Логотип
Подписной индекс:

83218

Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки


  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(846) 335-59-56
(846) 959-69-14

Режиссер

П. Л. Монастырский4 октября 2010 года в Самарской филармонии состоялся творческий вечер, в рамках которого была представлена выставка ГУК «СОИКМ им. П. В. Алабина» - «Театр Монастырского», посвящённая 95-летию со дня рождения и 75-летию творческой деятельности народного артиста СССР, почетного гражданина г.о.Самара и Самарской области, лауреата государственных премий СССР и РСФСР Петра Львовича Монастырского.

Идея выставки - представить жизнь и деятельность режиссёра П.Л.Монастырского, с которым Куйбышевский (ныне Самарский) драматический театр вступил в пору своего расцвета, стал интеллектуальным символом города и вошёл яркой страницей в его историю.

В зале Филармонии Самара поздравляла со знаменательными юбилейными датами Петра Львовича Монастырского.

Российский режиссёр, народный артист СССР, лауреат государственных премий СССР и РСФСР, удостоенный такого количества наград, что их невозможно перечислить на этой странице.

Родился в Одессе 17 июля 1915. В 1935 стал актёром одесского ТЮЗа. В 1940 окончил режиссерский факультет ГИТИСа (курс профессора Б.Е.Захавы). Работал в театрах Воронежа, Ярославля, Ворошиловграда, Красноярска, Новосибирска.

В 1955 году П.Л. Монастырский приехал в Куйбышев в театр драмы им. Горького.

Режиссер… Главный режиссер… Главный режиссер и директор театра - ступени творческой деятельности на сцене куйбышевского театра. Первой его постановкой был спектакль М. Горького «Последние». К Горькому он вернется еще не раз, это будут «Зыковы», «Дело Артамоновых», «Враги», «Дачники», «Фома Гордеев», и везде на первый план выходит спор мировоззрений героев пьес.

Репертуар - это лицо театра. И появляются рядом с русской и зарубежной классикой пьесы современных писателей, затрагивающие самые злободневные темы. Монастырский выработал свою методику работы с актёром, в основе которой - доверие молодым, сопричастность, соучастие, творческие открытия, смелость. А главный её принцип: «возможности плюс единица риска».

Поклонница театра наша самарчанка Людмила Шакутина говорила:

И, отвергая все сомнения,
Актер выходит на помост,
Чтоб на короткое мгновение
(А там, пусть бездна, пусть падение)
Душой дотронуться до звезд.

Это он, актер, выходя на сцену, обращался к залу, потрясая зрителей высотой и правдой человеческой боли, радости и надежды. Он пробуждал самосознание зрителя, открывал смысл жизни человека, давал нравственные уроки, и не только сам душой дотрагивался «до звезд», но на какое-то мгновение передавал это ощущение нам - зрителям, и тогда спектакль для зрительного зала становился мерилом совести.

Афиша самарского драмтеатраВ 1977 году театр получает звание «Академический». Постепенно в Куйбышеве создается особый «театр Монастырского». Идут гастроли театра по стране и зарубежью. Везде успех.

Главный редактор журнала «Театр» Ю.С. Рыбаков отмечал: «П.Л.Монастырский умел вести за собой зрительный зал, уловив его потребности. Кто наш зритель? Чего он хочет? Что мы можем и должны ему дать? - волновало его всегда… Он умел отвечать на вопросы своего зрителя. Он в сущности сделал из периферийного столичный театр».

А работа со зрителем велась огромная. Транслировались по местному телевидению серии бесед о театре: «Репертуар - лицо театра», «Современность в классических произведениях» и другие, расширяя и углубляя представление о прекрасном.

В театре организовали конкурс «Театральная маска» с участием зрителей. Большой популярностью пользовались бенефисы, зрительские конференции, театральная гостиная, обновили форму афиш, организовали подачу автобусов к окончанию спектаклей, в театре вместо звонка стали звучать музыкальные позывные. И вот уже, стоя в очереди в театральную кассу, зрители переживают: «Кому повезет?». У театрального подъезда вопрос: «Нет лишнего билета?»

Борис Иосифович Свойский, кинорежиссер, драматург отзывался о новой форме работы: «Я думаю, что Петр Львович Монастырский - это достаточно загадочная личность. Он очень хорошо понимает, в отличие от многих других режиссеров, что театр делают зрители…».

Да, делали зрители, которых влекли в театр не только желание развлечься, но и духовная жажда.

Спектакль Л. Леонова «Золотая карета»: режиссер П.Л. Монастырский, участники Н.Н. Засухин, Н.Н. Кузьмин, В.А. Ершова и В.В. Борисов удостаиваются Государственной премии.

Театр неоднократно обращался к Шекспиру: «Отелло», «Гамлет». А «Ричард III» - особая страница в творчестве П. Монастырского и Н. Засухина, в нем великолепный многозначительный символ королевской власти - хрупкий стульчик.

И незабываемые «Усвятские шлемоносцы», воспроизводящие народную жизнь и исторические события, неотделимые от частных судеб. И опять успех на гастролях: телеспектакль на ТВ и золотая медаль имени А. Попова. А еще главная награда за этот спектакль - тишина в зале, когда можно было услышать стук сердец зрителей и увидеть их откровенные слезы.

Несколько поколений самарцев были воспитаны на спектаклях «театра Монастырского», театра, который волновал, театра, который делал нас лучше, театра, который вдохновлял… Любимые зрителями спектакли: «Золотая карета», «Ревизор», «Чайка», «Ричард III», «Левша», «Дачники», «Старомодная комедия», «Гамлет», «Варшавская мелодия», «Шестой этаж», «Усвятские шлемоносцы», «Волки и овцы» и…

Ах, какие победы были! Были и неудачи - без них нет художника. Но было и главное - признание зрителей. Театралы по всей стране знали, что в Куйбышеве есть «театр Монастырского» и радовались возможности попасть на его спектакли.

П.Л. Монастырский - это эпоха в самарском академическом театре драмы.

Народному артисту СССР, почетному гражданину Самары и Самарской области Петру Львовичу Монастырскому низкий поклон за талант, за то, что с каждым спектаклем давал нам возможность проникнуть вглубь человеческих характеров, мыслей и страстей!

Монастырским написаны книги о театре, о его задачах и проблемах, о своих коллегах - актёрах, о спектаклях и репетициях, о болезненных и драматических перипетиях современной отечественной истории и культуры, о безнравственности власти и о власти безнравственности.


Галина Маевская
 

Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000-2011, Самарская Лука.