Логотип
Подписной индекс:

83218

Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки


  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(846) 335-59-56
(846) 959-69-14

«Уважаемая Галина Васильевна!

Выражаю Вам огромную благодарность за рубрику «Великая Отечественная война» в журнале «Самарская Лука». Большое спасибо Вам, за то, что благодаря таким публикациям ветераны могут почувствовать нашу безмерную благодарность и признание их подвига... Просто не хватает слов признательности, уважения и любви, чтобы выразить все то, что чувствуешь... Прочитав «Куйбышев - запасная столица» в журнале №17 за 2010 год, я испытал огромную гордость за своего деда и от того, что рожден в России, в стране-победителе! В дополнение спешу поделиться информацией и фотографиями периода Великой Отечественной войны, которые мне удалось собрать из личного семейного архива и различных информационных источников...»

С уважением, Ратников Алексей Александрович

Мой дед - моя гордость!

Мой дед, Ратников Александр Константинович, родился 22 сентября 1920 года в г. Москве. В период Великой Отечественной войны работал комсоргом цеха на авиационном заводе в г.Самаре (в период с 27 января 1935 по 25 января 1991 город носил имя Куйбышев). В послевоенный период был направлен с семьей – супругой Анной Ивановной, дочерью Верой и сыном Александром в город Фрязино, Московской области на ФГУП НИИ «Платан». Имел многочисленные награды, медали и ордена. В моей памяти дед навсегда остается по-настоящему честным, достойным и скромным человеком, примерным семьянином и истинным патриотом своей Родины. Он умер 26 декабря 1986 года.

Из тех немногочисленных источников, которые мне удалось найти, свидетельствующих и повествующих о жизни и работе моего деда, хочу привести цитаты из книги «Безымянка. Строки опалённые войной. Том.2, Книга воспоминаний ветеранов г. Самары.» - Самарское отделение литературного фонда России 2000г., а также из материалов об истории авиационного завода «Прогресс» и интернет-обзоров «Именные самолеты ВОВ».

 

Из воспоминаний ветерана г. Самары Перчонка Михаила Григорьевича: «...сейчас, оглядываясь назад, с чувством уважения вспоминаю тех, кто работал рядом со мной все эти годы. Многих из них уже нет в живых, но пусть эти воспоминания напомнят их наследникам о том, что жизнь этих людей была отдана службе Отечеству. Я благодарен своей судьбе за то, что рядом со мной находились такие люди. Особенно хочется рассказать о моей работе в комсомоле с 1943 по 1946 годы. Комсомол всегда был верным помощником нашей партии. Большая комсомольская организация, как на заводе им. Сталина, в годы войны находилась на передовом рубеже строительства самолетов. В 1943 г. к 25-летию ВЛКСМ по инициативе комсомольцев завода были изготовлены сверх плана три эскадрильи самолетов Ил-2 и бесплатно переданы комсомольским экипажам летчиков. Цеховые комсомольские организации возглавляли истинные энтузиасты, способные вести за собой производственную молодежь. Такими были Ратников, Васильев и многие другие...».

 

В самом начале войны осенью 1941 г. завод был эвакуирован в г. Куйбышев (ныне - Самара) и 8 октября того же года вступил в строй на новом месте.

Сотни самолетов заводчане построили сверхплана, бесплатно во внеурочное время. 22 сентября 1943 года комсомольцы и молодежь цеха окончательной сборки решили назвать 2 машины именами А.Матросова и О.Кошевого.

Через полмесяца комсомольцы досрочно выпустили сверхплана три звена штурмовиков. На бортах этих самолетов были начертаны имена героев-комсомольцев А. Матросова, О. Кошевого, Н. Островского, З. Космодемьянской, В.Талалихина, Л. Чайкиной, В. Маяковского, Н. Гастелло и заводчанина Виктора Черняева, погибшего в бою с фашистами в партизанском отряде.

Виктор Черняев был посмертно награжден орденом Красного Знамени. До конца месяца комсомольцы решили дать еще одно звено. Позднее будут изготовлены штурмовики для соединения «Маршал Сталин», двух полков «Валериан Куйбышев», эскадрильи «Куйбышевский комсомолец».

