Логотип
Подписной индекс:

83218

Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки


  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(846) 335-59-56
(846) 959-69-14

Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина:
ИСТОРИЯ МУЗЕЯ

П. В. АлабинСамарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина имеет длительную историю. Так получилось, что среди губернских городов Поволжья именно Самара первой обзавелась собственным музейным собранием (Почти одновременно с Самарским были основаны музеи в Нижнем Новгороде и Саратове (1887 г.), в Астрахани (1890 г.), позднее – в Казани (1895 г.), Пензе (1905 г.), Волгограде (1914 г.), Симбирске (1918 г.)). Возникновение публичного музея в Самаре, хотя и явилось закономерным следствием бурного торгово-экономического развития города в пореформенный период, было инициировано конкретным человеком - крупным самарским общественным деятелем Петром Владимировичем Алабиным.

29 января 1880 г. на заседании Самарской городской думы гласный думы, П.В. Алабин вынес на обсуждение составленный им «проект устройства здания для публичной библиотеки и музея, устройства и хранения музея». В проекте предлагалось «соорудить приличное здание для существующей уже в Самаре библиотеки и в том же здании устроить публичный музей, который имел бы средством изучения Самарского края в отношении естественном, сельскохозяйственном, техническом и историческом».

Решение последовало уже через неделю - 5 февраля 1880 г. Дума постановила возвести на углу улиц Дворянской и Алексеевской здание для публичной библиотеки «с устройством в оном музеума». (построено не было)

Вероятно, еще до принятия решения П.В. Алабин развернул активную деятельность по комплектованию коллекций будущего музея. Иначе сложно объяснить тот факт, что через две недели, 19 февраля 1880 г., в музей, который существовал пока только на бумаге, поступает первая коллекция: «одежда и принадлежности туркмен» (седло, шашка, штаны, рубаха, сапоги, халат - всего 14 наименований). Первым дарителем был Великий князь Николай Константинович. Внимание к зарождавшемуся музею со стороны члена императорской семьи было неслучайным: Петр Владимирович тщательно продумал будущую судьбу своего детища, связав его организацию с празднованием 25-летнего юбилея царствования Александра II.

Подготовительную работу по созданию музея облегчало и то, что первоначально для него не требовалось ни отдельного помещения, ни отдельного штата сотрудников. Музейная деятельность должна была осуществляться в составе существующей Публичной библиотеки. 15 апреля 1882 г. П.В. Алабин становится первым заведующим учреждений, формируемых при Александровской публичной библиотеке: музеем и Залом императора Александра II. Интересно отметить, что проект Зала императора Александра II, подготовленный П.В. Алабиным и представленный Библиотечным комитетом на рассмотрение Самарской городской думы, официально был утвержден только 15 декабря 1882 года, через восемь месяцев после назначения заведующего.

Но иногда бюрократические проволочки в деле музейного просвещения самарских обывателей удавалось свести к минимуму: так, уже с 1883 года Дума начала выделять средства на устройство Зала императора Александра II. Тогда же в Зале императора Александра II была заведена Книга почётных посетителей, что свидетельствует о начале его работы.

Однако, если с залом, посвященным императору, дела обстояли сравнительно благополучно, то создание полноценного музея требовало длительного времени. Завершить его организационное оформление помог очередной юбилей, на этот раз инициированный самарским городским головой - П.В. Алабиным. В 1886 г. по его инициативе торжественно отмечалось 300-летие основания Самары и 25-летие образования Самарской губернии.

В рамках юбилейных мероприятий в июле 1886 г. была активизирована работа по комплектованию фондов музея через обращения к частным лицам, учреждениям, ученым обществам.

2 августа 1886 г. Петр Владимирович Алабин представил на рассмотрение Самарской городской думы доклад Самарской городской управы с проектом создания в городе публичного музея в честь императора Александра II.

В разработанном П.В. Алабиным проекте были определены задачи и направления деятельности музея, его устройство и система административного руководства. Создаваемое учреждение под названием «Самарский публичный музей» находилось в ведении Попечительского Комитета Александровской публичной библиотеки.

