Логотип
Подписной индекс:

83218

Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки


  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(846) 335-59-56
(846) 959-69-14

Самарская живопись. Благородное собрание

Благородное собрание - старейший в Самаре клуб, открытый в 1850 г. Членами его могли быть все без различия сословий, уплатившие годовой членский взнос. Здесь в основном собиралась разночинная интеллигенция города. Клуб стал культурным центром Самары. В нем давались концерты, организовывались литературные вечера, проводились художественные выставки, была прекрасная библиотека, книгами которой пользовался В. И. Ульянов (Ленин).

Здание бывшего Благородного собрания Самары

Здание бывшего Благородного собрания,
где работали и бывали видные деятели культуры Самары.
Улица Куйбышева, 131

В 1873 г. здесь возникло Общество поощрения образования. Его первым председателем и организатором был юрист и общественный деятель А. И. Смирнитский (1822-1895). Членами правления Общества и его активными деятелями были врачи: Догадкин Константин Иванович (дата рождения неизвестна-1896) -хирург, доктор медицины, председатель Общества самарских врачей, Кулеша Антон Осипович (дата рождения неизвестна - 1893) - врач-гинеколог, доктор медицины, главный врач самарской губернской земской больницы, председатель Общества самарских врачей, Португалов Вениамин Осипович (1835-1896) - санитарный врач, публицист, общественный деятель, один из организаторов народных чтений в Самаре.

Общество выплачивало стипендии и пособия нуждающимся воспитанникам самарских гимназий и студентам, ранее в них обучавшимся. Средства Общества составлялись из членских взносов, пожертвований и доходов от благотворительных концертов, литературных вечеров и т. д.

В 1882 г. в этом здании было образовано Общество любителей музыкального и драматического искусства. В зале Благородного собрания Общество проводило общедоступные музыкальные и драматические вечера; спектакли, концерты, литературные чтения. Среди участников этих вечеров были любители и профессионалы. Одним из организаторов и руководителей Общества был Новиков Иван Петрович (годы жизни неизвестны) - актер, режиссер, антрепренер, общественный деятель, основатель «Самарской газеты». Активным участником Общества был Позерн Карл Карлович (1844-1896) - юрист, видный общественный деятель Самары, один из организаторов Общества поощрения образования и народных чтений, участник многих концертов и спектаклей.

27 сентября 1889 г. в помещении Благородного собрания была открыта первая в истории Самары художественная выставка. Она состояла из полотен художников Товарищества передвижных художественных выставок. За 17 дней ее посетило 2308 человек. Выставка знакомила самарских зрителей с искусством крупнейших мастеров критического реализма. На ней экспонировались картины «Страдная пора» Г. Г. Мясоедова, «В шинке» и «У воспитательного дома» В. Е. Маковского, «Грешница» и «Ветловый пруд» В. Д. Поленова, портреты Н. А. Ярошенко и Н. В. Неврева, пейзажи И. И. Шишкина и А. П. Боголюбова.

«Самарская газета», высоко оценивая выставку передвижников, писала: «И вот, в первый раз со дня основания Самары в ней открылась выставка художественных картин. И приехала сюда эта выставка не с целью нажить барыши, а с чисто педагогической целью. Товарищество, затеявшее это благое дело, будет радо, если окупятся расходы по передви-жению выставки по всему Поволжью и если оно заронит в самарцах искру любви к русскому народному таланту и его стремлениям поднять в провинциальном обществе уровень эстетического и художественного образования и развития».

Второй раз выставка передвижников была открыта в Самаре в сентябре 1892 г. В ее состав входило 50 работ, в числе которых были такие шедевры русской живописи, как «Взятие снежного городка» В. И. Сурикова, «Портрет И. И. Шишкина» И.Н. Крамского, «В теплых краях» Н. А. Ярошенко, полотна Г. Г. Мясоедова, Н. Н. Ге, В. Е. Маковского.

В 1891 и 1892 гг. в помещении Благородного собрания экспонировались первые выставки произведений самарских художников. Организаторами этих выставок были местные художники: Головкин Константин Павлович (1872-1925) - художник, основатель художественного отдела Самарского публичного музея и один из организаторов самарского кружка любителей искусства, активный член Самарского общества археологии, историй и этнографии, Осипов Николай Петрович (1861-1917) - художник, один из организаторов художественных выставок в Самаре; Буров Федор Емельянович (1845-1895) - художник, один из организаторов самарского кружка любителей искусства, создатель классов живописи.