 

Летом 1943 года комсомольцы одного из авиационных заводов решили в честь Владимира Маяковского, в связи с предстоящим днём его рождения, построить в сверхурочное время боевой самолёт, назвать его именем великого поэта и подарить лётчикам. Мысль эта была одобрена парторгом ЦК, дирекцией. На проведённых в цехах митингах молодёжь завода поддержала инициативу комсомольцев и приняла решение построить сверх задания не одну, а 9 боевых машин. Молодые самолётостроители работали с невиданным энтузиазмом. В честь этого события была опубликована статья в газете «Комсомольская правда» от 7 сентября 1943 г.:

Бригада Фроси Головенко, завоевавшая почётное право называться бригадой имени Маяковского, ежедневно выполняла производственные нормы на 600 - 700%, а токарь Александр Батурин за 5 дней дал столько продукции, сколько полагалось дать за 2 месяца. Неудивительно, что самолёт «Владимир Маяковский» был готов значительно раньше запланированного срока.

Заводские испытания новой машины производил лётчик Юрий Молчанов. Проверяли оружие тоже комсомольцы. Отправляя самолёт «Владимир Маяковский» на фронт, комсомольцы завода писали лётчикам - фронтовикам:

«Новый, отличный по своим качествам, сверхплановый самолёт передается вам в подарок, дорогие бойцы! Эту машину комсомольцы и молодёжь завода строили бесплатно, помимо основного рабочего времени. Слово за вами, дорогие товарищи! Ударьте по врагу, бейте его, гада, пусть фашистская нечисть почувствует силу нашего фронта и тыла!»

Спустя некоторое время комсомольцы завода получили ответ с фронта. Это был отчёт о славных боевых делах комсомольского экипажа самолёта «Владимир Маяковский». Фронтовики писали:

«Дорогие друзья! Мы получили ваш замечательный подарок - боевую крылатую машину «Владимир Маяковский». Спешим сообщить вам, что на этом самолёте уже сделано 15 успешных боевых вылетов. Его экипаж во главе с командиром - капитаном Богдановым награждён орденами и медалями. Ваш гордый «Владимир Маяковский» штурмовыми и бомбардировочными ударами громил живую силу врага, железнодорожные станции, подвижной состав, опорные пункты противника, чем обеспечил продвижение нашей пехоты вперёд, на запад!

На своих краснозвёздных крыльях он нёс смерть врагу. За этот короткий период уничтожено до 20 вагонов с живой силой и грузами, 3 склада с боеприпасами, 10 автомашин и до 2-х рот пехоты противника. Но это только начало боевого счёта! Когда машина уходит в полёт, все говорят: «Маяковский» взмыл, держись, фашистская погань!» Смелая, беспощадная к врагу, как и сам Маяковский, машина проходит над аэродромом и идёт на задание, и кажется, что Маяковский жив и воюет вместе с нами. И невольно вспоминаются его слова:

Я всю свою звонкую силу поэта

Тебе отдаю, атакующий класс.

Дорогие друзья! Клянемся вам, что будем громить фашистских мерзавцев до тех пор, пока бьются наши комсомольские сердца!»

Свою клятву лётчики сдержали. Самолёт «Владимир Маяковский» ещё много раз появлялся над позициями врага, и ещё много героических подвигов совершил его замечательный комсомольский экипаж.

Прославленный ас Отечественной войны, трижды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб говорил о Маяковском: «Его стихи дарили нам ощущение полёта задолго до того, как мы поднялись в воздух. Наши крылья крепли, поддерживаемые его порывом… Для многих людей моего поколения стихи Маяковского об авиации стали путёвкой в небо. Я думаю, что если бы он был авиатором, то это был бы замечательный авиатор… Он давал нам силы и там, на фронте. Мы брали его с собой в небо, в бой. В этом поэте есть какая-то магическая сила. Она устремлена ввысь, к звёздам».

МОЙ ДЕД - МОЯ ГОРДОСТЬ!

 

P.S. Немного о себе. Я родился 19 ноября 1979 года, в городе Фрязино, Московской области. В 1996г. закончил среднюю школу № 7 г. Фрязино. В 1996-2002 гг. учился в МГТУ имени Н.Э.Баумана по специальности «Высокоточные летательные аппараты». Проходил дипломную практику и в дальнейшем работал на ФГУП «ГНПП «Базальт» в г. Москве. В 2002-2004 гг. получил дополнительное высшее образование в Московском государственном институте электроники и математики по специальности «Информационные сетевые технологии». В настоящее время работаю директором по информационным технологиям в Центрально-европейской алюминиевой компании. У нас с моей супругой Татьяной 10 октября 2010 г. родился сын – Ратников Константин Алексеевич.


С наилучшими пожеланиями,
Алексей Ратников
  

Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000-2011, Самарская Лука.