13 ноября 1886 г. Самарская городская дума постановила: доклад принять и разрешить приём предметов для музея. Именно эта дата сегодня отмечается как День рождения музея.

Нужно отметить, что благодаря разносторонним интересам основателя музея комплектование его коллекций велось по самым разным направлениям. Так, среди первых даров уже юридически существующему музею были альбом фотоснимков солнечного затмения 1887 г. самарского фотохудожника Васильева; альбом фотопортретов гласных Самарской городской думы со времени введения городового положения; образцы добываемой соли и коллекция изделий из неё; образцы нефти и всех продуктов из неё; образцы продуктов сахара и рафинада.

Долгое время музей, находившийся на правах отдела в составе Александровской публичной библиотеки, располагался в нескольких комнатах на втором этаже в доме купца Ю.Б. Христензена, и показать музейную коллекцию в полном объеме в этих условиях было невозможно.

П.В. Алабину, при его колоссальной энергии и административных возможностях, так и не довелось увидеть свое детище в достойном помещении, хотя, как мы помним, решение построить отдельное здание для музея и библиотеки Самарская городская дума приняла ещё в 1880 году. К 1885 г. были подготовлены необходимые документы и собрано для строительства 30 тысяч рублей, чего хватало для начало работ, но архитектурный проект самого здания отсутствовал. В 1887 г. академик архитектуры В.О. Шервуд, автор проекта Императорского Исторического Музея в Москве, в качестве дара Самарской городской думе подготовил эскиз фасада планируемого здания. Комитет библиотеки принял этот эскиз за основу разрабатываемого при посредничестве городского архитектора К.Д. Гордеева проекта.

Возможно, строительство шло с задержками по простой причине: в городе недоставало денежных средств. В 1891 г. председатель попечительского Комитета при Самарской Публичной библиотеке и музее П.В. Алабин стал председателем Самарской губернской земской управы, а, следовательно, не мог избираться на должности по городскому управлению. Бросить музей он не мог, и выход был найден. 11 апреля 1891 г. гласный Самарской городской думы В.Е.Буслаев выступил с заявлением о необходимости передачи публичного музея и зала императора Александра II Губернскому земству. В заявлении говорилось, что большие ценности могут быть утрачены из-за невозможности обеспечения необходимых условий хранения, так как у города нет средств. И так как музей принадлежит не только Самаре, а всему краю, о нем должна позаботиться губерния.

Заведующим Самарским публичным музеем и Залом императора Александра II остался П.В. Алабин.

Музей развивался постепенно. Приобретались витрины, готовились новые экспозиционные комплексы. Фонды музея пополнялись как путем закупок, так и через дары от частных лиц и организаций. Среди дарителей необходимо отметить в первую очередь самого П.В. Алабина, а также преподавателя Самарского реального училища П.А. Ососкова, передавшего в музей коллекцию палеонтологических и минералогических образцов ископаемых (1887 г.), коллекцию слепков вымерших третичных животных, хранящихся в Парижском музее (1892 г.), отдельные находки. Интерес к музею продолжали проявлять члены императорской фамилии и официальные лица. Великий князь Георгий Михайлович прислал свой труд «Русские монеты 1881-1890 гг.» (1891 г.), а директор Московского и Румянцевского музеев, действительный статский советник В.А. Дашков пожертвовал в Зал императора Александра II из дублетов музеев иностранные и русские книги и брошюры - 20 наименований в 24 томах и 7 альбомов с портретами лиц, отличившихся в войне 1853-1856 гг. (1892 г.).

До своих последних дней П.В. Алабин занимался музеем, обрабатывая коллекции и готовясь к переезду музея и библиотеки в новое здание. Среди его последних работ - первое описание археологической коллекции: «Древности, найденные в Самарской губернии и хранящиеся в Самарском публичном музее», изданное в 1895 г.

