Логотип
   
Логотип
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА
ИСКУССТВО
Выпуски
Рубрики
О журнале
Редакция
Ссылки

  Рег. номер:
  C1571 от 18
  декабря 1996г.

  Адрес: 443056,
  Россия,
  г.Самара,
  ул.Скляренко,
  д.17-9

  Телефоны:
(846) 335-59-56
(846) 959-69-14

ЛУННАЯ РАКЕТА "Н1"

Впрочем, заводу некогда было осознавать свою историческую причастность к эпохальным событиям. Жизнь торопила. И все так же не хватало привычных рабочих смен, чтобы вместить в них плановое задание по серийному выпуску уже освоенных "семерки", КА и подготовку к новому, сверхсложному этапу. В рабочих планах Генерального конструктора он был обозначен как Ж-ЛЗ, в заводских графиках и на производственных оперативках - как заказ 52. А сегодня говорим о нем, как о трагически неудавшемся "лунном проекте" - Н-1.

На "Прогрессе" изготавливали лепестки баков первой и второй ступени и разгонный блок РН Н-1.Конструкторское сопровождение осуществляло ЦСКБ.

В годы освоения Н-1 на заводе построен высотный корпус нового сборочного цеха. На Байконуре - МИК (монтажно-испытательный корпус). Реконструированы действующие и созданы новые цеха автоматики и крупногабаритных баков, организовано 119 участков, изготовлено более 80 000 наименований оснастки, установлено уникальное сборочное, сварочное, испытательное оборудование. Осуществлены сложнейшие организационные и технические мероприятия, в том числе разработана и внедрена технология изготовления и термической обработки деталей из специальных высокопрочных сталей и титановых сплавов. Многое из этого создавалось впервые в стране, а что-то - и в мире.

В марте 1964 года организован постоянно действующий филиал на Байконуре - эксплуатация МИК и его оборудования. В совместной работе с заводскими специалистами по созданию технологий для изделия Н-1 активное участие принимали отраслевые институты: Техномаш, Композит, НИАТ и институт электросварки им. Патона, их перечень займет целый лист. "Прогрессовцы" всем говорят: "Спасибо!" Здесь был очень плотный союз рабочих и инженеров, существовавший, практически, при всех принимаемых решениях по внедрению новой технологии. Сварка занимает главенствующее место. Первая изготовленная емкость имела 570 дефектов и разрушилась на гидроиспытаниях. И опять, поиски новых источников питания, новых сварочных головок, нового оборудования. Изготавливали на заводе лепестки баков, а полностью их начали сваривать на филиале, на Байконуре. Работали в очень тяжелых условиях, но жалоб не было. Все были охвачены энтузиазмом. Последний бак был принят при проведении всех методов контроля, практически, без доделок.

Каждый рабочий день на сотнях производственных участков завода, каждая выточенная или отфрезерованная деталь, сданная в цеховое ОТК, были малыми частицами единого большого дела - подготовки "лунного проекта".

Человечество всегда мечтало о близкой к земле Селене, так называли древние греки ночное светило, стартовать с которой поможет "облегченная" гравитация. Самарские предприятия ракетостроителей, двигателистов, кислородчиков были головными по претворению в жизнь этого проекта - любимого детища Сергея Павловича Королева.

Первый пуск ракеты-носителя Н-1 состоялся 21 февраля 1969 года. Прозвучали команды: "Ключ на старт! Протяжка! Продувка! Зажигание!" и самая главная: "Подъем!" Первые секунды полета не предвещали аварии. Однако на 69-й секунде пламя от работающих двигателей исчезло, то есть произошло отключение всех 30 двигателей блока "А". По свидетельству очевидцев, ракета не взорвалась, не рассыпалась в воздухе, как это произошло при одном из пусков американского "Шатла", она просто упала в 52 километрах от стартовой площадки и сгорела чуть не дотла.

Столь же неудачными были и три последующих пуска ракеты Н-1: 3 июля 1969 года, 27 июня 1971 и 23 ноября 1972 года. Причем, последний пуск чуть-чуть не дотянул до нормального (всего 7 секунд по блоку "А").

Разработчиками проекта анализировались причины аварий. Продолжалась работа по выпуску более надежных двигателей НК-33, НК-43, НК-39. Они разрабатывались в СНТК на Управленческом под руководством генерального конструктора Николая Дмитриевича Кузнецова и изготовлялись на моторостроительном заводе имени Фрунзе. Ныне эти двигатели закупили, так гордящиеся своими достижениями американцы. По- видимому, в 21 веке на них будут подниматься в космос американские ракеты.

Однако, участь ракеты Н-1, а вместе с ней и самого "лунного проекта", была решена. Тема была закрыта.

Причины? Их много, начиная от политических (Америка взяла реванш за проигранное первенство в космосе, высадив на Луну свой экипаж, и догонять ее в этом нам уже не было смысла) и кончая элементарной борьбой научных амбиций.

Ракета-носитель Н-1 ушла в историю, оставшись недописанной страницей. Но, не вдаваясь в обсуждение ее технических характеристик или ореола сомнений, который окружал проект с момента рождения и до его закрытия, можно сказать одно: коллективы куйбышевских заводов со своей ролью главных изготовителей справились с честью.

Уход с политической арены, влюбленного в космос Н.С.Хрущева, смерть С.П.Королева, высадка американцев на Луну, первые наши неудачные запуски лунной ракеты и ….

Ну, а что же Луна? Она ждет своего часа. О Лунной ракете мы говорим сейчас несколькими абзацами, а тогда, в каких единицах можно было измерить мужество конструкторов, технологов, рабочих, когда они после каждого неудачного запуска видели осколки своей продукции, на которую были затрачены месяцы и годы напряженного умственного и физического труда, растрачено нервов и испорчено людских отношений в спорах. А назавтра, каждый вставал опять на свое рабочее место и начинал все заново. Откуда брался этот эмоциональный заряд и чувство преданности идеям освоения космоса, которые являются одними из определяющих при достижении, на первый взгляд, совершенно недосягаемых фантастических целей?

Остались одиноко лежать в цехах баки, отсеки, стабилизаторы, обтекатели, напоминая о потраченных 10 годах жизни впустую. Уничтожали изделия заводчане со слезами на глазах. К счастью, уничтожили не все. Уцелели оснастка, универсальное оборудование и накопленный за десятилетия опыт, который помог заводчанам приступить к работе над ракетой-носителем "Энергия" для МКС "Энергия-Буран".


САМАРСКИЙ ЗАВОД "ПРОГРЕСС"

ЛУННАЯ РАКЕТА "Н1"

"ЭНЕРГИЯ-БУРАН"

ЦСКБ

 

 


Г.В. Маевская

Главная

Наверх

Содержание выпуска

 Web_мастер  
Дизайн - группа "ВебМонтаж".
© 2000, Самарская Лука.