Логотип
Подписной индекс:

83218

Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки


  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(846) 335-59-56
(846) 959-69-14

И по ночам, когда луна дозором
Над городом колдует и плывет,-
В нем призрачно минувшее живет.

Дмитрий Цензор

«... В нем призрачно минувшее живет»

Жителям и гостям Самары хорошо известен нарядный кокетливый дом на пересечении улиц Красноармейской и Фрунзе (бывших ул. Алексеевской и Саратовской). Его до сих пор называют дом Курлина, дом Курлиной. В 2010 году дому исполнилось 107 лет. И все эти годы он был овеян многочисленными, иногда противоречивыми, легендами и мифами, связанными и с историей семьи, и с историей самого здания.

Его создатель архитектор Александр Устинович Зеленко (1871 -1953 гг.) родился в Москве в семье профессора-медика. Закончил кадетский корпус, а затем в 1894 году - институт гражданских инженеров. В 1897 году приезжает в Самару, где занимает пост заведующего дорожно-строительным отделением земской управы Самарской губернии. В 1899 году он становится городским архитектором, сменив на этом посту А.А. Щербачева. Осенью 1900 года А.У. Зеленко неожиданно уезжает в Москву. За три года работы в Самаре он построил ряд интересных зданий различных архитектурных стилей. Курлины пригласили молодого архитектора, заказав дом, соответствующий европейскому образу жизни. Они хорошо понимали, что дом - это портрет тех, кто в нем живет.

Особняк А.Г. Курлина - жемчужина Самарского модерна - его ни с чем не сравнимые черты: растительный узор, украшающий окна, лепнина, изящные и утонченные металлические украшения фасада в форме стрекоз, переплетенных стеблей.

Композиция особняка рассчитана на восприятие здания с разных точек. В процессе движения открываются новые и новые картины. Архитектор продумал все: рисунок окон, отделку пола, потолка и стен, камины, ограждения лестниц. В здании все гармонично, едино, что характерно для модерна, ставшего художественным языком целой эпохи. В организации внутреннего пространства воплощена центричная планировка. Вокруг холла группируются все комнаты первого парадного этажа: гостиная, столовая, буфетная, кабинет, будуар и малая гостиная. Помещения второго этажа имеют подобную планировку, но меньше по размерам. Всего в доме 22 комнаты и 27 окон.

В стиле модерн оформлялись интерьеры парадных залов. Каждая из комнат имела свой художественный образ. Большая гостиная настраивала гостей на беззаботное веселье. Она наполнена воздухом и светом. Огромные окна, покрывающие плоскости двух стен, как бы связывают ее с городской средой. Форма и декор окон, дверей, лестниц разнообразны и геометрически сложны. Резные рамы окон и дверных проемов из натурального дерева имеют извитую форму, они, как ветками причудливых лиан, разрезают стекло окна или двери на сложные составляющие.

Ощущение изменчивости и подвижности вызывали лепное убранство потолка и стен, покрытых орнаментом столь любимых модерном орхидей. Длинные, как бы свисающие с потолка на стены цветочные стебли словно колышутся от дуновения ветра.

Парадная гостиная соединяется с соседней столовой. Здесь иной образ. Гротовая штукатурка, потолочные балки, заканчивающиеся масками мифических божеств, и подобные маски на панелях стен погружают нас в сказочную страну.

С противоположной стороны холла - кабинет и будуар. Интерьер кабинета хозяина отличался строгостью. Главный элемент его отделки - деревянные кессоны, расположенные по периметру потолка. Центральная его часть декорирована геометрическим орнаментом потолка и паркета создавала деловой тон. Но своеобразную разрядку в это деловое царство вносила декоративная медная окантовка камина в виде маков - символа опьянения и грез.

Рядом с кабинетом будуар хозяйки. Здесь царство природы: витраж в виде кроны деревьев на окне, живописный пейзаж над дверным проемом, сама дверь с цветочным рисунком и зеркальным стеклом. Особенно выразителен лепной декор потолка. Фантастическое переплетение гибких стеблей орхидей обрамляет парящую по потолку женскую фигуру, окутанную тонким покровом в виде крыльев бабочки.

Из многообразных впечатлений, полученных от восприятия интерьеров, складывался единый художественный образ всего особняка.