5 мая 1896 г. П.В. Алабина не стало. В память о его заслугах Самарская городская дума постановила установить в музее на специальном постаменте портрет П.В. Алабина, выполненный по заказу Городской управы академиком живописи А.Н. Новоскольцевым. Последний дар от своего основателя музей получил 7 июня 1896 г., когда, согласно завещанию П.В. Алабина, его вдова В.В. Алабина обратилась с просьбой принять в музей 2 витрины со старинными монетами и медалями, а 22 апреля 1898 г. его сын А.П. Алабин пожертвовал музею мюнц-кабинет П.В. Алабина.

Переезд Городской библиотеки и Городского музея в новое здание, приобретенное городской думой - дом, где размещалось Благородное собрание, на улице Дворянской, 145 (сейчас Куйбышева, 131), начался в июле 1896 г., и 15 августа он завершился. Еще почти два года понадобилось для расстановки коллекций Самарского публичного музея и Зала императора Александра II. Только 24 мая 1898 г. музей был открыт. Музей занимал две комнаты и имел право в общем зале с библиотекой помещать картины художников. Первая экспозиция музея имела 12 разделов: археологический, сельскохозяйственный, кустарный, этнографический, художественный и др. К открытию музея новый заведующий - Н.М. Федоров - подготовил подробный «Указатель предметов, хранящихся в Самарском публичном музее».

К 1890-м гг. относится начало активной музейной деятельности еще одного выдающегося самарца - К.П. Головкина, на протяжении многих лет курировавшего созданный по его инициативе художественный отдел музея (Некоторое время (с марта по октябрь 1917 г.) К.П. Головкин заведовал Самарским городским публичным музеем.). Многие художники России, среди которых были М.В. Нестеров,

К.Ф. Юон, откликнулись на подготовленное в 1898 г. К.П. Головкиным и разосланное Городской управой письмо-обращение с просьбой присылать свои произведения в дар новому отделу Самарского городского музея. Свои работы музею регулярно передавал сам К.П. Головкин и другие самарские художники.

С. Е. ПермяковСитуация на рубеже веков в музее была непростой. Достаточно отметить, что за пять лет в роли заведующего музеем побывали три человека: после Н.М. Федорова заведующим Залом императора Александра II и заведующим Самарским публичным музеем в октябре 1900 г. стал член Библиотечного комитета А.А. Смирнов, а в 1901 г. - С.Е. Пермяков.

Музей в начале XX века имел семь отделов: археологии и истории края, этнографии, промыслов (сельское хозяйство, кустарные промыслы), зоологии, ботаники, геологии и минералогии, отдел художеств. В годы русско-японской войны началось комплектование коллекции о военных событиях, но для полноценной работы помещений музею не хватало.

В сентябре 1908 г. К.П. Головкин вместе с самарскими любителями древностей П.А. Преображенским, В.А. Михайловым, В.В. Гундобиным организовал Общество по сооружению и поддержке «Дома науки и искусств» в Самаре, в котором значительное место планировалось отвести музею. На строительство Дома науки и искусств К.П. Головкин готов был выделить 500 000 рублей из собственных средств. К сожалению, город предложение Общества не принял.

Несмотря на это, вокруг музея продолжал собираться «музейный актив». В 1914 г. началась работа по созданию отдела Первой мировой войны. Весной 1915 г. при Самарском городском музее был организован Музейный кружок, на базе которого через год возникло Самарское Археологическое общество.

К. П. ГоловкинПосле Февральской революции ситуация в музее изменилась незначительно. Был назначен новый директор - К.П. Головкин, закрыт Зал императора Александра II, организован отдел «Война и русская революция». В августе 1917 г. в Городской музей благодаря усилиям члена Самарской Губернской Архивной Ученой Комиссии С.А. Хованского был передан Аксаковский архив.

После Октября 1917 г. у музея появился новый директор: известный самарский краевед Ф.Т. Яковлев. Самарский публичный музей был переименован в Самарский городской музей, а руководила им Комиссия по заведованию Самарским городским музеем (1917-1919).

