Логотип
Подписной индекс:

83218

Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки


  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(846) 335-59-56
(846) 959-69-14

Загадка поселения SAMAR
(Древности Золотой Орды на Самарской Луке)  

Загадка поселения Samar, находящегося на карте 1367 г. братьев Пиццигани, будоражит умы не только простого обывателя, но дает повод для размышлений и научных изысканий историкам и археологам. Располагалось ли оно в устье р.Самары в левобережье р.Волги, или на противоположном берегу на Самарской Луке, точно локализовать это поселение по старинной карте затруднительно. Уверенно можно говорить о том, что в период вхождения Поволжья в состав Улуса Джучи, произошло активное заселение Самарской Луки и много поселений образовалось вдоль волжских берегов.

В научной среде Самарская Лука всегда рассматривалась как своеобразный историко-географический феномен Восточной Европы. В геоморфологическом отношении провинция Самарской Луки является частью Приволжской возвышенности, вдающейся далеко на восток, граница которой проходит по линии жигулевской дислокации от с. Усолья на с. Муранку, доходя до района г. Сызрани. Территориальная замкнутость и особенности рельефа и водных коммуникаций района способствуют формированию специфического каркаса расселения. После вторжения монголов в Восточную Европу и захватнических походов 1236 - 1242 гг. изменяется геополитическая ситуация в Среднем Поволжье. Если в начале XIII в. Самарская Лука являлась южным форпостом Волжской Болгарии, то с середины XIII в. после разгрома и покорения болгарского государства она превратилась во внутренний регион Улуса Джучи (Золотая Орда). В отличие от поселений волжских болгар, располагавшихся внутри излучины в правобережье Волги, золотоордынские поселения располагались на ее обоих берегах.

К сожалению, средневековые письменные источники не содержат сведений о поселениях Самарского Поволжья. Основными источниками по истории заселения края являются археологические данные. В настоящее время на Самарской Луке известно около 50 памятников, однако раскопки проводились не более чем на 10.

Самарская Лука являлась важным стратегическим регионом золотоордынских земель, так как здесь сходились водные и сухопутные коммуникации, соединяющие Восток и Запад, завоеванные земли и метрополию. Через Самарскую Луку шел путь из Руси в столичные центры Орды и в столицу монгольской империи - Каракорум. Поэтому назначение поселений, располагавшихся по обоим берегам Волги, в первую очередь было связано с обслуживанием Волжского пути, переправой судов и караванов.
 

Глиняный горшок

 

В то же время Самарская Лука представляла собой своеобразную буферную зону между основными городскими центрами Золотой Орды: г. Болгаром - первой ставкой Батыя и крупнейшими административными и торгово-ремесленными центрами Золотой Орды - Укеком и двумя Сараями на Нижней Волге. Это подтверждается и отсутствием среди выявленных поселений Самарской Луки городов, имеющих самостоятельный чекан монет. Однако здесь выделяются локальные центры с определенными административно-хозяйственными функциями. Так, в западной части Луки находится Муранское селище, которое по своей значимости археологи А.И. Алихова и М.Ф.Жиганов ставили в один ряд с г. Мохша (Наровчат) в Примокшанье, центром Золотой Орды в земле мордвы. В юго-западной части Луки расположены городища Костычи и Междуреченское. Насколько эти памятники можно соотнести с поселениями городского типа - вопрос остается открытым, так как только на Междуреченском городище проводились сравнительно крупные стационарные исследования, но и они еще не в полной мере введены в научный оборот.

В фондах Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина имеются материалы с ряда памятников Самарской Луки, их изучение позволяет существенно дополнить характеристику золотоордынской эпохи на Самарской Луке. Интересные материалы происходят с поселений, расположенных на южной оконечности луки. На поселениях у сел Лбище и Малая Рязань найдены металлические и стеклянные украшения, бытовые изделия и ремесленный инвентарь, культовые предметы и нумизматические материалы.