Привлекает внимание входная дверь особняка в виде знака «Омега», который широко применялся архитекторами модерна и напоминал улыбку. Из-за этого сходства архитектуру в стиле модерн называли «улыбающейся». В Самаре только А.У. Зеленко использовал этот прием.

Восхищенный взгляд останавливается на красивых по форме арках и въездных кованных воротах в виде стилизованного изображения бабочки, изготовленных по рисунку А.У. Зеленко.

Ограда отделяет двор с каретником, конюшней, сараями от шумной улицы Красноармейской. Со стороны улицы Фрунзе воздвигнута высокая глухая стена, ограда также завершается изысканным металлическим ограждением, изготовленным искусными мастерами. Ажурные ворота и решетки являются великолепными образцами русского художественного металлического искусства, поражающими красотой и мастерством..

Удобства и комфортабельность дома Курлиных были обеспечены инженерными коммуникациями. В год постройки он был подключен к городскому водопроводу. Имел воздушную систему отопления, нагретый воздух по каналам внутри стен поступал в каждую комнату через отверстия, прикрытые декоративными решетками, оснащенными жалюзи. В доме была канализация. Все комнаты освещались электричеством. Хозяева являлись одними из первых абонентов телефонной станции. Богатство интерьеров и комфортабельность дома сделали его одним из самых дорогих особняков в Самаре начала XX века.

«...Толпа сворачивала с Садовой на Дворянскую мимо нелепо роскошного, выложенного зелеными изразцами, особняка Курлиной». Это строки из романа Алексея Толстого «Хождение по мукам». Новизна архитектурного облика дома Курлиных поражала современников, вызывала противоречивые суждения. Но слово «роскошный» здесь действительно уместно. Он оценивался в 13986 рублей, тогда как средняя стоимость «богатого» дома в Самаре того времени составляла 5-6 тысяч рублей.

Постройка дома закончилась в 1903 г. Он сразу украсил улицу своим фасадом с парадной дверью, обрамленной зеркальным стеклом и завитками черного металла, с лепным изображением изящной женской головки на фронтоне над парадным входом. По существующей версии это образ прекрасной хозяйки - Сандры Курлиной и парящая нимфа на потолке будуара, тоже она, Сандра Курлина.

Александра Курлина была женщиной необыкновенно привлекательной. Иногда обыватели с окрестных улиц собирались перед домом, чтобы посмотреть на её выезд. Когда открывались ворота усадьбы в виде крыльев бабочки со стороны ул. Красноармейской (Алексеевской) и в красивом экипаже, запряженном белой в серых яблоках лошадью, лихо выезжал кучер, лихо разворачивался на углу и подавал экипаж к парадному входу на ул. Фрунзе (Саратовской). Двери растворялись и из них «выплывала» изящная хозяйка особняка. В документах того времени имеется описание этого экипажа. Это была русская пролетка с верхом, на пневматических колесах, обитая темно-синим сукном, с палевою обводкою, с двумя фартуками (суконным и кожаным) для защиты от пыли и дождя. Приобрела ее Александра Павловна в московской экипажной фабрике бр. Марковых за 1300 руб.

Сандра Курлина, как звали её близкие, отличалась не только необыкновенной обаятельностью, в самарском обществе её знали как большую любительницу музыки, а свои деловые качества она подтвердила, продолжая дела своего мужа.

Курлины - фамилия купеческая и в Самаре хорошо известная. В начале 1870-х гг. в Самару из г. Уральска Оренбургской губернии прибыли два брата Константин и Георгий Курлины. Там они служили в Уральском казачьем войске, а в Самаре перешли в купеческое сословие, причем сразу в I гильдию. Первое время Курлины торговали салом, а с начала 80-х гг. XIX в. занялись крупной хлебной торговлей. Еще в 1879 г. в Засамарской слободе начала работать паровая крупчатая мельница бр. Курлиных и Субботина. В 1881 г. на ее базе создается «Товарищество паровой, мукомольной и крупчатой мельницы и заводов в Самаре». Семейство Курлиных было весьма многочисленным. Потомки по линии Ивана, старшего сына Г.И. Курлина, до сих пор живут в Москве, Англии и Австралии. Согласно семейному преданию, именно две его дочери явились прототипами двух сестер в романе А.Толстого «Хождение по мукам».

