Логотип
   
Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки

  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(846) 335-59-56
(846) 959-69-14

"ЭНЕРГИЯ-БУРАН"

А в Москве уже был утвержден новый космический проект "Энергия-Буран", и заводу "Прогресс" предстояло принять на себя основную нагрузку в его реализации. Это означало: опять многократное уплотнение рабочих графиков, широкая программа реконструкции производства, очередной этап в освоении новых материалов и технологий, не имеющих аналогов в мировой практике. "Прогрессовцам" в очередной раз предстояло заполнить выданный им "карт-бланш" в космическом ракетостроении. Завод "Прогресс" является исполнителем новейших идей претворяемых в жизнь при конструкторском сопровождении ЦСКБ и ВКБ "Энергия".

Замысел Генерального конструктора В.П.Глушко должен был воплотиться в сверхтяжелую двухступенчатую ракету-носитель в комплексе с орбитальным кораблем многоразового использования.

Глобальность нового проекта диктовала, как первейшую необходимость, техническое перевооружение производства, создание уникальных машин и механизмов, аналогов которым не знало отечественное машиностроение.

Достаточно сказать, что одной только технологической оснастки было изготовлено несколько тысяч наименований. Плюс новый сборочный цех и монтажно-испытательный комплекс (МИК).

Изготавливали блоки для этой ракеты-носителя на заводе "Прогресс", а конструкторское и технологическое сопровождение осуществлял вновь организованный ВКБ "Энергия" у истоков которого стоял главный конструктор Борис Георгиевич Пензин, а затем принявший как эстафету Станислав Александрович Петренко.

Вновь построенный громадный корпус для сборки центрального блока, поражает своими размерами. Именно здесь, нужно согнуть, отфрезеровать отдельные лепестки топливных баков, изготовить шпангоуты, сварить баки, нанести теплоизоляцию.

Изготавливаемые на заводе баки имели колоссальные размеры. Диаметр бака первой ступени около 4 м, длина 40 м. Водородный бак, являющийся основой носителя, имел диаметр 8 м и длину 32 м. Этот огромный бак был собран. Впереди комплекс испытаний в г. Королеве Московской области в ЦНИИМАШ, туда доставлялся бак баржей.

На реке Самарке был оборудован причал, с которого на специальную баржу погрузили бак, размеры которого породили дополнительные проблемы. Баржа с грузом по высоте не проходила под мостами, кроме того на всем пути следования необходимо было сохранить секретность груза. Для решения первой проблемы в трюмы баржи насосами закачивалась вода и баржа оседала. Миновав мост, воду откачивали и шли дальше. Сложнее было с секретностью. Огромный бак затянутый брезентом привлекал всеобщее внимание. С каждого встречного парохода неслись вопросы: "Что везете?"

"Помидоры", - отвечали с баржи. Шутки кончились, когда баржа вышла в Куйбышевское водохранилище. Штормовой ветер срывал брезент, превращая его в гигантский парус. Трудно представить, чем все это могло закончиться, если бы не всесильная тогда власть представителя КГБ, который наравне с другими отвечал за успех операции.. По его приказанию встречный сухогруз изменил маршрут и пришвартовался к борту баржи, прикрыв груз от бокового ветра. Транспортировка прошла успешно, так же результативно состоялись все испытания.

В доставке груза водным путем имелся опыт и в отечественной и в мировой практике.

А вот доставка крупногабаритных грузов воздушным путем не имела аналогов.

День 6 января 1982 года, когда мощный 3-МТ оторвался от взлетной полосы с закрепленным над фюзеляжем самолета гигантским баком, заполненным воздухом под давлением, вошел в историю авиации как новый рекорд, выполненный экипажем:

А. Кучеренко, С. Соколов, Н. Генералов, И. Семухин, В. Падуков, Б. Айзатулин.

В кабине самолета был оборудован контролирующий давление в баке специальный пульт, данные которого передавались на самолет сопровождения. В случае утечки из бака, группа сопровождения должна была принимать экстренное решение: возвращаться на аэродром отправки или экипажу катапультироваться. Ответственность на всех была огромная. Авиация в очередной раз сослужила службу космонавтике. Воздушный мост "Прогресс" - Байконур был наведен.

15 мая 1987 года шестидесятиметровая ракета, сотрясая землю, обрушив на нее водопады огня, медленно отрывается от старто - стыковочного блока и уходит в небо. В этой ракете, воплощенной в жизнь самарскими ракетостроителями, был сконцентрирован весь опыт отечественного ракетостроения, весь научный и технический потенциал страны. Не будь Королевской "семерки", Н1, других ракет, не было бы "Энергии".

На весь мир прозвучало сообщение ТАСС о том, что с космодрома "Байконур" успешно произведен запуск ракеты-носителя "Энергия" сверхтяжелого класса. За рамками этого официального сообщения осталось многое - в том числе и то, что широкая программа экспериментальной отработки всех составляющих элементов ракеты-носителя, плюс совершенство конструкторской разработки и технического сопровождения, позволили первую стендовую машину переделать в летную. Это - очень высокий, сам за себя говорящий показатель работы всех предприятий, участвовавших в реализации проекта. На космодроме "Байконур" у времени был свой отсчет со своим коэффициентом ускорения. Определялся он днем, когда прозвучит команда: "Ключ на старт!"

Она прозвучала 15 ноября 1988 года. Когда в грохоте и пламени ослепительный в своей сверхмощной красоте космический комплекс "Энергия - Буран" оторвался от стартового стола, человечество поднялось еще на одну ступень в бесконечном пути освоения космоса. Этот старт остался рекордом, по-прежнему недосягаемым в космическом машиностроении.

Тема "Энергия - Буран" была снята с производства, между тем из федеральной космической программы ее никто не снял, она там числится, но ничего по ней не делается из-за отсутствия финансирования.


САМАРСКИЙ ЗАВОД "ПРОГРЕСС"

ЛУННАЯ РАКЕТА "Н1"

"ЭНЕРГИЯ-БУРАН"

ЦСКБ

 

 

 


Г.В. Маевская

Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000, Самарская Лука.