Логотип
Подписной индекс:

83218

Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки


  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(846) 335-59-56
(846) 959-69-14

«Самая большая тайна искусства -
Искренность»
М. Сарьян

Рыцарь самарской оперы

В 2011 г. Самарский оперный театр отмечает свой 80-летний юбилей. 40 из этих восьмидесяти служил нашей опере её верный рыцарь Семён Григорьевич Касаткин - талантливый певец, артист, общественный деятель, влюблённый в оперу, в театр, в своих партнёров. 30 лет он руководил оперной труппой и был бессменным членом художественного совета, а это значит: участвовал в определении магистрального направления работы коллектива, в формировании репертуарной политики, в решении актёрских судеб.

Семен КасаткинМенялись дирижёры, режиссёры, обновлялась труппа. Касаткин пережил несколько постановок опер «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Князь Игорь», «Царская невеста», «Кармен», «Травиата», «Риголетто», «Аида», «Тоска», «Иоланта» и др., оперетт, трудные времена ремонта театра в 70-е годы. Вместе с труппой исколесил вдоль и поперёк необъятные просторы страны с Крайнего Севера (Мурманск, Архангельск) до юга (Астрахань, Ростов-на-Дону, Полтава, Орджоникидзе, Грозный), от самого Дальнего Востока (Владивосток, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск, Хабаровск) до Запада (Калининград). Гастроли нашего театра охватывали более 60-ти городов. Конечно, приоритет отдавался городам Поволжья, но и в столице театр был представлен достойно и имел успех.

С.Г. Касаткин участвовал во всех гастролях и делил с родным театром и успех, и трудности. Случалось всякое, но главное - была радость творчества, любимая работа, был здоровый климат в труппе, в чём немалая заслуга её руководителя. Был любимый театр, которому 40 лет отдавал талант, вдохновение, свою любовь, не ожидая ни званий, ни наград.

В его творческом багаже более пятидесяти ролей, выходил на сцену около пяти тысяч раз. И не важно, играл ли он главные или роли второго плана, это всегда было ярко, талантливо, интересно. Но прежде чем поведать о творческих достижениях артиста на самарской сцене, обратимся к его корням. Как попал в оперу сельский паренёк Сеня Касаткин? Конечно, из самодеятельности. Итак, всё по порядку…

Родился он в селе Чукановка Бобровского района Воронежской области в 1937 году. Петь начал рано, подражая отцу и старшему брату, которые пели и в церкви, и в Доме культуры, и дома. В саду Касаткиных постоянно собирались любители попеть и послушать. Особенно хорошо звучал «Вечерний звон». Кто знает, может быть, этот звон отозвался прекрасным эхом в детской душе Сени и зажёг творческую искру?.. Кстати, у всех Касаткиных крепкие красивые тенора. За другие голоса пели гости.

Семён прошёл разные этапы самодеятельного творчества: пел в составе хоров на районной, областной, республиканской, всесоюзной сцене, нередко солировал и всегда успешно. Запомнилось ему участие в заключительном концерте Всероссийского смотра в Кремле в 1954 г. в составе академического хора Бобровского дома культуры. Хор стал лауреатом первой премии и получил право записи на Золотой диск. Там же произошла историческая встреча с И.С. Козловским, который предложил Семёну спеть с ним песню Петра из оперы Гулак-Артемовскго «Наталка Полтавка». Великий мастер похвалил юного певца. Наверняка эта встреча стала определяющей в судьбе Семёна.

Но путь его в артисты был извилист и труден. Сначала была культпросветшкола, которую окончил с отличием, получив специальность «организатор-методист клубной работы». Там пел, играл на баяне, освоил и плакатное дело, и основы руководства хором, драмкружком, танцевальным коллективом. Трудовая биография весьма пёстрая: работал в Бобровке в библиотеке училища механизации, ставил концертные номера в обществе слепых, готовил программу новогоднего вечера на маслозаводе, руководил хором, был художественным руководителем Дома культуры в городе Короче Белгородской области, затем и его директором. А было ему тогда 18 лет! Вскоре отец забрал его домой.