Фонды музея активно пополнялись. В апреле 1918 г. С.А. Хованский привез в музей фундаментальную библиотеку Самарской духовной семинарии с рукописным фондом. По рекомендации В.В. Гундобина в художественный отдел музея было передано собрание русской живописи XIX - начала XX вв. П.И. Шихобалова. Среди привезенных полотен были работы В.Е. Маковского, К.Е. Маковского, В.Д.Поленова, И.Е.Репина, В.И. Сурикова, Н.А. Ярошенко.

В мае 1918 г. в фондах музея находилось около 22 000 музейных предметов. Коллекции были разделены на 22 отдела: антропологический, археологический, военный, географический, геологический, зоологический, кустарный, палеонтологический, полицейский, революции, сельскохозяйственный, технический, церковный, энтомологический, этнографический и др. В марте 1919 г. было решено организовать при Самарском городском музее отдел изящных искусств и просить Совет Государственного Эрмитажа, отдел Изобразительных искусств, Совет Московского Исторического музея и бывший Музей Императора Александра III о пополнении коллекций и фонда музейной библиотеки. Тогда же музей сменил статус: стал называться не городским, а губернским.

В июне 1919 г. к Губернскому музею был присоединен естественноисторический музей Самарского университета (в здании университета для него не нашлось места).

Но уже в конце лета 1919 г. для музея настали тяжелые времена. В сентябре 1919 г. Губернский Отдел народного образования с целью ревизии музея создал Коллегию по делам охраны памятников искусства и старины в составе К.П. Васильева, А.М. Гинцбурга и Идлиса. По итогам ревизии было принято решение о закрытии музея, Комитет по заведованию был отстранён от руководства Музеем, а в ноябре 1919 г. многие члены Комитета по заведованию Музеем были арестованы (Вызвано это было, прежде всего, тем, что пытаясь спасти бумаги Полицейского архива, сотрудники Археологической комиссии привезли их в одно из помещений музея. Это деяние было расценено как контрреволюционная деятельность // Чернова В.А. Самарское общество археологии, истории, этнографии и естествознания и его роль в формировании художественной коллекции Самарского художественного музея // Краеведческие записки. Вып. VIII. Cамара, 1996. С. 73).

В. В. ГольмстенДействия «музейной тройки» привели к развалу музея. Для его спасения по инициативе Самарского общества археологии, истории, этнографии и естествознания при Самарском университете 15 марта 1921 г. для приёма, учёта и управления Музеем из числа членов Общества была создана Музейная Коллегия. Директором Самарского губернского научного музея становится профессор Самарского университета А.С. Башкиров, а после его отъезда в Москву в 1922 г. - профессор В.В. Гольмстен.

Именно на долю В.В. Гольмстен выпала тяжелейшая задача преобразования музея в подлинное научное и культурно-просветительное учреждение. Были заново составлены инвентарные книги, описи коллекций, налажена система учета, в 1923 г. музей был вновь открыт для посетителей. Благодаря В.В. Гольмстен, которая продолжала оставаться еще и директором музея Самарского общества археологии, истории, этнографии и естествознания, в Губернском музее появилась подлинно научная составляющая - проводились археологические экспедиции, готовились к публикации результаты исследований. В сложных условиях мизерного финансирования музей развивался, расширяя свою деятельность путем создания музеев-филиалов, содержание которых брали на себя другие организации: Аксаковской комнаты и Комнаты старой Самары при СОАИЭ; Военного музея при Управлении военными заведениями ПРИВО; Историко-революционного музея; Криминального музея при УРО.

Особняк купца СурошниковаВ 1924 г. Самарский губернский научный музей получил дополнительную площадь за счет библиотеки, переведенной в другое здание. Кроме вновь созданного краеведческого отдела, музей имел отделы: естественноисторический, истории культуры и религий, художественный.

В марте 1925 г. Самарский губернский научный музей был переименован в Самарский государственный областной музей, а в 1929 г. - в Самарский областной музей краеведения.