Наиболее известным среди семейного клана в Самаре был Александр Георгиевич Курлин - купец I гильдии, Потомственный почетный гражданин, член совета общества взаимного кредита, председатель биржевого комитета, гласный городской думы, председатель попечительного совета коммерческого училища, попечитель общества слепых, детских приютов, член губернского попечительного о тюрьмах комитета, товарищ председателя самарского фотографического общества.

В середине 1880-х гг. Александр учился в гимназии, по которой был знаком с деятелем самарской революционной молодежи А.П. Скляренко. «Сын богатого купца, гимназист Александр Курлин, использовался Алексеем Павловичем для устройства собраний и вечеринок в его доме…» О результатах такого «использования» гимназиста Курлина вспоминал другой участник кружка Скляренко А.А. Беляев: «А.П. Скляренко довольно долго носился с сыном миллионера Курлина, ибо надеялся, что когда он вступит во владение своими миллионами, то, если не все свои миллионы, то хоть половину пожертвует на революцию…Не только миллионов, но и тысяч на революцию он не дал».

Александр Курлин не пошел дальше пения революционных песен. В своих политических воззрениях стал сторонником либерального движения. После оформления конституционно - демократической партии в Москве в октябре 1905 г., он в начале ноября создал свою группу в Самаре. В январе 1906 г. после объединения с группой А.Н. Хардина, на первом губернском учредительном съезде КДП Александр был избран членом самарского губернского комитета партии кадетов.

После окончания московского университета А.Г. Курлин вернулся в Самару. 10 января 1893 г. в Успенской церкви двадцатидвухлетний Александр обвенчался с шестнадцатилетней Александрой, дочерью коммерции советника Потомственного почетного гражданина купца I гильдии Павла Михайловича Журавлева. В честь этого события в помещении Коммерческого собрания в пять часов вечера состоялся торжественный обед. Приглашение на него хранится в фондах СОИКМ им. П.В. Алабина.

6 апреля 1894 г. в молодой семье Курлиных родилась дочь Лидия. Через год и три месяца ребенок умер, и с тех пор брак оставался бездетным.

Александр Курлин - яркий представитель нового поколения купцов-предпринимателей. В 1896 г., в возрасте 26 лет, он уже выделился из семьи и стал вести дела самостоятельно. Сразу получил купеческое свидетельство I гильдии. В это же время А.Г. Курлин, став председателем биржевого комитета, занимался строительством здания биржи. 20 марта 1910 г. газета «Голос Самары» писала, что 18 марта этого же года портрет А.Г. Курлина был установлен в помещении биржи рядом с мемориальной доской. Надпись на доске гласила: «1898 года 15 сентября трудами и средствами председателя биржевого комитета А.Г. Курлина и старшины того же комитета П.И. Шихобалова при участии членов общества построено и освящено здание биржи». Став председателем биржевого комитета, занимался строительством здания биржи. 20 марта 1910 г. газета «Голос Самары» писала, что 18 марта этого же года портрет А.Г. Курлина был установлен в помещении биржи рядом с мемориальной доской. Надпись на доске гласила: «1898 года 15 сентября трудами и средствами председателя биржевого комитета А.Г. Курлина и старшины того же комитета П.И. Шихобалова при участии членов общества построено и освящено здание биржи». Как известно, самарская биржа считалась одной из крупнейших среди хлебных бирж России. Именно по инициативе самарского биржевого комитета под председательством Александра Курлина в Самаре 14 сентября 1902 г. было открыто коммерческое училище. Через несколько лет на частные пожертвования, в основном Александра Курлина, было построено новое специальное здание для училища (ныне корпус Архитектурно-строительного университета на углу ул. Молодогвардейской и Ульяновской). В газете «Голос Самары» N39 за 19 февраля 1910 г. читаем: «…уважаемый А.Г. Курлин положил душу и большие средства на училище… Это, действительно, был отец, а не отчим для коммерческого училища».

Но, когда газета публиковала благодарности А.Г. Курлину, он уже тяжело болел.

В 1907 году в самом расцвете сил судьба этого человека круто изменилась, он стал пациентом больницы для душевнобольных, расположенной под Самарой в местечке Томашев Колок и был признан недееспособным. Свидетельствует об этом дело самарского Сиротского суда «Об имении душевнобольного Потомственного почетного гражданина А.Г. Курлина, поступившего в опеку по душевной болезни». Начато оно 3 января 1908 г.