Энрико - С. Касаткин, Барбара - П. Губская. "Ночь в Венеции"Летом 1957 года в составе хора Шестаковской МТС пел в Москве на Всемирном фестивале молодёжи и студентов. В 1959году уже в составе Воронежского народного хора участвовал в таком же фестивале в Вене. Хор заслужил высшую награду.

И вот первый ответственный шаг на пути к профессии певца-артиста - диплом с отличием Воронежского музыкального училища. Квалификация - солист ансамбля и хора. И, наконец, - вокальное отделение Кишинёвской консерватории, переименованной в Институт искусств. Учился блестяще, заслужил Ленинскую стипендию. Был секретарём комсомольской организации. Получил диплом с отличием! Специальность - пение, квалификация - оперный, камерный певец и преподаватель.

Ещё в музучилище женился на красавице-студентке Полине Губской, обладательнице прекрасного меццо-сопрано. Этому чудесному союзу уже 50! Вместе в консерватории учились и в Куйбышев приехали в 1966 году по приглашению руководства театра. И сразу включились в работу. На третий день Семён уже пел Овлура в «Князе Игоре», благо эта партия, как и ряд других, была подготовлена в оперном классе консерватории. (Там же спел Лыкова в «Царской невесте», Паолино в «Тайном браке» Д.Чимарозы и др.). Дирижёр И.Ю.Айзикович и режиссёр Г.М. Геловани приняли горячее участие в судьбе юной четы, вводя в текущий репертуар и разучивая новые партии. Хорошо помогал и замечательный концертмейстер А.Г. Шейн. Словом, супруги довольно быстро освоились, расширяя репертуар. Оба проявили завидное упорство и работоспособность. Вскоре Полине стали доверять ведущие партии меццо-сопрано.

А вот Семёну не повезло: основное его амплуа - компримарио, т.е. партии второго плана. Чаще всего это характерные роли простаков, отрицательных, гротесковых персонажей. Казалось бы всё есть для главных ролей: сценическая внешность, красивый лирический тенор полного диапазона, артистизм, хорошие партнёрские качества. Но, то ли другие тенора превосходили его по этим показателям, то ли не было в нём необходимого артисту честолюбия, но он довольствовался тем, что давали, и увлеченно, с полной отдачей работал над любыми ролями.

Феррандо - С. Касаткин. "Так поступают все женщины"Были в его творческом багаже и ответственные партии: молодой цыган в «Алеко», Тихон в «Грозе» В. Пушкова, Арлекин в «Паяцах», Шуйский в «Борисе Годунове». Все эти роли требуют сочетания вокального и актёрского мастерства, и Касаткин блестяще справился с ними. Особого разговора заслуживают партии Эрнесто в опере Г. Доницетти «Дон Паскуале», Паолино в «Тайном браке» Д. Чимарозы и Феррандо в опере В. Моцарта «Так поступают все женщины». Приведу высказывание по этому поводу народного артиста России А.Я. Пономаренко: «Музыка этих опер написана в стиле бельканто (18-19 вв.). Это благодатный вокальный материал, дающий возможность в полной мере раскрыться голосу и в то же время создать яркие характеры. Воплощение этой музыки требует тщательной, длительной работы. Но эта работа, как благотворный эликсир, смазывает связочки, укрепляет дыхание, оттачивает вокальные приёмы. Касаткин сумел наилучшим образом реализовать все эти возможности для творческого роста.

Эти партии стали его большой удачей, к тому же оказали влияние на дальнейшую вокальную судьбу. Вскоре после «Тайного брака» мы с ним пели в одном концерте. Он исполнял неаполитанские песни, я был поражён красотой его голоса: это был лирико-драматический тенор с хорошим, плотным, ярким звуком. Я тогда подумал: «Какой певец сидел долгие годы в подполье!» Надо было развивать дальше эти качества. Ведь карьера певца должна развиваться сразу, стремительно и активно. Видимо, не было в нём тщеславия, он не просил для себя ничего, не боролся за партии. Но то, что ему доставалось, он делал очень профессионально».