Со второй половины 1920-х гг. научная составляющая в деятельности музея под напором административных требований отходит на второй план. И хотя фонды музея продолжали пополняться (в 1931 г. музею были переданы экспонаты ликвидированного музея Общества археологии, истории, этнографии и естествознания, в 1935 г. - коллекция минералов академика А.Е. Ферсмана), в 1933 г. по решению Крайисполкома музей получил новое здание по ул. Пионерской, 22 (бывший особняк купца Сурошникова), он превращался в типовой музей советской эпохи. В 1934-1935 г. была осуществлена попытка создания новой экспозиции по древнейшей истории края, концепцию которой разработал высланный в Самару из Ленинграда археолог Б.А. Латынин. 5 сентября 1936 г. в Постановлении Куйбышевского Краевого Комитета ВКП(б) «О состоянии и перспективах развития музеев края» ставилась задача «Превратить Краевой музей в показательный музей (с отделами природы, истории и социалистического строительства) и научный центр краеведческой музейной работы». Однако показательный музей все больше превращался в центр политической пропаганды, и даже новая экспозиция подверглась резкой критике как «идеологически невыдержанная» и подготовленная врагами народа. Особенно тяжелым для музея оказались 1936-1938 гг. За это время в нем сменилось шесть директоров: М.Д. Философов (1936 г.), Г.А. Мартиросов (октябрь 1936-март 1937 гг.), Т.Ф. Кузнецова (март-июль 1937 г.), И. Шатунов (июль-декабрь 1937 г.), П. Семенова (декабрь 1937 г. - февраль 1938 г.), П.С. Ильичев (с февраля 1938 г.). В эти годы художественный отдел музея был преобразован в самостоятельный художественный музей (1937 г.), музей потерял часть коллекций, которые передавались в школьные музеи, областному государственному архиву, педагогическому институту. Значительная часть предметов из фондов музея была уничтожена как «не имеющие исторического значения» (Сначала эта участь постигла часть экспонатов Зала императора Александра II, а после выхода в октябре 1938 года постановления об «Организации особых фондов печати и экспонатов при научно-исследовательских государственных и ведомственных музеях СССР» было передано в Облито и уничтожено 2 074 музейных экспоната).

Польский костелВ самом начале Великой Отечественной войны музей в 24 часа был переведен из здания на ул. Пионерской, 22 в здание бывшего польского костела на ул. Фрунзе, 157 и законсервирован. Что означает в течение суток демонтировать и перевезти экспозицию большого музея и его фонды - могут представить себе только музейные работники. Удивительно, что при переезде пропало всего 894 экспоната (в основном из коллекции нумизматики и оружия). Еще 1052 серебряных предмета, среди которых были русские и иностранные серебряные монеты, Георгиевские кресты, серебряные кресты, в августе 1941 г. были переданы в фонд Госбанка на нужды обороны.

Несколько музейных сотрудников ушли на фронт, оставшиеся работали с передвижными выставками, читали лекции в воинских частях и на промышленных предприятиях города, проводили комплектование фондов по военной тематике. Для стационарных выставок в музее были выделены две комнаты.

После окончания войны музей еще долго не мог развернуть полноценную экспозицию, работая с посетителями на тематических выставках. В 1947-1948 гг. выставочная работа была свернута, и сотрудники музея были заняты проведением полной фондовой сверки. Сверку задерживал тот факт, что сотрудники музея отвлекались на внемузейные мероприятия: так, например, они неоднократно отправлялись в длительные командировки в сельские районы для организации культмассовой работы во время уборочной кампании 1948 г.

По итогам проверки музейных фондов часть коллекций, как не имеющая краеведческого значения, была передана музеям Ульяновской и Чкаловской (Оренбургской) областей, а часть библиотечного фонда поступила в областную библиотеку.

В 1951 г. музей в очередной раз ждала реорганизация. Постановлением Комитета по делам культурно-просветительских учреждений Краеведческий музей объединялся с Музеем Революции в единый Куйбышевский областной музей краеведения. Основной упор в работе музея делался на изучении и представлении советского периода истории края.