Самарская Атлантида

В 1950-е годы при строительстве Волжской ГЭС в зоне планируемого затопления прибрежных земель производились спасательные широкомасштабные археологические исследования Куйбышевской археологической экспедицией Академии наук СССР. Одним из объектов изучения был комплекс памятников у с. Муранка на р. Усе. В конце XIX в. Муранский могильник, оставленный мордвой-мокша, начал разрушаться карьером. Первые работы на памятнике провел В.Н. Поливанов, симбирский археолог (в то время территория Самарской Луки входила в состав Симбирской губернии). Поселение, жители которого были похоронены на могильнике, располагалось на противоположном берегу р. Усы. Историческое название его, как и многих других поселений, неизвестно. Оно протянулось более чем на три километра по берегу реки, а вглубь берега занимало территорию более одного километра. Работы на памятнике под руководством московского археолога А.Е. Алиховой позволили установить, что Муранское селище являлось одним из крупнейших центров золотоордынского времени в Среднем Поволжье. На этой территории были обнаружены также материалы эпохи бронзы, свидетельствующие о том, что на берегу Усы еще во второй половине II тыс. до н.э. обосновались носители срубной культуры.

Муранское селище. Осенью 2010 г. в результате резкого спада уровня
Куйбышевского водохранилища обнажилась территория
затопленного в 1950-е гг. памятника

Сжатые сроки работ в 1950-е годы не дали возможность провести широкие исследования, и селище оказалось затопленным водами Усинского залива Куйбышевского водохранилища. Казалось, что это навсегда. Однако случилось непредвиденное. Невиданная засуха, установившаяся в Поволжье в последние годы, привела к резкому падению уровня воды в водохранилище, и река Уса практически вошла в свои природные берега. Муранское селище буквально восстало с речного дна.

 

В южной части селища обнаружены остатки фундамента каменного сооружения, имеющего квадратную форму

Вся поверхность прибрежной зоны сейчас покрыта фрагментами керамики, костей животных, железными шлаками, многочисленными предметами из камня, кости, железа. На одном из участков четко прослеживаются остатки каменной постройки.

Ситуация, возникшая с Муранским селищем, обозначила новые проблемы в области охраны и исследования археологических памятников. Затопленного некогда памятника не оказалось в списках объектов культурного наследия. Этим воспользовались псевдолюбители древностей. Предметы, вытащенные из культурного слоя с помощью металлодетекторов, к сожалению, уже не поступят в музейные хранилища и посетители музеев никогда не смогут их увидеть на выставках, и для науки эти артефакты утрачены.

 

Каменная литейная форма для изготовления украшений,
типичных для золотоордынского времени

Бронзовый замок в виде фигурки лошадки и ключ от замка  

В то же время у археологов появилась возможность вернуться к исследованию памятника и планировать там раскопки, если только ситуация на водохранилище вновь не изменится. Уже наступившей осенью памятник был обследован археологами музея им. П.В. Алабина, теперь Муранское поселение включено в список объектов археологического наследия Самарской области.

Драма на Волге 

Между селами Большая и Малая Рязань у рыбаков есть излюбленные места, где можно не только удачно порыбачить, но и насладиться тишиной и покоем волжских просторов, которые располагают к созерцательности и размышлениям. Безмолвны выжженные за лето нещадным солнцем поля и редкие перелески. Тишину нарушают редкие речные суда и моторные лодки рыбаков. Трудно представить себе, что 650-700 лет тому назад здесь дымили металлургические печи, раздавался стук кузнечных молотов, рыбаки тянули сети, полные улова, наполнялись товаром трюмы, шумело торжище.

Малорязанское селище. Русский поселок конца XIII -XIV вв.
располагался на высоком волжском берегу

Благодаря археологам удается восстанавливать страницы давно ушедших лет. В 2007 г. на Малорязанском II селище начала исследования археологическая экспедиция СОИКМ им. П.В. Алабина. И уже первые раскопки дали интересные результаты.
 

Актовая свинцовая печать новгородского
князя Дмитрия Александровича (1276-1281, 1283-1294 гг.),
сына Александра Невского

 

Череп подростка 13-15 лет со следами смертельных травм

Судя по материалу, в конце XIII в. на южный берег Самарской Луки монгольская администрация переселила большую группу русского населения предположительно с Верхней Волги. Постепенно сформировался крупный поселок, у населения которого приоритетными занятиями было не только ремесло, но и рыбная ловля, скотоводство. Многочисленные кости рыб, свиней, коров свидетельствуют об этом.