Действительно, ему легко давались и лирические, и характерные, и остро гротесковые роли, всегда он органичен и выразителен. Все его персонажи так называемого второго плана запоминаются, их нельзя назвать второстепенными. Без них не может обойтись ни один спектакль. Они вписаны в драматургию оперы, порой являясь двигателем развития сюжета, влияя на судьбу главных героев. Взять хотя бы Овлура, который убедил князя Игоря бежать из плена во имя спасения «веры, народа, родного края» и помог осуществить этот побег.

А вот Чекалинский в «Пиковой даме». Вместе с Суриным он вводит нас в ситуацию, предваряя выход Германа. От них узнаём, что он беден, что проводит ночи в игорном доме, не имея денег участвовать в игре, что он «как демон ада мрачен», «как- будто у него на сердце злодейств, по крайней мере, три». А дальше они играют роковую роль в его судьбе, шантажируя его, соблазняя возможностью «играть без денег», овладев тайной трёх карт, и побуждают его к действиям, которые приводят к трагической развязке.

Очень выразителен его Трике в «Евгении Онегине». Правда, он не влияет на судьбы героев, но вносит праздничную нотку с оттенком мягкого юмора в общую картину веселья.

Бомелий - С. Касаткин. "Царская невеста"Бомелий в «Царской невесте» - в центре главного конфликта, причина трагедии всех героев. Но предоставим слово А.Я. Пономаренко, который с радостью высказывает своё: «Бомелий - самое поганое, ядовитое, что есть в опере «Царская невеста». Дело не в том, что он соблазняет Любашу. Это негодяй, который и мать продаст.

Образ хорошо выписан Римским-Корсаковым, очень характерны эти ползучие интонации. На этой основе артист создаёт колоритный образ: его Бомелий очень внимателен, услужлив, когда это выгодно, и агрессивен и нагл, когда побеждает. Сыграть такую роль и не удариться в дешевизну, в ложный гротеск - для этого нужно иметь чувство меры, которым обладает Семён. На фоне всех Бомелиев, которых я видел за многие годы, этот самый выразительный. Это украшение спектакля. Касаткин - настоящий глубокий интерпретатор. Если бы я ставил «Царскую невесту» как режиссёр, я просил бы его спеть Бомелия.

Проходит время, а я некоторые спектакли помню именно по выступлениям Касаткина. Запомнился его Сполетта в опере Пуччини «Тоска». Казалось бы, крохотная ролюшка - такой гаденький, мерзкий исполнитель тиранической власти, готовый выполнить любую работу, предать кого угодно. У Пуччини почти нет материала, только короткие реплики. Но это компенсируется актёрским богатством, которое и помогло создать образ ничтожного, подлого слуги неправедного закона. Очень яркий образ! Вот он стоит и молча ждёт распоряжения господина. Но как выразительна его поза! Актёр умеет всё сказать корпусом, взглядом, и зрителям ясно: сейчас произойдёт мерзость. Это незабываемые вещи!

Ремендадо - С. Касаткин. "Кармен"Ремендадо в «Кармен» - ещё один колоритный образ, который вырастает над материалом. На основе скупой музыкальной характеристики возникает живой человек - организатор заговора, похода его сообщников в горы для переправки контрабандных товаров минуя таможню. Легко преодолевает артист вокальные трудности партии, темпо-ритмические сложности знаменитого квинтета, хорошо чувствуя партнёров по ансамблю. Кстати, он прекрасный партнёр, с хорошими глазами, с хорошим взаимодействием на сцене, никогда «не тянет одеяло на себя», как это делают многие. Сотрудничает с партнёрами во имя создания общей картины спектакля, воплощения главной его идеи».