В 1896 г. городская управа купила дом, где размещалось Благородное собрание. Вместо него сюда была переведена Городская публичная библиотека и музей, который начал формироваться еще в 1880 г. по инициативе и при активном участии Алабина Петра Владимировича (1824-1896) - историка, краеведа, общественного деятеля, много сделавшего для развития культуры и благоустройства Самары. Он не только разработал структуру музея, но и пожертвовал свою нумизматическую и орнитологическую коллекции, сам изготовлял для музея гербарии и чучела птиц.

Для посетителей музей был открыт уже после смерти П. В. Алабина 24 мая 1898 г. Музей включал отделы: археолого-исторический, нумизматики, минералогии, геологии, палеонтологии, зоологии, ботаники, техники, сельского хозяйства, кустарно-промышленный, этнографии и художественный. Зал музея использовался и для лекций. После перевода музея в бывшее здание Благородного собрания' все художественные выставки экспонировались в его залах.

Весной 1897 г. здесь открылась VI периодическая выставка самарского кружка любителей искусства. От имени ее участников художник К. П. Головкин предложил городской думе принять в дар городу часть работ выставки. Это были первые произведения нового художественного отдела при самарском публичном музее. В дальнейшем местные художники многое сделали для пополнения коллекций.

Самарцы отправили письмо-обращение к русским художникам с просьбой помочь созданию художественного отдела в городе. И в ответ пришли в дар музею произведения К. Ф. Юона, М. В. Нестерова, В. Н. Бакшеева и многих других известных мастеров.

К 1917 г. художественная коллекция насчитывала более 100 работ. После Великой Октябрьской социалистической революции началось планомерное пополнение художественного отдела. Уже в первое десятилетие музей получил интересные собрания русского, советского и зарубежного искусства (живопись, графика, прикладное искусство).

Из Государственного музейного фонда, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, из самарских частных собраний в музей были переданы полотна И. Е. Репина, В. И. Сурикова, И. И. Шишкина, В. Е. Маковского, В. А. Серова, И. И. Левитана и других крупнейших мастеров.

1 мая 1925 г. в этом здании открылась первая выставка Общества пролетарских художников Самары. В ней участвовало более 30 авторов и экспонировалось 300 работ.

В 1929 г. публичный музей был преобразован в краеведческий, а в 1937 г. на базе художественного отдела был создан самостоятельный художественный музей. В 1938 г. музей был переведен в другое здание.

Здание бывшего Благородного собрания кирпичное, оштукатуренное, трехэтажное. На фасаде лепные украшения, имитирующие русскую деревянную избу. На первом этаже в центральной части простенки рустованы. Большой зал до реконструкции имел верхнее освещение на уровне третьего этажа. В нем находился художественный отдел музея и устраивались художественные выставки.

Из Государственного музейного фонда, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, из самарских частных собраний в музей были переданы полотна И. Е. Репина, В. И. Сурикова, И. И. Шишкина, В. Е. Маковского, В. А. Серова, И. И. Левитана и других крупнейших мастеров.

 


А.Я.Басс, О.С. Струков

 

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Алабин П. В. Двадцатипятилетие Самары как губернского города. - Самара, 1877, с. 264-267, 297.

  • Басе А. Я. Художники города Куйбышева.- Л., 1965.

  • Басе А. Я., Смолкина М. Д. Путеводитель по Куйбышевскому художественному музею.- Л., 1961.

  • Володин В. И. Русское и советское искусство. Каталог Куйбышевского художественного музея.- М., 1955.

  • Володин В. И. Из истории художественной жизни г. Куйбышева. Конец XIX - начало XX века. - М., 1979.

  • Покровский В. Передвижники в Самаре. - Волжская заря, 1972, 6 января.

  • Ржепецкая Т. Г. Путеводитель по Куйбышевскому художественному музею. - Куйбышев, 1940.

  • Справочная книга «Самарец» на 1890 год. - Самара, 1889, с. 211.

  • Федоров Н. М. Указатель предметов, хранящихся в Самарском публичном музее.- Самара, 1898.

  • Цветова Е. М. Самарские любители музыки.- В сб.: Из музыкального прошлого. М., 1965, вып. II.
     

Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000-2011, Самарская Лука.