Александра Павловна Курлина стала опекуном мужа. Теперь она вела торговые дела, занималась благотворительностью, состояла в губернском попечительстве детских приютов, в попечительном совете училища для слепых детей, оплачивала обучение и питание четырех учеников самарского коммерческого училища.

Александр Георгиевич Курлин скончался в возрасте 44 лет от паралича сердца 8 ноября 1914 года. Погребен на кладбище женского Иверского монастыря.

Спустя месяц после его кончины 19 декабря 1914 г. официальной владелицей известного особняка на улице Фрунзе стала Александра Павловна. И построенный ее мужем особняк вошел в историю Самары как «Дом Курлиной».

По словам жителя Самары Ю.Н. Капитонова, мать которого знала Курлиных, Александра после 1918 г. уехала из Самары в Москву, где и жила все последующие годы в коммунальной квартире. Умерла в 1970-х гг. Похоронена на Востряковском кладбище. Перед смертью она передала своей соседке печать из горного хрусталя с надписью «А.Г. Курлин» и попросила отправить ее в родной город. В 1990 г. Ю.Н. Капитонов передал печать сотрудникам отдела дореволюционной истории краеведческого музея, экспозиция которого уже располагалась в доме Курлиных. Эту единственную сохранившуюся подлинную вещь из семьи Александра Курлина хранила до конца жизни. Это был последний дар Сандры Курлиной Самаре. Печать Курлина вернулась в дом Курлина.

Кто же были последующие обитатели дома?

Летом 1918 г. в ходе гражданской войны, именно, в этом доме разместилась белочешская контрразведка. Согласно воспоминаниям, в подвале держали арестованных и даже производили расстрелы. С тех времен на стене остались надписи и выбоины от пуль. Есть и другая версия происхождения пулевых отверстий. Некоторые исследователи считают, что в подвале дома Курлиных был тир, но документальных подтверждений этой версии нет.

Конкретных данных о владельцах здания с осени 1918 г. до середины 1920-х гг. пока не найдено. Согласно адресно-справочной книге «Вся Самара на 1925 г.» в доме Курлиных находилось три организации: Самарский губернский отдел труда, Музей охраны труда и гигиены Самарск.Г.О.Т. и Биржа труда. В 1926 году дом Курлиных был муниципализирован. В декабре 1928 г. в БТИ заведено дело на усадьбу, составлен генеральный план дома и дворовых хозяйственных построек. Это самый ранний дошедший до нас план. К сожалению, проект А.У. Зеленко не сохранился, как не сохранилось и ни одного изображения внутреннего убранства дома.

С 1 октября 1928 г. по апрель 1929 г. три небольших комнаты на 2 этаже особняка были предоставлены историко-революционному музею. «Экспозиция музея дополнилась здесь чрезвычайно редким и важным историко-революционным памятником - это подвалом, где чехословаки в дни пребывания в Самаре в 1918 г. расстреляли более 100 безвестных героев большевиков и красногвардейцев».

В 1940 г. Музей Революции в подвале дома Курлина открыл свой филиал. Репортаж об этом был опубликован в газете «Волжская коммуна». Филиал Музея Революции сосуществовал в особняке до осени 1941 года. В доме кроме музея с 1929 по 1941 годы располагался детский сад N46.

С 1941 по 1943 г. два этажа здания занимало Посольство Королевства Швеции эвакуированного в Куйбышев дипломатического корпуса, по всеобщему мнению Швеция получила самый хороший дом.

В мае 1993 г. в Самаре побывал советник по культуре посла Швеции в России Эрьян Бернер. Во время посещения дома Курлина сотрудники музея обратились с просьбой разыскать кого-нибудь из дипломатов 1941-1943 гг. В июне в музей прислали воспоминания бывшего секретаря посольства Швеции в СССР Сверкера Острема шведского дипломата и писателя.

В 1998 г. Самару посетил шведский премьер-министр Персон, в составе делегации которого прибыл и сам Сверкер Острем. Этот восьмидесятитрехлетний человек прекрасно помнил расположение комнат, обстановку и был счастлив, что вернулся во времена своей молодости. Во время пребывания посольства в бывшем кабинете купца Курлина была устроена столовая для сотрудников. Рядом в будуаре располагался кабинет посла Швеции, напротив, через холл, в бывшей гостиной Курлиных находилась столовая посла, рядом кухня. На втором этаже расположились кабинеты канцелярии и спальные комнаты для сотрудников.