Анатолий Яковлевич может без конца говорить о своём коллеге, партнёре, вдохновляясь всё больше и больше. Ведь он творил с ним на одной сцене 35 лет и знает о нём, пожалуй, больше, чем он сам. И потому продолжим его рассказ: «Таких актёров, как Семён, - единицы. Дайте ему любую роль, будьте уверены, что он сделает всё по большому счёту, роль будет выбрана до донышка. Так было с Ерошкой в «Князе Игоре». У Семёна это не просто пьяница. Это социальный герой. Он не столько смешон, сколько страшен. Он из тех, кто хочет пристроиться там, где вкусно, тепло. Такие есть и среди нас. Они готовы служить любому режиму, если это выгодно. Если он пошатнулся, они перебегут к другому. Актёр Касаткин создаёт образ такого проходимца, это живой человек и тем страшнее он. Семён точно попадает в цель, имея авторский текст Бородина.

И совсем другой персонаж - Бобыль в «Снегурочке» Римского-Корсакова. Такой яркий образ, что хоть рисуйте с него картины, снимайте его в кино, не надо никакой режиссуры, ничего не надо подправлять, всё сделано, всё пропето. Это вершина, которая обозначена композитором. Вот он приглашает Снегурочку к себе в дом, а вот приводит её к Берендею. Это живой человек, конкретный тип. Он настолько хорош, что нечего добавить. Актёр добивается полного совершенства.

Барон Зетта - С. Касаткин. "Веселая вдова"Можно ещё много рассказывать о его оперных образах. Но пора перейти к оперетте, ибо и в этом жанре Семён очень ярко проявил себя. Незабываем его Фальк в «Летучей мыши», по сути - одна из главных ролей, ведь он внутри основного конфликта. Его подвижность, танцевальность, выразительность, его партнёрство украшают спектакль. А вот смешной, обаятельный Стефан в «Цыганском бароне». Интересная работа - барон Зетта в «Весёлой вдове». Его долгое время исполнял выдающийся мастер сцены В.Капишников, неподражаемый, выразительный, он был эталоном. Кому-то браться за эту роль после него - означало попасть под прицел сравнений, а значит - проиграть. Все с нетерпением ждали - неужели Семён справится с этой ролью? Справился, ещё как! Он создал оригинальный, колоритный, гротесковый образ посла непонятной страны, полного кретина. Это была антитеза главным героям, благородным, умным, духовно богатым. Замечательная работа!

Хорош его Младек в «Нищем студенте». Есть очень яркие эпизоды - игра в бильярд, спаивание стражников Пуфке, Пифке.

Очень любит артист свои роли в спектаклях для детей: «Старик Хоттабыч», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Кошкин дом», «Бременские музыканты», «Морозко». Детская аудитория - самая отзывчивая и благодарная.

Значительную часть творчества Касаткина составляет концертная деятельность. Репертуар обширен: арии и романсы русских и зарубежных композиторов, русские, итальянские, украинские, молдавские песни. Артист относится к каждому выступлению очень ответственно.

Приведённые примеры свидетельствуют, что мы имеем дело с разносторонней, талантливой личностью. Это представитель того театра, который был, но которого нет сегодня. Тот театр был актёрский, в нём свято соблюдались вокальные законы и при этом не прощалась пустота на сцене, должна была присутствовать музыкальная выразительность. Это был драматический театр с оперным уклоном или оперный театр с большим драматическим удельным весом. Актёр был главенствующим лицом. Именно актёры творили славу театра, его историю. Достойное место в этой истории занимает Семён Касаткин».

А что думает о своей работе в театре сам артист? Какие самые яркие воспоминания тревожат душу? Вот что рассказал С.Г. Касаткин: «За 40 лет было так много интересного, столько разных ролей! Были в моей жизни замечательные дирижёры, но самые яркие впечатления остались от сотрудничества с гениальным М.Л. Ростроповичем, с режиссёром Робертом Стуруа, композитором С.М. Слонимским в процессе подготовки мировой премьеры его оперы «Видения Иоанна Грозного» (1999 г.). Целый месяц каторжных репетиций по 12 часов в день, без выходных. Но это был самый счастливый месяц в моей жизни. У меня была небольшая, но коварная роль хмельного бродяги и вора Петра Волынца, предателя и доносчика. Многое в его судьбе оставалось «за кадром» из-за значительного сокращения оперы. Режиссёр Р. Стуруа очень помог мне, рассказав историю этого забулдыги, объяснив мотивацию его поступков. Дирижёр М. Ростропович тщательно отрабатывал каждый эпизод, каждую фразу, требуя точнейшей интонации, ведь у него абсолютнейший слух. Он знал наизусть все партии. Самое главное - он выдавал музыкальные образы-характеристики каждого персонажа. Долго не мог выбрать исполнительницу партии первой жены Грозного совсем юной Анастасии, прослушал много девочек и молодых солисток. Очень много работал, удивительно - где брал силы? Между утренней и вечерней репетициями маэстро ещё навещал семьи погибших во время пожара в здании УВД и оказывал им материальную помощь и моральную поддержку.