Ветер перемен, повеявший после XX съезда КПСС, коснулся и Куйбышевского музея. В 1958 г. при музее был создан Учёный Совет, открылась построенная на краеведческом материале экспозиция, посвященная дореволюционной истории края.

Многое для становления Куйбышевского областного музея краеведения сделал К.Л. Сорокин, ветеран Великой Отечественной войны, Почётный гражданин городов Щекино (Тульская обл.) и Калуги, бывший директор музея в 1959-1964 гг. При нем в 1962 г. открылась первая часть обновленной экспозиции отдела истории советского периода. Музей искал новые формы работы. Так, в 1962 г. тысячи людей познакомились с выставками передвижного вагон-музея, организованного в составе агитпоезда по маршруту Куйбышев-Сургут-Сенная.

В 1963 г. музей начал издавать собственный тематический сборник «Краеведческие записки», значительное место в котором заняли публикации с результатами научных исследований сотрудников музея.

В 1966 г. открылась новая экспозиция отдела природы, которую до сих пор вспоминают в Самаре. В экспозиции были представлены и материалы, собранные во время геолого-ботанических экспедиций, организованных заведующей отделом природы музея Т.В. Тезиковой и научным сотрудником отдела природы Т.И. Плаксиной.

В 1970-е гг. благодаря усилиям сотрудника отдела истории прошлого Р.М. Ключниковой (Юнусовой) музей организовывал собственные археологические экспедиции, принимал археологические коллекции из других учреждений - Куйбышевского государственного педагогического института и Куйбышевского государственного университета. Новые экспонаты были использованы при модернизации экспозиции древнейшей истории края, а постановка на учет крупных археологических коллекций во многом способствовала повышению официального статуса музея до II категории.

В 1974 г. была создана новая экспозиция отдела советского общества. Несмотря на политизированность и заданность ее структуры, экспозиция получилась интересной, показывавшей историю края через историю жизни конкретных людей, принадлежавших к различным поколениям.

Открытие новой экспозиции дало возможность Куйбышевскому областному музею краеведения принять активное участие во Всесоюзном и Всероссийском смотрах (1974-1977 гг.) отделов истории советского общества, посвященных 60-летию Советской власти. Несомненно, что участие в смотрах привело к положительным результатам: в музее активизировалась научно-исследовательская и массовая работа, работа по комплектованию фондов, по совершенствованию существующей экспозиции. В работе историко-революционной секции при музее активное участие принимало около 200 человек, читавших лекции, выступавших на заводах, в учебных заведениях, воинских частях. В музее происходил прием в члены ВЛКСМ, там принимали присягу молодые воины. В 1977 г. был поставлен своеобразный музейный рекорд, превзойти который в Самаре вряд ли когда-нибудь удастся: за год музей посетило около 500 тысяч человек.

Привлечению посетителей способствовало и развитие сети филиалов. В 1974 г. музею был передан Дом-музей М.В. Фрунзе, до этого находившийся в ведении штаба ПРИВО, в 1978 г. - музей истории г. Новокуйбышевска.

В 1970-1980-е гг. Куйбышевский областной музей краеведения по праву считался одним из крупнейших региональных музеев страны (Согласно приказу Минкультуры РСФСР №61 от 29.01.1982 г. он являлся одним из 24 зональных научно-методических центров музейной работы. Кузнецова Л.В.). Добиться официального признания своих заслуг музеям всегда было непросто, и тем ценнее тот факт, что Куйбышевский музей неоднократно отмечался: так, например, в 1986 г. в честь 100-летия со дня открытия музей был награжден Почетной грамотой Верховного Совета РСФСР.

Последним событием в советской истории областного музея стало открытие в 1989 г. в бывшем доме Курлиной (ул. Красноармейская,15) новой экспозиции отдела дореволюционной истории, в которой была представлена история края с момента строительства крепости Самара до событий гражданской войны.