В 1943 г. после отъезда посольства в здание снова вернулся детский сад N46.

Решением Куйбышевского облисполкома за N617 от 19.11.1966 г. дому Курлиных был определен статус исторического памятника.

В 1973 г. здание было передано на баланс Куйбышевского областного музея краеведения. В 1980 г. начался ремонт и реставрационные работы, которые продолжались несколько лет. Параллельно шло проектирование и строительство музейной экспозиции. По решению Куйбышевского облисполкома N165 от 06.05.1987 г. дом Курлиных был принят на государственный учет как памятник архитектуры.

В 1989 г. здесь открылась экспозиция музея краеведения по истории Самарского края.

В 1995 г. по указу Президента России «Усадьба Курлиных» - купеческая усадьба городского типа начала XX в. - получила статус памятника исторического и культурного наследия федеральной значимости.

Дом Курлиной принимал посетителей, знакомил с музеем и проводил:

- «Леди клуб в доме Курлиной» костюмированный праздник совместно с журналами «Самара и губерния», «Леди клуб» при участии ансамбля старинной музыки «Альтера музыка», актеров театра «Самарская площадь». Гостей встречала и знакомила с интерьерами Дома Курлиной хозяйка Сандра Курлина в костюме в стиле «модерн».

- Открытие Каминного зала в Доме Курлиной, имеющего уникальную акустику, ознаменовалось международным фестивалем французской и русской музыки в рамках «Французской весны». «Альянс Франсез Самара» представил французский квартет «Прима Виста» и самарский квартет старинной музыки «Альтера музыка». Проведение фестиваля связано также с находкой в библиотеке г. Ульяновска утраченных нот французского композитора Антуана Луаэ. Его музыка прозвучала в исполнении «Альтера музыка».

- Костюмированный прием совместно с социальным фондом «Надежда», при участии Центра социализации молодежи. Для гостей проведена костюмированная экскурсия «В гостях у Сандры Курлиной», организован концерт «Маленький концерт в миноре и мажоре» ансамбля старинной музыки «Альтера музыка», танцевальные номера, игры в лото и бирюльки, гадания по книгам и эзотерическим картинкам.

- Презентация альманаха «Науки о жизни» и творческий отчет студентов медуниверситета о практике в Германии. Для гостей была проведена костюмированная экскурсия «В гостях у Сандры Курлиной», организован концерт ансамбля старинной музыки «Альтера музыка».

- Корпоративная встреча в Доме Курлиной представителей американской компании «Amway» в Самаре. Гости знакомились: с экспозицией и интерьерами Дома Курлиной, гаданием по эзотерическим открыткам. Прослушали концерт ансамбля «Классик Домра» в каминном зале.

Разработана концепция проекта «Жемчужина самарского модерна» с открытием в усадьбе Курлиных «Музея Модерна».

В 2008 году в усадьбе Курлиных по заказу Министерства культуры Самарской области начались реставрационные работы.


И.В. Крамарева,
зав.отделом истории прошлого СОИКМ им. П.В. Алабина


 

Входная дверь

 

Входная лестница

Внутренние двери

Лестница внутри дома

Нимфа в будуаре

 

Камин в столовой

 

Камин в кабинете А.Г. Курлина

 

Декор потолка

 

Декор потолка

Лепнина помещений

Женская головка над входом

 

Сквозные крылья бабочек чугунных

На изгороди вдоль особняка

Трепещут, чуть заметно, в бликах лунных,

Прорвавших путь себе сквозь облака.

                      Снежинки блестками парчи венчальной

                      На крылышках не тают, а живут

                      В поющем многовековом молчаньи,

                     В безропотности медленных минут.

А может, время здесь остановилось, ось,

Забыв о быстротечности веков,

И роем свадебных снежинок закружилось

В ажурности чугунных мотыльков.

                     Здесь в каждой завитушке и изгибе

                     Вселенная сокрыла отзвук свой…

                              
                                        Юлия Шумилина

  

Главная

Наверх

Содержание выпуска

Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 20000-2011, Самарская Лука.