «Дама с собачкой», история вознесения человека над грязью и пошлостью обыденщины через очищающую любовь, пускай даже с туманным будущим. Именно бесцельное существование - главный враг Человека, и Антон Павлович своим творчеством неустанно отводит читателя от этой страшной пропасти. Большинство этих произведений были созданы в Мелиховский период, когда Чехов осел в деревне Мелихово после путешествий за границу в 1892 г. Писатель совмещал практику врача с общественной деятельностью - открывал школы, мед. пункты, почты. телеграф и другие.

Достаточно мирное течение жизни омрачило тяжелое для Чехова событие - провал написанной им в 1896 году пьесы «Чайка», поставленной в том же году Александрийским театром. Два года спустя Станиславский решился возродить пьесу, и ответом на его смелый шаг был оглушительный успех, невиданный ранее МХАТом, недаром его эмблемой остается до сих пор расправившая крылья чайка. Во МХАТе же были поставлены и «Дядя Ваня» (в 1899 году), «Три сестры» (в 1901), «Вишневый сад» (в 1904)-венец чеховской драматургии. «Комедия сквозь слезы», реквием по чистому, безвинному Вишневому саду - по душе ушедшей России и людей, не приспособившихся к изменившейся реальности. Одна из самых значительных пьес 20 века продолжает ставиться сегодня во многих странах мира. А МХАТовская актриса О.Л. Книппер, сыгравшая Машу из «Трех сестер» и Раневскую из «Вишневого сада», стала впоследствии женой Чехова. Их свадьба состоялась в мае 1901 года.

Последние годы жизни писатель провел в Ялте, в Аутке, чтобы поправить расшатанное здоровье, но конец был неумолим - туберкулез одолел организм, но не силу духа. В 1900 году Чехов был избран почетным академиком Пушкинской академии наук, но после бесчестного поступка императора, аннулировавшего присвоение М. Горькому звания академика, Антон Павлович отказался от заслуженного звания. Это был решительный протест непоколебимого человека, исполненного чести и долга перед совестью, против бесчинства власти. Так же поступил и Короленко В.Г..

В 1904 году Чехов покинул Россию и последнее пристанище нашел в Баденвейлере, где встретил конец в одном из отелей, в ночь с 1 на 2 июля....Ich sterbe(я умираю)... Фужер шампанского... И, по воспоминаниям О. Книппер, бьющаяся в стекло ночная бабочка... Пришедший за Чеховым «черный монах»...

Стройный экипаж разрезает мглу ясной весенней ночи. Позади остались 44 года яркой, достойной жизни, в которой было место и полной самоотдаче страждущим от болезней людям, и бичеванию человеческих пороков в рассказах, и тоске по ушедшему, чистому времени, и радостному принятию времени нового, счастливого, и подвигу «летописца Сахалина», и поздней, крепкой любви.

А впереди - мировая слава, сотни исследований творчества, неизменный успех постановок пьес. И, главное, благодарность и уважение Читателя. Не каждый, правда, оценит по достоинству преимущественно сухую, сжатую прозу, в которой нет места дидактизму и морализаторству, в которой мельчайшая деталь символична и глубока, а каждое слово «либо нужно, либо прекрасно». Сначала и я, признаюсь, видела в Чехове лишь противника избитой пошлости, причем довольно пессимистичного. Но затем появилось желание вновь и вновь возвращаться к нему, перечитывать, и потом долго сидеть с книгой в руках, ощущая после прочтения мягкий, пришедший со страниц свет, даже если рассказ был трагичен.

Ошибся Чехов, пророчествующий, что читать его будут лет семь, а жить он будет и того меньше - шесть. 150 лет прошло, и счастье, что человечество не забыло, и что не забудет. Ибо до сих пор находятся люди, жаждущие очищения и просветления, способные узреть в простом гениальное. Чехов был гениален. И все в нем было прекрасно: и душа, и мысли....


            Нуртдинова Юлия
 

Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 20000-2010, Самарская Лука.