Наступившие 1990-е годы принесли резкие изменения не только в политической жизни страны, но и коренным образом сказались на судьбе музея. С одной стороны, музей лишился двух основных помещений, переданных религиозным конфессиям по указу Президента: здания православного храма, в котором размещался отдел советской истории, и здания католического костела, в котором находились экспозиции отдела природы и древнейшей истории края, а также фонды музея и кабинеты сотрудников. С другой стороны, предложение сотрудников краеведческого музея о передаче музею здания Ленинского мемориала было поддержано главой администрации области, депутатами Областного совета народных депутатов, общественностью. 18 сентября 1992 г. было подписано Постановление Администрации Самарской области «О присвоении имени П.В. Алабина Самарскому областному музею краеведения», а 26 апреля 1993 г. Глава Администрации Самарской области К.А.Титов подписал Распоряжение «О создании Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина». В Распоряжении говорилось об объединении двух музеев (Областного краеведческого музея им. П.В. Алабина и Самарского филиала Центрального Музея В.И.Ленина) и создании Историко-краеведческого музея им. П.В.Алабина с передачей ему музейных зданий на правах оперативного управления. В состав нового музея включалось 4 филиала: Дом-музей В.И. Ленина в Самаре (ул. Ленинская,135); Дом-музей М.В. Фрунзе (ул. Фрунзе, 114); Музей истории г. Новокуйбышевска и Дом-музей В.И. Ленина в с. Алакаевка Кинельского района.

Л. В. КузнецоваДиректором Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина была назначена Л.В. Кузнецова.

В 1993 г. в здании бывшего Ленинского мемориала начала работать первая музейная краеведческая выставка: «Возвращенные имена», посвященная самарцам - жертвам репрессий 1930-1950-х гг. В этом же году впервые после долгого перерыва были организованы археологические экспедиции, которые, наряду с природными и этнографическими, с этого момента становятся традиционными.

В 1993-1995 гг. в музее были открыты краеведческие выставки, объединенные общим названием «Музей и его коллекции»: «История музея и его коллекции», «Природные ресурсы Самарского края», «Животный мир Самарского края», «Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны», «От каменного века до Золотой Орды». Помимо создания стационарных экспозиций, музей активно организовывал временные выставки, открытие которых становилось событием в культурной жизни города.

В 1990-е гг. занял свою нишу и филиал музея - Дом-музей В.И. Ленина в Самаре. Основная мемориальная экспозиция, посвященная семье Ульяновых, была сохранена, а на первом этаже - в бывшей лавке и жилых помещениях купца Рытикова - реализуются выставочные проекты, посвященные преимущественно детской тематике (игры и игрушки, школа и образование, образы русских сказок и пр.). На работу с детской аудиторией рассчитана и организованная впоследствии в основном здании музея специализированная детская площадка, развивающаяся в рамках проекта «Маленькая дорога в большой мир».

В своей деятельности музей активно использует новые информационные технологии. Еще в 1990-е годы была создана единая музейная компьютерная сеть, началось формирование музейных фондовой и библиотечной баз данных. В 1997 г. в числе первых российских музеев музей создал собственный сайт, на котором регулярно размещается информация, рассказывающая о деятельности музея и о хранящихся в музее коллекциях. В настоящее время сайт Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина (www.alabin.ru) является одним из наиболее популярных среди российских музейных сайтов.

Отчетливо понимая ограниченность бюджетного финансирования, музей активно привлекает для реализации своих проектов сторонние средства. Десятки проектов, подготовленные сотрудниками музея, были осуществлены при поддержке различных фондов: Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Института «Открытое Общество», Фонда Форда, Фонда IREX, Фонда Президента РФ, Фонда Потанина и др., а также по целевым программам Правительства Самарской области. Благодаря привлеченным средствам были проведены научные конференции, реализованы выставочные проекты: «Народный космос», «Архитектура на кончиках пальцев», «Мир на ладони», «Руками трогать обязательно», «Спутанные нити», «Духовное единство в культурном многообразии», проводились военно-исторические фестивали «Битва Тимура и Тохтамыша на р. Кондурча», «России верные сыны», «Тревожные дни Самары» и т.д.