Наконец, премьера. Пять вечеров он стоял за пультом, вызывая восторг по обе стороны рампы. Высочайший уровень спектакля: и музыкальной, и постановочной частей! Такого никогда не было в нашем театре и вряд ли будет когда-нибудь ещё. Маэстро заразил всех своим азартом, влюблённостью в музыку оперы, вдохновением, вызывал небывалый творческий подъём, и результат превзошёл все ожидания. Опера прошла около тридцати раз при полных аншлагах. К сожалению, были и противники - так называемый Русский Собор, выступивший против якобы осквернения памяти великого царя. Но их протест только увеличил интерес публики к опере.

Незабываемы московские гастроли с премьерой оперы М. Големинова (Болгария) «Ивайло». Дирижировал талантливый болгарский дирижёр Д. Димитров (1979 г.). И более поздние успешные гастроли в Москве - премьера «Гамлета» С. Слонимского (1993 г.). Хорошо прошли в Москве и другие спектакли, получившие высокую оценку Т.Н. Хренникова, И.С. Козловского. Я горжусь этим.

Дэвид Кейт и С. Г. КасаткинС удовольствием вспоминаю репетиции, которые в течение месяца проводил с нашими артистами, хором, оркестром американский дирижер Дэвид Кейт. Интересно было это общение для всех: Дэвид постигал Мусоргского и наше восприятие его музыки, а мы узнавали как американец понимает эту же музыку. В наш город его привела любовь к композитору, которого он боготворит и почитает как величайшего гения всех времен. На изучение оперы «Борис Годунов» он потратил более двух тысяч часов, слушая записи разных исполнителей, изучая партитуру, литературу о композиторе. Эмоциональный, восторженный, открытый в общении, Дэвид не сдерживал восхищения. Работал увлеченно, азартно. Позади месяц труда, ожиданий, тревог, преодолений. Премьера! 18 октября 2000 г. опера состоялась в концертном исполнении. За дирижерским пультом, впервые в нашем театре, стоял американский дирижер Дэвид Кейт. Он уверенно вел спектакль. У него точный, ясный жест, певучие, выразительные руки. Я пел Шуйского. Премьера прошла успешно. Дэвид Кейт поздравлял и благодарил исполнителей, похвалил и меня».

Далее - о взаимоотношениях с режиссёрами, партнёрами. «Для меня режиссёры, дирижёры - всё равно, что педагоги, их авторитет непререкаем. Очень многому меня научили режиссёры Б. Рябикин, Г. Геловани, З. Цаликова, А. Серпер, благодарен дирижёрам И. Айзиковичу, Л. Оссовскому, В. Коваленко. В работе над спектаклем важно взаимопонимание, единомыслие всех постановщиков и исполнителей. Что касается партнёров, если хочешь их поддержки, сам будь хорошим партнёром.

Когда речь заходит о новаторских «находках» современных режиссёров, я категорически против извращения классики. Пример такого «новаторства» - постановка «Онегина» в Самаре (2008 год, режиссёр В. Капп). Это нагромождение нелепостей (роликовые коньки, качели и т.д.). Суета на сцене отвлекает от музыки. Вот у Ю. Александрова новации не разрушают классику. Очень современны и интересны его постановки в нашем театре - «Любовный напиток», «Пиратский треугольник», «Viva la mama», «Маддалена».