Важное место это поселение, видимо, занимало и во внутренней и внешней торговле золотоордынского государства. Косвенным подтверждением этого может служить находка актовой свинцовой печати новгородского князя Дмитрия Александровича (1276-1281, 1283- 1294 гг.), сына Александра Невского. На ее лицевой стороне имеется изображение святого всадника с мечом в правой руке, на оборотной стороне - изображение Вседержителя на престоле.

В годы правления хана Узбека (1313-1342) великая степная империя достигла расцвета, но уже через некоторое время в конце 40-х гг. XIV в. в период правления хана Джанибека на государство обрушилось великое несчастье - чума. За этой бедой последовал и политический кризис - смута (1359-1379). Именно с этим временем связана гибель многих волжских поселений. Претенденты на престол привлекали к себе сторонников, обрекая их на гибель в случае победы противника. Не исключено, что подобная история разыгралась и на Малорязанском селище.

При раскопках четко фиксируется слой пожарища. Но еще более очевидные свидетельства гибели жителей этого поселка обнаружены при раскопках христианского могильника, примыкающего к поселению. На костях ряда погребенных прослеживались следы травм. На одном из черепов молодого человека зафиксировано большое отверстие, которое могло появиться от сильного удара массивным предметом (обух топора? кистень?).

По мнению антрополога А.А. Хохлова, следы на черепе свидетельствуют о том, что после травмы предпринималась попытка оперативного вмешательства путем трепанации черепа, но спасти раненого не удалось.

След рубящего оружия, которым была нанесена смертельная травма, обнаружен на черепе 6-7-летнего ребенка.

Особенностью исследованной части могильника является наличие среди взрослых погребений только мужских захоронений, за исключением двух женских. Около половины исследованных погребений детские.

 

Бронзовые энколпионы

Христианские погребения были безынвентарными, исключение составляет одно погребение пожилого мужчины. В нем были обнаружены створки от двух разных крестов-энколпионов (мощевиков).

Один из них представляет собой оборотную сторону энколпиона, отлит из бронзы, изображения доработаны резцом. В центре композиции располагается восьмиконечный крест, по краям - четыре медальона с изображениями святых. Аналогичные энколпионы были обнаружены на Коктебельском городище и в Киеве в одной из землянок, разрушенных во время монгольского нашествия в декабре 1240 г. и, по предположению В.В. Кропоткина, что оба они были изготовлены в одной из киевских мастерских в конце XII или начале XIII в. Вполне возможно, что и малорязанский энколпион был изготовлен в Киеве или представлял собой ремесленную копию с киевского оригинала.

Второй энколпион также представляет собой оборотную сторону энколпиона. Форма креста греческая - четырехконечная. Необходимо отметить весьма высокое качество отливки и последующей обработки. Изображение Богоматери, выгравированное тонким резцом, передает мельчайшие детали фигуры. Изображение относится к типу Богоматерь «Знамение» (Великая Панагия) (по-гречески «Панагия» - «Всесвятая», одно из наименования Богоматери). Об этом свидетельствует и гравированная надпись «PANAГИ» в верхней части креста. Высокое качество исполнения энколпиона позволяет рассматривать его как изделие византийских мастеров или представителей киевской школы конца XII - начала XIII вв.

Вполне возможно, что погребение с крестами принадлежало священнику. Была ли церковь в русском поселке на Волге? На этот вопрос можно ответить только после широких археологических изысканий.

Таким образом, драматические события, зафиксированные археологическими материалами, привели к прекращению активной жизни на поселении, а впоследствии и запустению. Вероятно, такая участь постигла и другие поселения на Самарской Луке. Некоторым подтверждением такого заключения могут служить нумизматические данные. Именно к 60-м гг. XIV в. относится большинство поздних монет, происходящих с памятников. Лишь единичные монеты относятся ко времени правления хана Тохтамыша (1379-1391, 1392-1395), разгром которого войсками Тимура в 1391 г. на р. Кондурче ознаменовал окончательный упадок Золотой Орды.

Могло ли в этих условиях уцелеть поселение Samar?

Ответа на этот вопрос пока нет.


А.Ф. Кочкина,
зав. отделом археологии СОИКМ им. П.В. Алабина
 

 

Главная

Наверх

Содержание выпуска

Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000-2011, Самарская Лука.