В 1990-е гг. музей фактически становится одним из центров научной и краеведческой работы Поволжского региона. В 1994 г. в музее были проведены первые научные конференции, посвященные 170-летию со дня рождения П.В. Алабина, а также 75-летию Самарского общества археологии, истории, этнографии и естествознания и 25-летию Средневолжской археологической экспедиции.

В 1995 г. была проведена первая международная научная конференция: «Культуры степей Евразии второй половины I тысячелетия н.э.», которая стала традиционной. С 2001 г. традиционным стало и проведение межрегиональной конференции «Самарский край в истории России».

Серьезным теоретическим вкладом в развитие музееведения стала публикация в 1998 г. подготовленной совместно с лабораторией музейного проектирования Института культурологии РАН (г.Москва) Концепции развития Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина «Музей и коммуникация». Изданная книга до сих пор является не только руководством в деятельности СОИКМ им. П.В. Алабина, но и используется в качестве методического пособия преподавателями ВУЗов и сотрудниками музеев России.

Проявлением накопленного научного потенциала музея (В настоящее время в музее работают шесть кандидатов наук) стала активная издательская деятельность музея. В 1995 г. был возобновлен выпуск «Краеведческих записок» (вышли выпуски VII-XIII), начаты новые музейные серии: «Из истории музейных коллекций» (вып.1-2), «Самарский край в истории России» (выпуск 1-3), изданы восемь томов материалов I-IV международных археологических конференций «Культуры степей Евразии второй половины I тысячелетия н.э.», международной конференции «Контактные зоны Евразии на рубеже эпох», всероссийской конференции АДИТ. Музей публикует научные каталоги отдельных коллекций, выходят в свет монографические издания, подготовленные сотрудниками музея.

Признанием растущих позиций Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина в российском музейном сообществе стало его успешное участие во Всероссийском фестивале «Интермузей», где музей выглядел очень достойно (На первом Всероссийском фестивале «Интермузей» в 1999 г. музей получил Диплом за лучшую тематическую экспозицию, в 2003 году - Специальный диплом «За милосердие» (за лучший социально-ориентированный проект, в 2008 году с проектом «Горизонт-120» музей стал одним из трех номинантов на получение Гран-при конкурса).

Событием в культурной жизни Самары стало открытие в 2004 году после реэкспозиции филиала музея - Дома-музея М.В. Фрунзе. В новой экспозиции, концепция которой разрабатывалась при участии крупнейших самарских историков, гражданская война показана как величайшая трагедия народа. По возможности объективно представлены материалы, рассказывающие не только о боевых действиях Красной армии и политике советского правительства, но и о сущности белого движения.

В начале нового тысячелетия музей начинает реализовывать международные проекты. В 2000-2009 гг. совместно с Канадским музеем цивилизации реализован совместный выставочный проект «Хозяева степей: древние кочевники России и Канады», не имеющий аналогов в мировой музейной практике. Для создания совместной выставки были использованы результаты многолетних археологических исследований в обоих регионах, результатом которых стала книга «Хозяева степей: древние кочевники степей Евразии и Северной Америки», изданная на английском, французском и русском языках. В 2006-2007 гг. выставка работала в Канадском музее цивилизации, в 2008-2009 гг. - в Самарском областном историко-краеведческом музее им. П.В. Алабина. В двух музеях выставку посетили 155 000 человек.

Свой очередной юбилей музей встречает с новыми идеями. Сотрудники музея готовят новые выставки, разрабатывают новые интерактивные программы, проводят научные исследования. Начинается реконструкция Дома Курлиной, в котором после завершения реставрационных работ планируется открытие «Музея Модерна».

Более 200 тыс. человек, которые ежегодно посещают музей, знакомясь с наиболее яркими экспонатами из 200-тысячной музейной коллекции, свидетельствуют о востребованности музея. И нам вместе с ними хочется верить, что Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина ждет большое будущее.


Д.А. Сташенков,
ученый секретарь СОИКМ им. Алабина
 

Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000-2011, Самарская Лука.