В нашем репертуаре есть оперетта. Это очень специфический жанр, который отличается от оперы по многим параметрам и требует владения словом на уровне драматического искусства, танцевальными навыками, особой пластики, умения сочетать пение с движением. Очень трудно регулировать дыхание, во время танцев происходит его сбой, голос «раскачивается», возникает чрезмерное вибрато. Но самое главное, оперетта требует куража, чувства юмора, умения импровизировать, а для характерных ролей - особого комического дара».

На мой вопрос - как он работает над ролью, ответил: «По-разному, в зависимости от сложности характера. Как правило, изучаю «биографию» моего персонажа, историческую обстановку, читаю то, что связано с этим временем, всё, что поможет понять его поступки, найти нужные штрихи к портрету. Краткость моих эпизодов в ролях второго плана усложняет задачу, требует особой концентрации всех средств для создания колоритного, запоминающегося образа. Особенно это важно в подаче отрицательного героя».

Действительно, в его творчестве ярко представлены такие персонажи. В связи с этим вспоминаются высказывания некоторых деятелей культуры о так называемом «отрицательном актёрском обаянии», которое всегда обречено на успех. Классический тому пример - Ф. Раневская.

В нашем драматическом театре такими качествами обладали Н. Засухин (Ричард III), Н. Михеев (Карамазов-отец, Головлев). Эта особенность актёрского дарования присуща и С.Г. Касаткину. Недаром он получил премию «Самарская муза» за великолепное исполнение ролей Ерошки и Овлура («Князь Игорь», 1986 г.). В том же году награждён орденом «Знак Почёта».

Однако диапазон его творческих возможностей позволил создать галерею положительных образов, не менее убедительных. Что же помогает артисту в воплощении таких контрастных персонажей? Конечно, можно назвать целый комплекс способностей, качеств, но, мне кажется, главная особенность его таланта - предельная искренность. Именно она рождает чудо перевоплощения. Её нельзя воспитать, она либо есть, либо её нет. Касаткин владеет этим даром. Это качество проявляется и в отношении к людям, за что его любят коллеги - такие разные, противоречивые, и ранимые, и амбициозные. Актеры так оценивают его работу руководителя труппы: «Это был образцовый зав. труппой. Он всегда всё знал об актёрах, их слабых и сильных сторонах, в каком состоянии здоровья они находятся, что могут и что не могут. Всегда шёл навстречу и помогал как мог. Он раньше всех приходил в театр, проверял готовность к спектаклю сцены, костюмов. Вся работа была чётко спланирована, неукоснительно соблюдались рабочие графики, расписание. Но самая главная его заслуга - создание здорового климата, творческой атмосферы. Он мудро выстраивал отношения между актёрами и руководством. К тому же был ещё и председателем месткома, и в этой должности защищал интересы членов профсоюза. Принципиальный, порядочный, надёжный, преданный театру, очень добрый и скромный человек - таков Семён Григорьевич Касаткин».

Что касается его личной жизни - она может служить примером самоотверженной любви и верности. 50 лет они с Полиной живут в мире и согласии. Воспитали прекрасную дочь Оксану, которая, как и папа, всё делает на «отлично»: с золотой медалью окончила школу, с отличием - университет.

Пять лет назад он ушел на пенсию по состоянию здоровья, но продолжает участвовать в жизни театра, посещает спектакли, концерты. Дружба с коллегами продолжается. Его любят, уважают и говорят: «Нам его очень не хватает. Это яркая личность в театре, очень яркая!»


Э.К. Сэт

Дорогие Полина Алексеевна
и Семен Григорьевич! 

Поздравляем вас с ЗОЛОТЫМ юбилеем!


Вы вместе пятьдесят лет идете по жизни,
В пути были штормы, не только штили.
Но вы сумели обойти все опасные мели.
Желаем здоровья, удачи в преодоленье проблемы любой,
Чтоб осень вашей жизни была ЗОЛОТОЙ!
 

Редакция журнала
 

 

  

Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 20000-2011, Самарская Лука.